Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Повысить явку уговорами не получится

Особенность выборов 18 сентября 2016 года для Пермского края состоит прежде всего в том, что впервые в крае в один день пройдёт голосование по трём крупнейшим кампаниям — выборы в Госдуму, Законодательное собрание края и Пермскую городскую думу. Мы ожидаем большого количества участников выборов. Так, в Госдуму, например, без сбора подписей имеют право выдвигать кандидатов 14 партий. Полагаем, что почти все они примут участие в выборах, как минимум выдвинув партийные списки.


Кроме того, изменился и способ избрания депутатов. На выборах в Госдуму вернулась смешанная система, когда избиратель голосует не только за партию, но и за депутата-одномандатника.

Впервые выборы в Пермскую городскую думу также пройдут по смешанной системе. В результате избиратели города Перми, например, получат шесть избирательных бюллетеней.

Думаю, что все участники избирательных кампаний понимают, что всё это накладывает дополнительную ответственность как на организаторов выборов, так и на их участников.


- Большие выборы — большая работа, много людей задействовано. Можете привести статистику нынешних выборов? Например, число участков, мандатов, сотрудников избиркомов и т. п.

— Помимо уже названных выборов нас ожидают 26 избирательных кампаний по выборам в органы местного самоуправления. Должны быть сформированы 14 земских собраний. Всего будет распределяться 378 мандатов депутатов представительных органов местного самоуправления.

В Пермском крае образовано 1815 избирательных участков. В участковых комиссиях будет задействовано более 16 тыс. членов комиссий. Эти люди не работают у нас на постоянной основе, в основном это сотрудники бюджетных учреждений и представители общественных организаций и политических партий. То есть всем им нужно напомнить основы избирательного законодательства, права и обязанности всех участников процесса, скоординировать их действия. Каждый из них должен знать свою роль на избирательном участке, должен знать законодательство.


— Раз уж мы заговорили о законодательстве... Вы недавно внесли изменения в законодательство о выборах. В чём их суть и для чего они нужны?

— Ежегодно перед началом избирательной кампании мы выходим с законодательной инициативой, направленной, прежде всего,  на приведение регионального законодательства в соответствие с  федеральным. Таких существенных поправок за весенне-зимний период текущего года накопилось немало. Последние изменения были подписаны президентом буквально 5 апреля.

Например, раньше не определялось количество наблюдателей от кандидата или партии. В ряде других регионов некоторые кандидаты использовали эту лазейку для осуществления своеобразного подкупа избирателей.

На участок каждые пять минут приходил новый наблюдатель, который проживал в округе, регистрировался, голосовал, уходил — и на его место приходил новый. С каждым из них был заключён договор об оказании услуг по наблюдению. Теперь эта «лазейка» закрыта: у кандидатов и партий есть возможность направлять не более двух наблюдателей в одну комиссию.

И список с данными о них должен быть представлен в избирком не позднее, чем за три дня до дня голосования или досрочного голосования.

При этом наблюдателям дали новые права. Например, теперь они вправе вести фото- или видеосъёмку на избирательном участке.

Много противоречивой и часто неточной информации слышал про изменения в сфере информирования и деятельности СМИ в период избирательной кампании. Могу заверить, что принятые изменения сути работы прессы не меняют и права журналистов не ограничивают. Предлагаемыми изменениями вводится лишь необходимость аккредитации представителей средств массовой информации для участия в освещении дня голосования в порядке, предусмотренном ЦИК России или Избирательной комиссией Пермского края.

Аккредитация проводится в уведомительном порядке, а заявки на неё подаются в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Это делается с целью ограничить возможность использования «чёрных технологий» и провокаций на избирательном участке.

Ещё одно новшество, которое будет интересно избирателю, — предложение ввести обязанность кандидатов участвовать в дебатах в телеэфире. В противном случае эфирное время кандидата будет перераспределено его же оппонентам.

И это далеко не все изменения.


