Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Виктория Вискулова: мы рады, что появляются такие нормы, которые препятствуют «чёрным» пиар-технологиям

Заместитель председателя избирательной комиссии Амурской области Виктория Вискулова стала героем рубрики «Интервью» на сайте Амур.инфо. Виктория Вячеславовна в беседе рассказала о подготовке к выборам 18 сентября 2016 года, их особенностях и основных задачах. Амурчане могут получить ответы на многие интересующие их вопросы. 

– 18 сентября 2016 года в России – единый день голосования. Кого россияне, в том числе и мы, амурчане, будем избирать?

– Амурчане будут избирать депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатов Законодательного собрания Амурской области, а также депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. У нас планируется 74 кампании муниципального уровня. В основном, конечно, это выборы депутатского корпуса, но есть и примеры выборов глав муниципальных образований. Назову крупные кампании – это выборы главы города Белогорска, главы Завитинского района, выборы депутатов Белогорского, Зейского, Константиновского и Мазановского районных Советов народных депутатов. Получается шесть больших основных муниципальных избирательных кампаний. Также будет доизбираться один депутат Благовещенской городской Думы.

Остальные – это выборы поселенческого уровня. И вот из этих поселенческих кампаний основной массив, ещё раз напоминаю, – выборы депутатов представительных органов, потому что главы муниципальных образований сейчас избираются прямым народным голосованием редко. В частности, на этих сентябрьских выборах это – глава Чигиринского сельсовета Благовещенского района, Верхнезейского сельсовета Зейского района, поселка Ушумун Магдагачинского района и Полянского сельсовета (Серышевский район). Немного выборов глав муниципальных образований. Дело в том, что, как знаете вы, как знают читатели Амур.инфо, существуют три способа избрания главы. Первый – всенародное голосование, которое сейчас постепенно сокращается в масштабах; второй – избрание главы муниципального образования депутатами из своего состава и третий вариант – избрание точно так же депутатами, но по результатам работы конкурсной комиссии. То есть конкурсная комиссия представляет кандидатуры по итогам конкурса, и среди них депутаты выбирают.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусматривая три перечисленные модели выборов, отдаёт ключевое слово самим депутатам на местах. И именно устав муниципального образования фиксирует, как будет избираться глава данного муниципального района, городского округа, поселения.

– Кто может вступить в борьбу за звание «своего депутата» и когда будет дан старт избирательным кампаниям?

– Старт кампаниям даётся в разное время, если речь идёт о федеральных, региональных и муниципальных выборах. Выборы депутатов Госдумы могут быть назначены в период с 30 мая по 19 июня. Назначаются они указом президента России. Выборы депутатов заксобрания назначаются самими депутатами в период с 9 по 19 июня. А выборы в органы местного самоуправления Амурской области назначаются депутатами представительных органов муниципальных образований в период с 19 по 29 июня. То есть фактически июнь – как раз тот месяц, когда будет происходить назначение выборов. И после того как они назначены, идёт процесс выдвижения кандидатов, списков кандидатов.

По вопросу – кто может вступить в борьбу за звание «своего» депутата –  нужно уточнить, а кто это такой – «свой» депутат? Возможно, подразумевается депутат, избираемый от Амурской области по одномандатному округу (на выборах в Госдуму) или от какого-либо одномандатного округа в заксобрание (например, Архаринско-Бурейского, Благовещенско-Ивановского, Октябрьско-Тамбовского и других). Важно напомнить, что сегодня выборы депутатов Госдумы проводятся по смешанной системе, точно так же, как и выборы депутатов заксобрания Амурской области – то есть когда половина депутатов избирается по партийным спискам – пропорциональной части (и избиратель голосует за партию), а вторая половина – по мажоритарной системе, то есть по одномандатным округам (когда избиратель голосует за конкретного кандидата). Территория страны, когда мы говорим о выборах в Госдуму, или территория области, если мы говорим о заксобрании, делится на так называемые одномандатные избирательные округа, примерно равные по числу избирателей. Вот допустим, при выборах депутатов Госдумы на территории Амурской области образован один одномандатный избирательный округ № 71 – у нас не так много населения. В Хабаровском крае два округа, в Приморском – 3,  в Иркутской области – 4. Всё зависит здесь от многочисленности избирателей. И от каждого округа будет избран один депутат. То есть избиратели в Амурской области гарантированно должны избрать одного депутата в Госдуму. Так и в заксобрании – от каждого из 18 одномандатных округов избирается один депутат заксобрания, и эти округа образованы исходя из примерно равной численности избирателей (ориентировочно, 35 тысяч избирателей на один округ).

