Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Зубков В.Г.: «Высокая эффективность дистанционного обучения доказана практической реализацией»

Генеральный директор Института информационных технологий, доктор технических наук,
профессор, академик МАН ВШ
Зубков Виктор Георгиевич



Зубков В.Г.: «Высокая эффективность дистанционного обучения доказана практической реализацией»


Виктор Георгиевич, Вы руководите Институтом, специалисты которого организуют заочное обучение с применением дистанционных технологий в московских вузах. Имеется в виду техническое сопровождение или что-то ещё?

Дистанционные образовательные технологии (сокращенно ДОТ) в настоящее время, благодаря развитию вычислительной техники и интернета, получили самое широкое распространение. Благодаря тому, что в России существует соответствующая законодательная база реализации ДОТ, у многих желающих получить образование появилась возможность осуществить свою мечту без отрыва от места своего жительства и работы. 

Для осуществления этой деятельности несколько государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования объединились в Консорциум, координатором деятельности которого является наша организация. Это объединение позволило в кратчайшие сроки подготовить широкий спектр учебно-методических материалов для внедрения ДОТ. Одной вычислительной техники и интернета недостаточно для организации процесса обучения с помощью этой технологии. Существенным условием является качество и разнообразие учебно-методического материала, предлагаемого для изучения. Для реализации ДОТ наши образовательные учреждения используют: кейс-технологии, интенет-технологии, теле- и видео- конференции, комплексы компьютерных и видео лабораторных работ, системы тестирования и многие другие элементы современных технологий обучения.

По Вашей оценке, насколько эффективно дистанционное обучение, по сравнению с традиционным (очным)?

Существуют различные оценки эффективности дистанционного обучения по сравнению с традиционными классическими формами образования, как качественные, так и количественные. Однако следует иметь в виду, что на первоначальном этапе для подготовки внедрения ДОТ необходимы значительные временные и финансовые затраты. Подготовка только одного качественного учебно-методического комплекса для дистанционного обучения может стоить десятки и даже сотни тысяч рублей. Для реализации ДОТ необходимо иметь соответствующую вычислительную технику, программное обеспечение и профессиональные кадры.

С учетом того, что ДОТ предназначены для одновременной подготовки достаточно большого количества обучаемых, в последующем эти первоначальные затраты полностью окупаются.

Высокая эффективность ДОТ доказана практической реализацией. Существуют оценки на федеральном уровне: ДОТ позволяют значительно повысить уровень образованности населения, предоставляя возможность получения образования самым широким слоям населения. Эффективность на региональном уровне связана с возможностью подготовки специалистов для региональных производств и организаций. Эффективные корпоративные системы ДОТ созданы и функционирует в подавляющем большинстве крупных корпораций. Насколько я могу судить, ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России также подошли к пониманию необходимости и практической реализации дистанционного обучения. Наработки, с которыми мы познакомились в РЦОИТ, свидетельствуют о продуманном и серьезном подходе к процессу обучения членов участковых и территориальных избирательных комиссий с использованием дистанционных образовательных технологий.

Да, обучение в избирательной системе России в настоящее время переходит на качественно новый уровень – уровень профессионазиции организаторов выборов именно с применением дистанционных образовательных технологий. Ваш Институт информационных технологий уже 7 лет специализируется на дистанционном обучении. Что было самым сложным в организации этой работы из вашего опыта?

На самом деле мы занимаемся разработкой и внедрением, начиная с 1986 года. Организация, где мы работали, занималась выпуском вычислительной техники и программного обеспечения к ней, для освоения соответствующих программных продуктов мы разрабатывали обучающие компьютерные комплексы. Непосредственно образовательной деятельностью со студентами мы начали заниматься с 1997 года, с начала эксперимента Министерства образования России по внедрению дистанционного обучения.

На начальном этапе самым сложным было убедить профессиональное сообщество, пользователей и административные органы в самой практической возможности дистанционного обучения. Помогли ранние наработки и опыт зарубежного внедрения дистанционного обучения. Кроме того, дистанционное обучение невозможно без соответствующих учебно-методических комплексов. Отсутствие этих комплексов на начальном этапе сильно ограничивало использование ДОТ. И я полагаю, что те учебно-методические материалы, которыми на сегодняшний день располагает РЦОИТ при ЦИК России - верное направление, это хорошая основа в организации дистанционного обучения в избирательной системе.

Чем, на Ваш взгляд, может отличаться дистанционное обучение в вузах от дистанционного обучения в избирательной системе?

Очевидно, что технологически дистанционное обучение в избирательной системе почти ни чем не отличается от ДОТ в вузах. В обоих случаях можно использовать кейсы, интернет-технологии, видеоконференции и т.д. Думается, что основное отличие будет заключаться в содержании учебно-методических материалов, в объемах, специфике аудитории, сроках обучения. Вы, по сути, готовите кадры под свою систему – избирательную, основываясь не только на теории, но исходя из практических задач и предыдущего опыта. Это своего рода корпоративное обучение. Кроме того, в избирательных комиссиях, особенно верхних уровней, работают люди, уже имеющие высшее образование, серьёзный опыт работы в избирательной системе, и, следовательно, достаточно подготовленные для освоения нового материала. Но есть и люди, начальная подготовка которых значительно ниже. Следовательно, возможны и разные уровни обучающих материалов по объёмам учебной нагрузки, т.е. для первой категории обучающихся отдельные темы будут даваться обзорно, для второй - более детально.

Какие типичные ошибки происходят при формировании системы дистанционного обучения? На что следует обратить особое внимание?

Для работоспособности и эффективности системы ДОТ в целом необходимо наличие многих составляющих. Главными, на наш взгляд, являются кадры, техника, учебно-методический материал, организация системы и управление ее работой. Вот на эти пять моментов в первую очередь и следует обращать внимание при формировании системы ДОТ. Если технике, как правило, придают самое серьезное значение, то на остальные четыре момента обращают значительно меньше внимания. Кроме того эффективность системы определяется наличием обратной связи – необходимостью оценки ее работоспособности: востребованность, качество подготовки специалистов, доступность, стоимость создания и эксплуатации, наличие поддержки и т.д. Необходим методически выстроенный процесс, включающий в себя теорию, практику, вопросы для самоконтроля, и обязательно должна быть система контроля качества процесса обучения и полученных знаний.

Что бы вы могли порекомендовать организаторам обучения членов избирательных комиссий как в техническом, так и в содержательном плане?

На наш взгляд проведение образовательных мероприятий в дистанционном режиме требует определенной предварительной подготовки обучаемых. Для этого целесообразно заранее выдать обучаемым определенный учебно-методический материал, который поможет им лучше подготовиться, например, к участию в вебинаре. В содержательном плане интерес представляют различные мультимедиа приложения, постановка и совместное решение конкретных ситуационных задач – кейсов. Очень важно обобщение имеющегося опыта предыдущих избирательных компаний.

Кроме того, следует иметь в виду, что образовательный процесс, особенно использующий дистанционные технологии, не является некоторой застывшей формой, которую, подготовив один раз, можно сколь угодно долго использовать. Совершенствуются методики обучения, совершенствуются средства связи и вычислительная техника. Поэтому система дистанционного обучения должна находиться в постоянном развитии, впитывая в себя лучшие образцы нового и перспективного в этой области образования.

Возврат к списку

Комментарии
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Все эксперты