— Изменений действительно много. Но почему вообще у нас перед каждыми выборами меняется законодательство? Причём, по мнению многих общественников, все они идут в сторону закрытости системы, создания дополнительных «фильтров» для попадания активных граждан в органы власти. Однако есть и другое мнение (например, высказываемое представителями партии большинства) — это движение в сторону демократии. Вы с каким мнением согласны?

— Действительно, избирательное законодательство — достаточно динамичная отрасль права. Примеры, почему происходят некоторые изменения в законодательстве, я привёл. Есть сложившаяся практика нарушений — есть реакция законодателя на их пресечение. Но говорить о движении в сторону закрытости и всевозможных «фильтров» я бы не стал. Скорее наоборот.

Возьмём для примера избирательный барьер для партий при распределении мандатов в Законодательном собрании. Он уменьшен с 7 до 5%.

Другая сторона — многие партии и их кандидаты освобождены от сбора подписей, достаточно получить определённую поддержку населением этой партии на прошедших выборах. Среди партий, которые будут выдвигать списки и кандидатов без сбора подписей на выборы в Госдуму, есть и те, которые ряд экспертов относит к жёстко оппозиционным властям. Где же здесь «фильтры»?

Более того, права и обязанности кандидатов, наблюдателей или представителей СМИ в последнее время только расширяются. По сравнению с предыдущими выборами в заксобрание значительно скорректированы основания для отказа в регистрации кандидату. Избирательные комиссии теперь обязаны уведомлять кандидатов и партии о неполноте или неточностях в представленной документации и давать три дня на исправление таких ошибок.

Результат нововведений тоже очевиден: за счёт упростившейся процедуры выдвижения в 2015 году 2/3 кандидатов выдвигались от партий, 80% победивших — представители партий.

К тому же сейчас приняты изменения закона, направленные на повышение гласности в работе комиссий и расширение информационного обеспечения выборов. Мы, например, в прошлом году по запросу общественников и исходя из многочисленных жалоб на затянутые сроки выдачи тех или иных документов территориальными комиссиями разработали интернет-портал избирательных комиссий Пермского края, где есть вся актуальная информация о комиссиях.

В период избирательной кампании (и это закреплено в регламенте) на портал в течение суток выкладываются все решения комиссий.

Я перечислил лишь немногие изменения, но очевидно одно: все они направлены на повышение открытости и реальной состязательности выборов при обеспечении законности их проведения.

И уж если на то пошло — все ли эти изменения хороши? Говорили о сложностях с регистрацией партий — в результате либерализовали законодательство в этой части. В Прикамье сейчас действует 58 региональных отделений политических партий. Думаю, что вы и о половине из них никогда не слышали. Зато получили по старой доброй традиции в некоторых случаях откровенное использование партийных списков для заработка партий. Так что всё относительно.


— Как в таком случае вы относитесь к распространённому опасению, что партийные кандидаты якобы голосуют так, как велит партийное руководство, а не так, как хочет избиратель?

— Есть одномандатники, которые решают проблемы своего округа, в нашем случае микрорайона, есть списочники, которые следуют партийной логике и реализуют те партийные установки, которые выработаны на федеральном, региональном уровнях и отражают настроение избирателей, проголосовавших за эту партию.

Кто-то голосует за личность, за решение конкретных проблем, кому-то ближе партийная платформа или федеральный лидер партии.

Смешанная система даёт избирателям ресурс партий, которые будут отвечать на следующих выборах за эффективность работы своих депутатов.

Хотя очевидно, что на местном уровне крайне важна прямая связь жителя и его депутата, ведь речь идёт о решении конкретных местных проблем.

— Партия «Единая Россия» 22 мая проводит масштабное предварительное голосование. Другие партии тоже устраивают некий «предварительный отбор» кандидатов. Это просто повод для дополнительного пиар-шума или в этом есть реальный смысл как для избирателей, так и для политических партий?