Выдвигаться по одномандатным округам как на выборах в Госдуму, так и на выборах в законодательное собрание могут граждане Российской Федерации и в порядке самовыдвижения, и политическими партиями. Главное для этого – достигнуть возраста 21 года на день голосования, не быть недееспособным, не содержаться в местах лишения свободы по приговору суда, не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства. Есть также ряд пресекательных норм для лиц, осуждённых к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления.

– В чём главная особенность избирательных кампаний 2016 года?

– Я бы сказала, что кампании этого года во многом возвращаются к прежней модели выборов, но это не стопроцентный возврат. Сейчас наблюдается развитие избирательного законодательства по спирали. Когда вроде бы делается какой-то круг, но на исходную точку, тем не менее, не возвращается. Стопроцентного повторения нет. В частности, поговорим о выборах в Госдуму. Да, мы вернулись к смешанной модели, последний раз она была использована в России в 2003 году. Тогда было точно так же – 225 депутатов избирались по партийным спискам по единому округу и 225 по одномандатным округам. На территории Амурской области был образован свой, 60-й одномандатный избирательный округ, и всего по нему баллотировалось 12 кандидатов. Видите, какая была высокая популярность выборов среди кандидатов, ещё графа «против всех» была! Сегодня могу сказать – мы возвращаемся фактически к той же модели, но не совсем, потому что появилось много новинок в избирательном законодательстве. Можно упомянуть расширение корпуса избирателей: сейчас на выборах в Государственную думу правом голосовать за депутата по одномандатному округу будут обладать граждане России, которые зарегистрированы по месту пребывания на территории своего избирательного участка не менее чем за три месяца до дня голосования. Ведь всегда за основу что брали? Регистрацию по месту жительства, пресловутый штамп в паспорте, и на его основании человек включался в список избирателей и голосовал.

Сейчас впервые на федеральных выборах 2016 года введена такая норма, что избиратель, который временно (не менее трёх месяцев до дня голосования) зарегистрирован на территории соответствующего избирательного участка, тем не менее, может обратиться в территориальную избирательную комиссию по месту пребывания с заявлением о намерении голосовать именно здесь. Оно подаётся в период 60-21 день до дня голосования. И человеку необязательно будет получать открепительное удостоверение. Это достаточно удобный механизм. Подобная модель обсуждается и при выборах депутатов Законодательного собрания – в отношении граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области и находящихся по месту пребывания на территории другого одномандатного избирательного округа. Но окончательно данная поправка в региональный закон пока не принята.

Продолжить разговор о неполном возврате к предыдущей модели выборов можно и на примере грядущего избрания депутатов заксобрания. Последний раз смешанная модель выборов использовалась в нашей области в 2005 году. Тогда ещё законодательный орган назывался Амурским областным советом народных депутатов. Было 36 депутатов, 18 из которых избирались не по одномандатным округам, как сейчас, а по девяти двухмандатным округам (область делилась на 9 частей, и от каждой такой части надо было избрать двух кандидатов). То есть поменялась нарезка избирательных округов.

Ещё интересно и важно, что сегодня на выборах и в Госдуму, и в заксобрание может участвовать бȯльшее количество политических партий. Только на федеральном уровне выборов таких партий – 75! В Амурской области 44 региональных отделений партий зарегистрировано! К тому же, подчеркну, гражданин может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. То есть не обязательно искать какую-то партию. Другое дело, что кандидатам, выдвигаемым партиями, будет проще. На выборах в Госдуму 14 партий освобождены от сбора подписей, в заксобрание – 10 партий. Если список кандидатов по единому округу или по одномандатным округам выдвигается такой партией, уже не требуется сбор подписей. А это очень важно, потому что сбор подписей – ответственный процесс. На выборах в Госдуму за список кандидатов по единому округу нужно собрать не менее 200 тысяч подписей, и на один субъект Федерации должно приходиться не больше 7 000 подписей. Кандидат по одномандатному округу в думу собирает не менее 3 % подписей от числа избирателей  в Амурской области это около 19 000 подписей.

