Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Выбор народа спас Россию

Антон Мстиславович Купрач, главный советник РЦОИТ

Выбор народа спас Россию

4 ноября исполнилось 400 лет со дня окончания в 1612 году Смутного времени в России. Возрождение - преодоление кризиса национального сознания и расщепления всего народного бытия, началось с выбора народа той силы, которая была способна защитить страну. В то время вопрос стоял очень просто: быть или не быть России, сумеет ли она отстоять свою независимость, самостоятельность и самобытность или станет навсегда отсталой и ничего не значащей провинцией Европы.


Выбор народа породил появление национальных героев, сумевших создать общенародное движение, которое опрокинуло все планы завоевателей. Народное ополчение обрело законность в глазах всей страны только после того, когда на площади в Нижнем Новгороде открыто и всем народом были выбраны его вожди: Минин и Пожарский. Россия обрела, пусть и не сразу, национальный мир и согласие, нашла свой путь бытия и стала со временем одной из великих держав мира, определяя во многом его судьбу.

Причины смуты

Смута в России в начале семнадцатого века была, по сути, первой гражданской войной. Главной причиной этой всенародной общенациональной беды был глубочайший кризис, который поразил Московское царство в период царствования Ивана Грозного и Бориса Годунова. Грозный в годы опричнины искусственно разделил надвое дворянское сословие, подарив опричникам, т.е. личному охранному корпусу, огромные привилегии, натравив опричное войско на земщину. Хотя Грозный и укрепил свою личную власть, опора монархии была фактически уничтожена, что породило в России катастрофическую политическую нестабильность и разделение всего русского общества.

Власть могла править страной только с помощью террора, страха и насилия. Царь оказался в драматическом одиночестве, не веря даже опричникам, он три раза вынужден был менять состав охранного корпуса. И хотя размах террора был не таким уж большим, во всяком случае, не большим, чем в странах средневековой Европы, политическое и социальное насилие в Московском царстве породило почву для смуты и гражданской войны.


Приход к власти Бориса Годунова лишь в самое первое время несколько смягчил социальную напряженность. Годунов был несчастливым царем, ему постоянно не везло. И самой большой бедой Бориса Годунова было то, что народ сомневался в законности или как сейчас говорят, легитимности его царской власти. В народе упорно распространялись слухи о том, что наследник престола, малолетний сын Грозного царевич Дмитрий был умерщвлен в Угличе по приказу Годунова. Последовавший страшный голод 1601-1603 годов, названный «Великим голодом» и унесший сотни тысяч жизней, рассматривался народом как наказание за цареубийство.

Популярность, завоеванная Борисом в начале царства, улетучилась, царь стал подозрительным, пытался спасти свою власть любым путем, но появление Лжедмитрия I буквально добило его. Он скоропостижно умер, не оставив после себя наследников престола, поскольку продолжение династии Годунова на русском престоле даже не рассматривалась сколько-нибудь серьезно. Среди бояр были более высокородные представители, и судьба его сына и жены была решена. Годунов правил с 1598 по 1605 год. После его царствования началось одно из самых страшных времен в истории России.

Классическими причинами смуты называют кризис экономики страны из-за Ливонской войны и последующих войн, усиление крепостного гнета, запрет крестьянам уходить от хозяина в Юрьев день, голод, эпидемии, усиление борьбы за власть внутри страны, народные восстания Хлопка и Болотникова, появление лжецарей и самозванцев, которых поддерживали враги России. К этому списку можно прибавить продажность элиты, и разрушение единства русского народа. Однако, главной причиной смуты являлся кризис народного самосознания. Заканчивались одни времена, начинались новые и на этом временном разломе происходили события, которые нужно знать и помнить современникам.

Лжецари

Смута породила появление огромно количества поразительных социальных типов и явлений, которые еще до сих пор не изучены и не осмысленны. Особенно интересным в этом ряду являются лжецари, которых было несколько. Но наиболее  колоритными из них были два: Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, прозванный тушинским вором. До сих пор не известны кем были эти персонажи на самом деле. Историки перерыли, кажется, все архивы, все доступные источники, но так окончательно и не пришли к выводу об их происхождении. Лжедмитрий I чаще всего связывается с монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Розыск Годунова и Василия Шуйского подтвердили эту версию. Отрепьев объявил себя царевичем Дмитрием, законным наследником русского престола. Его воцарение в Кремле можно назвать современным языком настоящей спецоперацией, в которой участвовали сотни людей, как в России, так и за рубежом.

Естественно, что это было бы не возможно, не имей Отрепьев внушительной внешней поддержки Речи Посполитой, одной из самых могущественных стран Европы того времени и внутренней – русских бояр. И Польша и бояре видели свою пользу в воцарении этого авантюриста на престоле в Кремле. Логика его триумфального появления в Московском царстве понятна. Отрепьев рассматривался народом, как желанный, законный, в первую очередь царь, защищавший интересы и нужды простых людей. Бояре, которые с самого начала презирали его, но поддерживали сказку о его происхождении, сумели не только отстоять свою власть и свои богатства, но и укрепить и приумножить их.

