Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва»

  •  10713
Александр Владимирович Иванченко
доктор юридических наук

(декабрь 1993 г.)




Для избрания депутатов Государственной Думы первого созыва использовалась смешанная несвязанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Половина из них (225 человек) избиралась по партийным спискам по единому общефедеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки. Для допуска к распределению мандатов избирательному объединению требовалось получить более 5 % голосов (от числа действительных бюллетеней). Другая половина депутатов избиралась по 225 одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства (для избрания необходимо было получить больше голосов, чем остальные кандидаты). В среднем количество избирателей в одномандатных округах составило 500 тысяч человек. 

Вместе с тем, следует отметить, что  количество избирателей в одномандатных округах, образованных в небольших субъектах Федерации было значительно ниже средней нормы представительства. Так, в семи из них число избирателей не превышало 100 тысяч. Наименьшее число избирателей (около 14 тысяч) насчитывалось в Эвенкийском одномандатном избирательном округе № 224. Наибольшее количество избирателей (около 738 тысяч) было в Астраханском одномандатном избирательном округе № 62, совпадавшим с территорией соответствующей области. Чтобы  выборы были признаны состоявшимися, число действительных бюллетеней должно было составлять не менее 25 % от числа зарегистрированных избирателей.


Правом выдвижения федеральных списков обладали избирательные объединения – такие как общефедеральные партии, общефедеральные политические движения и блоки этих объединений. Для регистрации списка им требовалось собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей. Кандидатов в одномандатных округах могли выдвигать также группы избирателей. В данном случае для регистрации необходимо было собрать не менее 1 % подписей от числа избирателей данного округа. Один и тот же кандидат имел возможность баллотироваться по одномандатному и по федеральному округу. При этом, если он был выдвинут по одномандатному округу избирательным объединением и включен в зарегистрированный федеральный список этого же объединения, он регистрировался в одномандатном округе без сбора подписей.

Избирательные округа

Согласно положению о выборах, в каждом субъекте Федерации должно было быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа. Схема таких округов была утверждена 10.10.1993г. постановлением ЦИК России, которое было  опубликовано в Бюллетене № 2 Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. При этом использовались данные о численности избирателей по состоянию на 25.04.1993г.  (день проведения всероссийского референдума). 


В соответствии с данной схемой в 35 субъектах Федерации образовывалось по одному одномандатному избирательному округу. В остальных регионах страны – по два и более. Наибольшее  число одномандатных избирательных округов (15) было образовано в Москве.

Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов

Избирательная кампания была  крайне сжатой и фактически проходила в чрезвычайных условиях.  Федеральные списки выдвинули 35 избирательных объединений. Но успели собрать 100 тысяч подписей и были зарегистрированы только 13 списков (см. таблицу 1). Из них в качестве избирательных блоков были зарегистрированы четыре.

Таблица 1 Избирательные объединения, федеральные списки которых были зарегистрированы на выборах депутатов Государственной Думы I созыва

Номер списка в избиратель- ном бюллетене

Наименование избирательного объединения, избирательного блока

Кандидаты, занимавшие первые три места в общефедеральной части списка

Число кандидатов в обще- федеральной части списка

Число региональ- ных групп в списке

1

Аграрная партия России

Лапшин М.И., Давыдов А.С., Заверюха А.Х.

37

46

2

Блок: Явлинский–Болдырев–Лукин

Явлинский Г.А., Болдырев Ю.Ю., Лукин В.П.

34

47

3

Будущее России – Новые Имена

Лащевский В.В., Соколов О.В., Миронов В.Н.

11

41

4

Выбор России

Гайдар Е.Т., Ковалев С.А., Памфилова Э.А.

19

69

5

Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса

Вольский А.И., Бех Н.И., Владиславлев А.П.

27

66

6

Демократическая партия России

Травкин Н.И., Говорухин С.С., Богомолов О.Т.

167

7

Достоинство и милосердие

Фролов К.В., Губенко Н.Н., Гришин В.Л.

58

8

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)

Зюганов Г.А., Севастьянов В.И., Илюхин В.И.

151

9

Конструктивно-экологическое движение России “Кедр”

Лымарь Л.М., Чибураев В.И., Баранов С.М.