На выборах в заксобрание политической партии, не пользующейся законодательной преференцией, в поддержку списка кандидатов нужно будет собрать порядка 3 000 подписей (0,5 %  от числа избирателей, зарегистрированных на территории области), а в поддержку кандидата по округу – около 1 000 подписей избирателей (3 % от числа избирателей, зарегистрированных в одномандатном округе). Точное количество подписей будет установлено избирательной комиссией после назначения выборов.

Самое главное, чтобы у читателей было понимание, что на выборах в Госдуму все мы получим по два бюллетеня. В одном будут наименования партий, за которые предлагается голосовать. Во втором – ФИО кандидатов. Точно так же на выборах в заксобрание – избиратель получает два бюллетеня. В первом – наименования партий, во втором – ФИО кандидатов. Как видим – минимум четыре бюллетеня получит в регионе избиратель. Плюс, конечно, ещё местные выборы. Так, в Зейском районе выборы депутатов проводятся по смешанной системе – ещё два бюллетеня, и вот уже шесть. А если ещё поселенческий уровень добавляется, то это уже седьмой бюллетень. На самом деле количество кампаний весьма значительно.

– Чем отличаются выборы в Госдуму и выборы в региональные и местные органы власти?

– Конечно, масштабом избирательной кампании, периодом выдвижения, отличаются теми формами агитации, которые на самом деле используются, и многим другим. К примеру, на местных выборах не всегда есть муниципальные СМИ, где бесплатно предоставляется эфирное время и печатная площадь. Конечно, и избирательные фонды разные.

– Как устроена избирательная кампания?

– Начальный этап – назначение выборов и опубликование такового решения. Это старт кампании. Затем идёт процедура выдвижения кандидатов, списков кандидатов. На выборах в Госдуму, органов местного самоуправления в Амурской области – это 25-дневный срок после дня официального опубликования решения о назначении выборов. На выборах депутатов Законодательного собрания прописан 30-дневный срок выдвижения. Если это политическая партия – проводится конференция, съезд и уполномоченный орган выдвигает список кандидатов и представляет документы в избирательную комиссию. Соответственно, если речь идёт о самовыдвижении, то кандидат приходит в окружную избирательную комиссию и приносит необходимый комплект документов. И затем, при необходимости, идёт сбор подписей.

Следующий этап – это регистрация кандидатов либо списков кандидатов, если всё в порядке с документами. По сути, одновременно уже идёт процесс агитации. За 28 дней до дня голосования начинается агитация в СМИ. И здесь есть определённые новинки в законодательстве – в частности, на сетевые издания отныне распространяются общие нормы проведения агитации в СМИ. Завершается избирательная кампания процессом голосования, определением результатов выборов и представлением избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

– Какие партии участвуют в избирательной кампании?

– Давайте расширим вопрос – какие избирательные объединения участвуют в избирательных кампаниях? На выборах федерального уровня это политические партии, на выборах иного уровня –  также региональные отделения или иные структурные подразделения партий в соответствии с их уставами. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением признается также общественная организация либо общественное движение, устав которых предусматривает участие в выборах, зарегистрированные на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанные общественные объединения либо внесенные в их уставы изменения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за 6 месяцев до дня голосования.

Я уже говорила, что избирательная система развивается по спирали. На выборах депутатов Госдумы в 1999 году имели право участвовать 139 политических объединений. В 2011 году – на последних выборах – число политических партий сократилось до 7. Сегодня это количество возросло в 10 раз. То есть наблюдается некая синусоида. И такое увеличение количества политических партий приводит к изменениям в законодательстве.