Григорий Отрепьев, если Лжедмитрием был именно этот человек, был очень умным и талантливым. Он быстро и легко учился, был достаточно демократичным и открытым, но у него был один недостаток, который преодолеть могло лишь время: он был очень молод, а вследствие этого, неопытен. В силу своего почти юного возраста, он был не способен понять ни тайных пружин Кремлевской власти, ни игры своих покровителей за рубежом. Он делал массу ошибок, которые с неизбежности вели его к гибели. Он был мечтателем на троне, наивным и недальновидным, он не понимал, что изменить существовавшую тогда систему не возможно ни быстро, ни вообще в принципе. Он был обречен на смерть и в результате боярского заговора убит, процарствовав вместе с другой авантюристкой полячкой Мариной Мнишек, его женой, меньше года.

Второй Лжедмитрий, Тушинский вор, был почти комичной фигурой, типичным жуликом и авантюристом, искавшим золота и власти в первую очередь. О его происхождении практически ничего не известно. Он, как личность, интересен, прежде всего, тем, что являлся одной из ярких характеристик смутного времени, его порождением. Толпы наемников, окружавших этот нелепый персонаж, и поддерживавшие его, жаждали лишь наживы, они и само Московское царство рассматривали как желанную добычу и уходили всегда, как только понимали, что награбить богатств не получится.

Успех этих людей, лжецарей, которые длительное время контролировали огромные территории страны, был возможен, прежде всего, по причине слабости Московской власти, не популярности в народе ее вождей и предательством национальной элиты, в данном случае, боярского правительства и родовой аристократии, которые искали помощи для сохранения своей власти за рубежами русского царства.     

Положение России в смутное время

Международное и внутреннее положение Московского царства на всем протяжении гражданской войны было катастрофическим. До сих пор не понятно, как западные короли «проморгали» тот исторический момент для захвата страны. Крымский хан угрожал с юга, поляки с запада, шведы с северо-запада. Бояре в Москве продавали страну на корню, готовые принять на царство то польского королевича, то шведского. Лишь нестроения внутри Речи Посполитой, наличие в Польше сильной оппозиции королю, его плохие отношения со Швецией, а еще небывалый героизм и упорство русских людей, могут объяснить тот факт, что, не смотря на не прекращающуюся войну на территории Руси и ее разорении, она смогла устоять и выдержать.


Внутри страны по разоренным деревням и городам сновали сотни и сотни казачьих шаек, грабя буквально все, что можно было грабить, а в лесах возле дорог хоронились банды, состоящие из разоренных крестьян, так называемых шишей. Власть в Москве была не только не популярна, но и контролировала, пожалуй, лишь территорию Москвы в районе Кремля. Разгорались народные восстания, страну раздирали междоусобия. Стояли лишь крестьяне, сеявшие хлеб, не смотря ни на что и Русская Православная Церковь. 

Огромную роль в спасении страны тогда сыграла Православная Церковь и лично ее предстоятель, Патриарх Гермоген.

 Этот мужественный и несгибаемый человек, причисленный в дальнейшем к лику святых, как мученик, не побоялся никаких лишений, ни самой мучительной смерти, став, по сути, духовным пастырем всей страны. Его невозможно было ни купить, ни запугать. Умерщвленный поляками в Кремле, Патриарх показал всему православному миру пример стойкости и верности своей стране и вере. 

Бояре

Особую и позорную роль в истории смуты сыграло московское боярство – родовая аристократия, владевшая огромными богатствами и властью. В тот период боярство в подавляющем своем большинстве, заняло откровенно предательскую позицию, особенно бояре так называемой Семибоярщины -  Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Иван Романов, Федор Шереметьев, Андрей Трубецкой, Борис Лыков. Для этих людей личная власть и несметные богатства были важнейшими понятиями, тогда когда судьба страны и народа являлись чем-то вспомогательным. Бояре готовы были пойти на то, чтобы посадить на трон иностранца, лишь бы не представителя другого боярского рода. Правительство раздирали бесконечные интриги и внутриполитические войны, которые, понятно, не способствовали стабильности в стране.

Ко всему прочему боярское правление в глазах народа по определению было чем-то временным, не законным, уворованным. Бояре не имели широкой поддержки у населения страны и тем самым, не могли рассчитывать на долгое и спокойное правление. Апофеозом боярской власти стало предательство, в результате которого боярин Мстиславский пустил поляков в Кремль и находился там вместе с ними вплоть до прихода войск князя Дмитрия Пожарского и освобождения Кремля. Когда поляки вместе с боярином выходили из осажденного Кремля, разъяренная толпа чуть было не растерзала его как предателя. Лишь заступничество Пожарского спасло жизнь князю.