— Такие партийные проекты, несомненно, дают партиям повод заявить о себе ещё до начала избирательной кампании. Насколько я понимаю, сейчас все партии заинтересованы в том, чтобы найти кандидатов, способных победить в условиях усиливающейся партийной конкуренции. Будущие кандидаты должны пройти своеобразное «сито» — быть протестированными как однопартийцами, так и избирателями, чтобы выявить сильнейших.

В этой ситуации любая нечестность при проведении предварительного отбора ударит прежде всего по партийным позициям на последующих выборах.

Поэтому считаю, что идея отличная во всех смыслах. Но вот каким образом она будет реализована, покажут ближайшие два месяца.


— Активность избирателей объективно падает. С чем это связано? Как мы выглядим в сравнении с развитыми странами — там тоже на выборы ходит 20—30% или нет?

— Стоит отметить, что явка всегда зависит от уровня выборов. Самая высокая — на выборах президента страны. Если взять средние показатели явки избирателей Прикамья за последние годы, то это порядка 30% на муниципальных выборах, 49% — на региональных и 55% — на выборах президента РФ. Это средние показатели по стране.

В части уровня явки мы движемся в определённом коридоре в течение последних лет 10.

Даже на общеевропейских выборах явка в среднем аналогичная и не превышает 46%. А если взять прошедший 6 апреля референдум в Нидерландах об ассоциации Украины и ЕС, явка там оказалась на уровне 30%.

Для вас это прозвучит дико, наверное, но в ряде, как вы говорите, «развитых стран» явку стимулируют. Так, согласно законодательству Бельгии участие в выборах является обязанностью и неявка избирателя на выборы без уважительной причины наказывается штрафом в размере до 137 евро в случае повторных уклонений от исполнения гражданской обязанности.


— Какова сейчас активность разных категорий избирателей, например молодёжи, инвалидов? Что делается избиркомами для её повышения?

— Повысить явку уговорами, разъяснениями и напоминаниями, очевидно, не получится. Явка — это прежде всего показатель интереса избирателей к выборам и их доверия к институту выборов, к осознанию реальности личного участия в формировании органов власти. Отсюда создаётся важный элемент политической стабильности — признание гражданами легитимности избранных лиц.

Понимаем, что молодые избиратели — одна из самых критично настроенных категорий избирателей. Рассказывать им в актовом зале о важности выборов — пустая трата времени. Поэтому мы решили действовать через молодёжные избирательные комиссии, которые есть у нас в каждом муниципалитете. Это активная молодёжь, которая способна заинтересовать и убедить в своей позиции сверстников. МИКи имеют свои странички в соцсетях, где выкладывают всю информацию не столько о выборах, сколько о событиях местного значения, близких для ребят, там активно обсуждается местная повестка. Вот сейчас многие планируют мероприятия, связанные с празднованием Дня Победы.

Естественно, что таким образом интерес к данной деятельности среди молодёжи растёт. За год работы количество участников таких групп выросло с 200 до почти 9 тысяч. Понятно, что в этом году свою роль по повышению доверия к выборам и активности молодых избирателей эта сеть сыграет.

Другое направление — работа по реализации избирательных прав инвалидов, ведь необходимо сделать процесс голосования максимально понятным и удобным для всех избирателей. Наша совместно с органами власти задача — обеспечить возможность проголосовать непосредственно на избирательном участке избирателям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы начали эту работу два года назад с того, что оборудовали те участки, где проживают избиратели с нарушениями зрения, соответствующими вспомогательными средствами, проинформировали их о такой возможности. Эти меры себя оправдали, и возник спрос на то, чтобы голосовать непосредственно на избирательном участке. Явка тогда среди таких избирателей превысила среднюю явку по краю на порядок. В 2015 году впервые число проголосовавших избирателей с ограниченными возможностями здоровья на участке превысило число проголосовавших на дому.