Появилась новая норма – федеральным законом может предусматриваться изготовление бюллетеня в форме брошюры. Общее правило такое – бюллетень изготавливается на одном листе и печатается только с одной стороны, но за исключением вот этой самой брошюры. На выборах в Госдуму бюллетень по федеральному избирательному округу («партийный» бюллетень) включает – смотрите – наименование партии плюс эмблема в одноцветном исполнении, затем фамилии, имена, отчества кандидатов из общефедеральной части списка, так называемых «паровозов». Их может быть до десяти человек. Затем идёт номер региональной группы, которая относится к данному субъекту Федерации, фамилии, имена, отчества первых трёх кандидатов из региональной группы. Уже до 13 фамилий по одной партии, а ведь количество партий может быть большим. Если будет зарегистрировано свыше 10 партийных списков, то в избирательном бюллетене по решению ЦИК России помещаются только наименования партий и их эмблемы. Справа от наименования каждой политической партии или под наименованием каждой политической партии и сведениями о зарегистрированных кандидатах, включенных в соответствующую региональную группу кандидатов (при ее наличии), помещается пустой квадрат для значка избирателя.

Но и в этом случае уместить всё в рамках одного листа может не представиться возможным. Поэтому закон о выборах в Госдуму предусматривает: если будет зарегистрировано свыше 20 федеральных списков кандидатов от партий, либо свыше 30 кандидатов по одномандатному округу, то в этом случае бюллетень может изготавливаться в форме брошюры. Утверждать форму бюллетеня – право ЦИК России. И если эта норма о бюллетенях-брошюрах будет задействована, то использовать КОИБы станет невозможно. Все мы помним, что КОИБ рассчитан на бюллетень в форме листа длиной до 60 сантиметров. Вот такие нюансы. Но подчеркну – брошюры могут быть только на выборах федерального уровня, при избрании депутатов заксобрания их не будет.

– Что ещё нового будет?

– Нового действительно очень много. Иногда мы слышим такие точки зрения, что избирательное законодательство ужесточается. С этим нельзя в полной мере согласиться, потому что в чём-то нормы становятся более жёсткими, а в чём-то – более лояльными. Например, о наблюдателях – людях, которые направляются политическими партиями, зарегистрированными кандидатами на участки для наблюдения за тем, что происходит в период голосования. Сегодня, по закону, такие партии и кандидаты могут назначить в каждый избирком не более двух наблюдателей, поочередно осуществляющих наблюдение в помещении для голосования. И списки таких наблюдателей партия или кандидат должны предоставить в территориальную (муниципальную – в зависимости от вида выборов) комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Списки достаточно подробные – в них указываются ФИО наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка, наименование избирательной комиссии, куда он направляется. И наблюдатель либо в день голосования приходит с направлением, либо предъявляет его накануне. Подобное ужесточение правил, очевидно, сделано для упорядочения избирательного процесса на том участке, куда направлен наблюдатель. Изначально этот законопроект появился по инициативе КПРФ, потом был существенно видоизменён. Говорили, что это позволит в какой-то степени препятствовать «чёрным» технологиям, когда зачастую под видом наблюдения якобы осуществлялся подкуп. В нашей практике, к счастью, таких случаев не было.

Одновременно наблюдатели получили право производить в помещении для голосования фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом руководство комиссии. Естественно, это не значит, что наблюдатель будет ходить в помещении для голосования в хаотичном порядке и фотографировать всё и всех подряд. Осуществляются эти действия с места, которое определит председатель участковой комиссии. Кроме того, удалить наблюдателя из помещения голосования возможно за нарушение законодательства о выборах, но – по новым правилам – только при наличии соответствующего судебного решения. Это примеры уже не ужесточения правил, а гарантирования прав наблюдателей.

Ещё одна интересная новинка связана с участием СМИ в избирательном процессе. Это действительно важно. Представители средств массовой информации, конечно, и ранее имели право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, при подсчёте голосов, наблюдать за самой процедурой. Но сейчас для этого требуется два обязательных момента. Первое – представители СМИ, которые будут присутствовать при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, при подсчёте голосов, должны работать в редакции не менее двух месяцев до дня официального опубликования решения о назначении выборов. То есть не менее двух месяцев работать по трудовому или возмездному гражданско-правовому договору до названной даты. Этот двухмесячный срок всё-таки подтверждает, что человек, очевидно, имеет непосредственное отношение к журналистской деятельности и не появился перед избирательной кампанией из ниоткуда с сиюминутными задачами. И второй момент – для осуществления указанных действий представителям СМИ требуется аккредитация в ЦИК России или избирательной комиссии субъекта Федерации. Заявление на аккредитацию должно быть подано не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Более детально порядок аккредитации будет принят ЦИК России в июне.