Народ не любил свою элиту, элита предавала и продавала страну, озабоченная лишь своими клановыми и сословными интересами. Появление национальных героев и вождей стало совершенной необходимостью для самого существования и бытия, как страны, так и всей нации. Потеря независимости Московского царства в тех условиях и его окончательное падение стали уже вопросом времени. И герои появились и повели народ к освобождению страны.     

Народные вожди

Первым популярным героем, сказавшим во всеуслышание о необходимости освобождения России, был Прокопий Ляпунов, рязанский дворянин и воевода. Он пользовался колоссальным авторитетом у земства и народа, но его ополчение ожидала печальная участь. Ляпунов в результате заговора казаков был убит, и тогда историческая Россия выдвинула на первые роли такие личности, которые изменили весь ход истории страны – Минина и Пожарского.

 

Кузьма Минин (Сухорук) был простым нижегородским купцом, торговавшим говядиной. Чтобы понять мотивы его беспрецедентного появления в истории страны, нужно понимать, насколько набожными были люди в то время. Минин увидел сон, в котором преподобный игумен Сергий Радонежский повелел ему встать и разбудить спящих. Этот сон Сухорук воспринял как сигнал к действию и начал свою неистовую проповедь.

Низкорослый, ничем не примечательный человек на глазах стал превращаться в национального героя, своими пламенными речами поднимавшим народное сознание и движение за освобождение страны и защиту Православия против латинян. Нижегородцы были заворожены его речами, они, безусловно поверили ему и выбрали его для формирования второго ополчения. Именно Минин указал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, как на самого подходящего главу повстанческого войска.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был одним из немногих, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не принимал участия в боярских интригах. Он не был представителем знатного рода и был известен как успешный воевода. Выбор Пожарского был безошибочен. Только такой человек в то время и мог возглавить ополчение, и только с таким человеком ополчение могло победить врага, который уже два года держал столицу страны в своей власти. Пожарский стал собирать войско, но поначалу, то не хватало средств, то вооружений. Со всей страны, услышав о новом ополчении, к князю стали стекаться ратники, которые, в конце концов, и пришли с князем в Москву.

Осажденные польские рыцари, запершись в Кремле, сопротивлялись до последнего, но, сломленные голодом, безнадежностью и отчаянием сдались на милость победителям. Князь гарантировал им жизнь и сдержал свое слово.

  

  Окончание смуты и выбор царя

После изгнания интервентов из пределов России был созван Земский собор, на котором всенародно был избран новый царь России. Им стал шестнадцатилетний Михаил Романов. Смута закончилась. Герои народного ополчения – Минин и Пожарский выполнили свое предназначение.

История смуты оставила нам множество славных имен людей, которые бескорыстно и мужественно встали на защиту Отечества и веры. Среди них келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, князь Трубецкой, дворянин Прокопий Ляпунов и много других. Здесь следует вспомнить множество безымянных героев-защитников Смоленска и Троице-Сергиевой Лавры, русских крестьян и крестьянок, на плечах которых держалась вся страна. Наряду с этими героями в памяти народа остались и предатели. К сожалению, к их числу относятся представители российских аристократических родов.

Смута была преодолена русским народом, но это преодоление было сродни чуду. Судьба страны и великого народа висела на волоске многие годы и лишь обстоятельства, а так же появление народных национальных героев спасли страну от гибели и окончательного, бесповоротного уничтожения. И, все же, нужно особенно отчетливо понимать, что смута начинается в умах, в душах людей, и только потом захватывает экономику и политику.

Иными словами, смута есть кризис национального сознания. Результатом этого кризиса становится разобщение общества, потеря единства народа, и как следствие - беды и разорения, которые дают о себе знать спустя годы и годы, нанося страшные раны народному бытию. Смута, как глобальный национальный кризис всех сфер жизни общества, по мнению историков, продолжалась с 1598 по 1613 год вплоть до избрания на царство Михаила Романова.

Вот хроника смутного времени, предложенная исторической наукой.

С июня 1605 по июнь 1606 – правление Лжедмитрия I в Кремле.

С 1606 по 1610 правление Василия Шуйского. Затем он был свержен и отправлен в монастырь.

1607 – 1609 – военные действия Лжедмитрия II у села Тушино. Его войска были разбиты.

1609 - 1610 – героическая оборона Смоленска от польских войск.

1610 - 1613 – власть «семибоярщины» во главе с боярином Мстиславским.

1611 - первое народное ополчение дворянина Ляпунова закончилось неудачей.

1612 - второе народное ополчение Минина и Пожарского победило польских интервентов.

1613 - избрание царем 16-летнего Михаила Романова.

Последствиями смуты стали усиление позиций дворянства, потеря побережья Балтийского моря и земель Смоленска, небывалая экономическая разруха и нищета народа. И все же, Россия, пройдя через множество испытаний, сохранила свою независимость. Это было связано с выбором народа, решительно защитившего национальные интересы страны.

Возврат к списку