В 2016 году работа гораздо масштабнее. Совместно с органами власти идёт работа по оборудованию помещений пандусами, уже оборудован 181 участок для голосования, и планируется оборудовать ещё порядка 50; 27 помещений для голосования перенесены на первые этажи, планируется перенести ещё 76. На данный момент в Пермском крае не осталось ни одного помещения избирательной комиссии, расположенного на третьем этаже. На самих участках мы установим специальные кабины для голосования маломобильных избирателей — всего более 400, и все участки будут оборудованы средствами для помощи при голосовании слабовидящим гражданам — лупами с подсветкой и трафаретами.

Мы реалисты и понимаем, что не решим всех проблем в части доступной среды, но важные шаги в этом направлении уже сделаны.


- Какие меры принимают избирательные комиссии для обеспечения открытости процесса голосования?

- Доверие избирателей к выборам – ключевой показатель эффективности нашей работы. Это напрямую определяет легитимность избранных лиц. Как повысить доверие к выборам в условиях устоявшихся стереотипов? Прежде всего, не давать повода заподозрить избирательную систему в незаконных решениях и ангажированности. Мало кто будет отрицать тот факт, что в Прикамье конфликтов в этой части в последнее время не было. В системе избирательных комиссий сейчас нет людей, которые ориентируются на иные моменты, нежели требования закона и позиция краевой комиссии. Кроме того, мы серьезно поработали над повышением профессиональной грамотности коллег. Как результат, мы не проиграли ни одного дела в суде.

Важным направлением работы комиссии стало информационное взаимодействие с участниками процесса и общественностью. Например, мы регулярно встречаемся с лидерами профсоюзов, которые формируют позицию своих коллег на местах. Из новаций отмечу появление пермского крайизбиркома в социальной сети «ВКонтакте». По инициативе членов молодежных избирательных комиссий создано порядка пятидесяти страничек, на которых обсуждается местная муниципальная повестка, молодежные события и проблемы конкретно взятой территории. Мы никого туда не загоняем, но благодаря интересному контенту число их подписчиков за год выросло до 8 тысяч активных пользователей. Несомненно, эта сеть сыграет свою роль в повышении доверия к выборам.

Отдельный блок работы связан с обучением всех участников избирательного процесса. Чем больше знают наши коллеги, тем меньше будет неприятной работы у нас. Мы уже ведем встречи с журналистами, разъясняем им азы – терминологию, права и обязанности представителей СМИ в период агитационной кампании и в единый день голосования.

Кроме этого будем делиться знаниями с наблюдателями. Надеюсь, что это снимет недопонимание на избирательном участке. С большим уважением отношусь к работе наблюдателей, но бывает, мы говорим с ними на разном языке, по-разному понимаем нормы закона.

Повторю очевидную вещь: конкурентные и открытые выборы — залог легитимности избранных лиц. И где-то это декларируется, у нас уже как минимум два политических сезона нет конфликтов, где избиркомы разных уровней приняли бы, назовём это так, неправомерное решение.

Прежде всего, это стало следствием выстраивания вертикали избирательных комиссий при всех условностях, им присущих. Поменялся даже принцип подбора руководства ТИКов, сейчас это полностью прерогатива краевой комиссии. Ориентации на местные силы влияния у комиссий нет, есть ориентация только на законность.

Мы серьёзно повысили профессиональный уровень членов комиссий. У нас нет отменённых судом решений. Мы много делаем для повышения доверия к институту выборов, и отсутствие обоснованных претензий к работе избиркомов — один из важных элементов такой работы.

Взаимодействие с гражданским обществом, уполномоченным по правам человека, наша готовность обучать наблюдателей, организация видеонаблюдения и использование прозрачных ящиков и КОИБов на избирательных участках — всё это также элементы повышения доверия к выборам.