В числе моментов, которые призваны упорядочить избирательный процесс, приведу ещё один пример. Раньше была норма о запрете привлекать к агитационным действиям несовершеннолетних граждан. Но было одно исключение – использование кандидатами изображения своих детей в агитационных материалах. Не секрет, что кандидаты фотографировались достаточно активно со своими детьми для агитационных листовок. Сегодня запрет абсолютный – недопустимо привлекать несовершеннолетних граждан к агитационной деятельности.

Конечно, отдельные новации назревали уже давно. И мы рады, что появляются такие нормы, которые препятствуют «чёрным» пиар-технологиям. Давайте вспомним практику кандидатов-двойников. Для Амурской области это не совсем актуальный вопрос, и это к счастью. Тем не менее, если проанализировать электоральный опыт центральных регионов, то зачастую это было бедствие! Что нашло отражение в послании президента в 1999 году. В нем декларировалась необходимость борьбы с грязными технологиями на выборах, в частности – с технологией кандидатов-двойников как посягающей на основы молодой российской демократии. И действительно, это было так. Классический пример – это выборы в Брянской области в 2000 году, когда избирался глава администрации области. На этих выборах было 6 кандидатов-двойников! Из них в бюллетень были включены двое, и один из них имел ту же фамилию и то же имя – Лодкин Юрий – как и кандидат на должность главы администрации, бывший действовавшим главой, который переизбирался. Так вот этот кандидат-двойник не вёл никакой агитации, он не был жителем Брянска, даже фото своё не предоставил, его почти никто не видел и не знал, но за счёт такой технологии он набрал почти 7 %. А «основной» Лодкин Юрий – 29 %. Согласитесь, для «ничегонеделания» получить 7 % голосов – это очень хорошо. И методов борьбы с этой технологией не было на самом деле. Даже когда пытались бороться, было сложно. А вот сейчас в законодательство введена такая норма, что если в выборах участвуют кандидаты, у которых совпадают ФИО полностью, в этом случае сведения о них располагаются в порядке старшинства. Первыми указываются сведения о старшем кандидате, потом – о младших. И если при этом смена фамилии или имени, или отчества произошла в период избирательной кампании, либо в течение года, предшествовавшего дню официального опубликования решения о назначении выборов (то есть подразумевается, что это всё могло быть сделано специально), то в этом случае в бюллетень в обязательном порядке будут помещаться прежние ФИО кандидата, который произвёл изменения. То есть будет донесена такая информация до людей, чтобы избиратели сами принимали решение и всё-таки идентифицировали кандидатов.

И, конечно, важно отметить, что 18 сентября 2016 года на всех видах выборов будет использоваться институт открепительных удостоверений. Того досрочного голосования, к которому избиратели привыкли, не будет (имею в виду случаи, когда досрочно голосовали избиратели, в день голосования по уважительной причине отсутствовавшие по месту своего жительства и не имевшие возможность прибыть в помещение для голосования на своем избирательном участке). Другое дело, что при голосовании по открепительному удостоверению есть нюансы. Возьмём такую ситуацию – житель Благовещенска 18 сентября 2016 года будет находиться в Тынде. Смотрите – он получит открепительное на выборах в Госдуму и на выборах в заксобрание. Приедет в Тынду и там сможет голосовать на выборах в Думу и по партийному бюллетеню, и по бюллетеню по одномандатному округу. Здесь для него ничего не меняется. Но на выборах в заксобрание он сможет проголосовать только по одному бюллетеню, по партийному, потому что одномандатный округ в Тынде совершенно другой по отношению к Благовещенску. Если же житель Благовещенского района 18 сентября уедет в село Ивановка Ивановского района – это один округ на выборах в заксобрание, – и при наличии открепительного удостоверения на выборах в заксобрание там он проголосует по двум бюллетеням.

И на выборах 18 сентября 2016 года в органы местного самоуправления досрочного голосования (кроме труднодоступных и отдаленных местностей) также не будет, но будет голосование по открепительным удостоверениям (это правило действует только при совмещении кампаний с федеральными выборами). Но надо тоже прекрасно понимать, что если житель, к примеру, Мазановского района приедет в Благовещенск 18 сентября, то проголосовать за мазановских кандидатов на выборах депутатов Мазановского районного совета народных депутатов он не сможет. Вот такие нюансы. Очень много дополнительных технических моментов, но я попыталась остановиться на самых главных и важных.

– Можно ли голосовать дистанционно?

– Голосование по почте у нас не применяется, смс-голосования тоже не существует. Голосовать можно только в «очном» порядке. Но получить открепительное удостоверение может другой человек, которому доверяет сам избиратель, – на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если гражданин находится в этом учреждении на лечении). Напомню, что открепительное удостоверение – именной документ, и воспользоваться им посторонний не сможет.

– Возможно ли будет проголосовать против всех?

– Голосования против всех кандидатов и партий не будет. Здесь обращаю ваше внимание, что на территории Российской Федерации  зарегистрирована политическая партия «Против всех». Надо понимать, что это партия, а не форма протеста.

– Что будет, если избиратель испортил бюллетень?

– Если при заполнении бюллетеня допущена ошибка, можно обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, - вместо испорченного он выдаст новый.

– Опросы на выходе из помещения для голосования – это законно?

– Да, это законно, но другое дело, что это право самого избирателя – сообщать о результатах своего голосования, а отнюдь не обязанность. Помните, что в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения.

– Могу ли я проголосовать за кандидатов, партии в Госдуму, но не проголосовать на местных выборах, так как я никого не знаю?

– Конечно, это право избирателя – голосовать на тех выборах, которые ему интересны, и за тех кандидатов и партии, которые ему интересны. Однако в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещена подробная информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень. Ознакомьтесь: возможно, вы и захотите за кого-нибудь из них проголосовать.

– Как проголосовать россиянам, проживающим за границей?

– Этот вопрос актуален для федеральных выборов. То есть проголосовать где-то за границей за депутатов амурского заксобрания или, например, за главу Завитинского района не получится. А за границей голосование проводится в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений.

– Сколько человек в Амурской области будут задействованы в комиссиях на выборах?

– Однозначно, это члены участковых, территориальных, окружных избирательных комиссией, комиссий муниципальных образований, областной избирательной комиссии, то есть это свыше 6 000 человек. Это люди, в основном работающие на общественных началах, внештатные сотрудники избирательной системы.

– Есть ли прогноз по проценту явки? 

– Прогнозов давать избирательные комиссии не уполномочены; мы лишь надеемся, что большое число амурчан придёт на выборы и будет голосовать 18 сентября. Тем более что возвращаются прежние модели избирательных систем, когда количество кандидатов должно быть больше. Но если говорить о справке по выборам, что-то предугадать вообще нельзя. Вот в 1999 году явка по выборам в Госдуму составила по нашей области 62,49 %. В 2003 – когда такая же смешанная модель использовалась – явка упала до 51,21 %. В 2011 году – возросла до 54,04 %. Надеемся, что активность избирателей превысит показатели предыдущих лет.

– Сколько будет избирательных участков?

– Всего на территории Амурской области образовано 749 участков, но еще добавятся временные участки – в больницах, на вокзалах, в аэропорту, т.е. в местах временного пребывания избирателей.

– Почему автоматизированный подсчет голосов лучше ручного?

– Не то что лучше, а быстрее. КОИБы считают быстро и точно, – после перевода машины в режим подсчета бюллетеней результат известен в течение 5 минут. И каких-либо ошибок технические комплексы не допускают.

Специалисты надеются, что выборы будут интересны для избирателей.

– Когда есть здоровая конкуренция, конкуренции программ, идей, когда кандидаты и партии ведут себя достойно, пытаются донести своё мнение до избирателей, слышат проблемы людей и, что важнее, их решают в последующей работе, избиратель чувствует свою нужность. Вот это важно. Мы бы очень хотели, чтобы эта борьба шла лишь в законном русле, потому что «чёрные» пиар-технологии подрывают доверие и к кандидатам, и к партиям, и в целом к избирательной системе», – отметила в беседе заместитель председателя избирательной комиссии Амурской области Виктория Вискулова. 


По материалу ИА «Амур.инфо»

http://www.amur.info/interview/2016/05/16/6501

Возврат к списку

Комментарии
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Все эксперты