Стоит отметить, что недавно нами был сделан принципиальный шаг в работе с общественностью — создан консультационный совет при Избирательной комиссии Пермского края. Он сформирован совместно с Общественной палатой и уполномоченным по правам человека. Члены совета будут обсуждать системные и наиболее резонансные вопросы избирательного процесса. Темы для обсуждения будут предлагаться как уполномоченным по правам человека, так и представителями общественности. Поэтому предполагаю, что в период выборов на заседания совета мы будем выносить и рассмотрение жалоб, чтобы снять напряжение в этой сфере. Это ещё раз говорит о том, что избирательные комиссии открыты для взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса.


- Насколько массовым будет видеонаблюдение на избирательных участках?

- В Перми и во всех крупных городах Пермского края будет организовано видеонаблюдение с онлайн-трансляцией и сохранением записанного видео на серверах, в том числе и для формирования доказательственной базы при необходимости. В краевой столице планируем задействовать комплексы обработки избирательных бюллетеней. Как показывает практика, на участках, оборудованных системой видеонаблюдения и КОИБами, значительно меньше жалоб со стороны участников избирательного процесса.

Сейчас часто пугают новыми правилами аккредитации журналистов.

Определенные изменения в законах есть, но сути работы прессы они не меняют. Права и обязанности журналиста остаются прежними, по-новому регламентируется только порядок аккредитации. Изменения вызваны подменой понятий «общественный наблюдатель» на «представитель СМИ». Честнее, наверное, добиваться введения института общественного наблюдения, а не искать лазейки в законе тем, кто декларирует своей основной задачей соблюдение этого самого закона. В итоге законодатель более четко регламентировал порядок появления на избирательном участке журналиста, реально таковым являющегося. Он должен находиться в штате СМИ за два месяца до официального объявления избирательной кампании. При этом процесс аккредитации остается уведомительным, никаких ограничений не вводилось, все права журналиста остались прежними.

Из этой же оперы – регламентация по числу наблюдателей на участке. В прошлом году ряд регионов столкнулись с тем, что кандидат под маркой наблюдателей, с которыми у него был заключен договор, заводил на участок избирателей, проживавших в его округе. То есть была применена форма подкупа избирателей. Таких «наблюдателей» набиралось несколько десятков на каждом участке. В итоге ограничения по числу наблюдателей появились в связи с необходимостью пресечь такую схему подкупа, а права и обязанности наблюдателей остались прежними.

В части регламентации работы со СМИ еще один момент касается сетевых изданий. Недавние изменения в федеральном законодательстве позволяют распространять к сайтам СМИ те же требования, что и к средствам массовой информации даже в том случае, если сайт как СМИ не зарегистрирован.


- Как выстраивается работа краевого избиркома с самыми активными участниками избирательной кампании – партиями?

- Мы активно с ними сотрудничаем и предлагаем им различные форматы взаимодействия, направленные на повышение грамотности в вопросах законодательства о выборах. Это и семинары, это и методички и постоянные рабочие контакты. Скажу, что такой подход позволил нам уменьшить число отказов в регистрации на прошедших муниципальных выборах в отношении партийных кандидатов. У нас в этой части один из самых низких процентов в стране – не более 6–7 % .

В начале апреля мы проведем семинар с представителями всех партий для того, чтобы еще раз проговорить все законодательные новации. Нюансов много. Например, мы ранее требовали, чтобы судимые кандидаты указывали полные данные о судимости, включая часть и номер статьи. Это вызывало возражение со стороны ряда товарищей, но сформированная нами судебная практика сегодня нашла отражение в федеральном законодательстве.

Кроме этого мы по своей инициативе внедряем для выборов депутатов Законодательного собрания Пермского края электронную форму подачи документов на регистрацию. Здесь сложнее допустить ошибку, чем в документах, заполненных от руки, потому что программа указывает на многие неточности. Однако отмечу, что и старый вариант подачи документов в письменном виде никто отменять не собирается.



По материалам ИД «Компаньон»

и РИА «Федерал Пресс»  




Возврат к списку

Комментарии
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Все эксперты