44

10

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)

Жириновский В.В., Кобелев В.В., Марычев В.А.

147

11

Партия российского единства и согласия (ПРЕС)

Шахрай С.М., Шохин А.Н., Затулин К.Ф.

16

70

12

Политическое движение “Женщины России”

Федулова А.В., Лахова Е.Ф., Гундарева Н.Г.

36

13

Российское движение демократических реформ

Собчак А.А., Федоров С.Н., Басилашвили О.В.

153


14 избирательных объединений не представили на регистрацию подписные листы, 2 отозвали свои списки по собственной инициативе, 6 было отказано в регистрации.


Существенной особенностью выборов депутатов Государственной Думы 12 декабря 1993г. было то, что в соответствии с переходными положениями Конституции, члены Правительства РФ имели право на получение депутатских мандатов при сохранении ими постов в Правительстве.

Члены Правительства были включены в списки трех избирательных объединений. Наибольшее число министров (8, в том числе возглавлявший список первый вице-премьер Е. Т. Гайдар и 3 вице-премьера) было в списке «Выбора России», который в связи с этим воспринимался как «партия власти». В его списке также числился руководитель Администрации Президента РФ С. А. Филатов, который от получения мандата отказался. Однако проправительственным был и список ПРЕС, возглавлявшийся вице-премьерами С. М. Шахраем и А. Н. Шохиным. Кроме того он включал министров юстиции и труда. В списке Аграрной партии России также был бывший вице-премьер А. X. Заверюха, хотя эта партия являлась скорее оппозиционной. Следует отметить, что ни Президент, ни Председатель Правительства открыто не выражали своей поддержки ни «Выбору России», ни другим партиям.

По 224 одномандатным избирательным округам (за исключением  Чеченской Республики, где избирательная кампания не проводилась) было зарегистрировано 1588 кандидатов (в среднем 7,1 кандидата на 1 мандат). Наибольшее количество кандидатов (20) насчитывалось в Северном одномандатном избирательном округе № 207 (Санкт-Петербург). В 8 округах было всего по 2 кандидата (из них 2 округа в Республике Татарстан). В Набережно-Челнинском одномандатном избирательном округе № 25 (Республика Татарстан) зарегистрировался только 1 кандидат, и выборы по этому округу не проводились.

Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу

В выборах приняли участие 58 187 755 избирателей, или 54,81 % от числа зарегистрированных избирателей. По результатам голосования пре-одолели 5-процентный барьер и были допущены к распределению мандатов 8 списков (см. таблицу 2). Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 46 809 532 голоса, что составило 87,07 % от числа действиительных голосов, или 44,09 % от числа зарегистрированных избирателей. Наибольшее число голосов набрали партии ЛДПР, Выбор России, КПРФ.

Таблица 2 Результаты выборов депутатов Государственной Думы первого созыва по общефедеральному избирательному округу

Наименование избирательного объединения, блока

Получено голосов

Процент голосов

Получено мандатов

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)

12 318 562

22,91

59

Выбор России

8 339 345

15,51

40

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)

6 666 402

12,40

32

Политическое движение “Женщины России”

4 369 918

8,13

21

Аграрная партия России (АПР)

4 292 518

7,98

21

Блок: Явлинский–Болдырев–Лукин

4 233 219

7,87

20

Партия российского единства и согласия (ПРЕС)

3 620 035

6,73

18

Демократическая партия России

2 969 533

5,52

14

Российское движение демократических реформ

2 191 505

4,08

Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса

1 038 193

1,93

Будущее России – Новые Имена

672 283

1,25

Конструктивно–экологическое движение России “Кедр”

406 789

0,76

Достоинство и милосердие

375 431

0,70

Против всех списков

2 267 963

4,22

 




Положение о выборах разрешало, но не обязывало избирательные объединения разбивать свой список на региональные группы. Из 13 объединений разделились на группы только 6: «Выбор России», Аграрная партия России, «Блок Явлинский – Болдырев – Лукин», ПРЕС, «Гражданский союз» и «Будущее России – Новые Имена». При этом Аграрная партия России и «Блок: Явлинский – Болдырев – Лукин» сделали общефедеральные части своих списков столь большими (37 и 34 соответственно), что ни один кандидат из региональных групп мандатов не получил. У ПРЕС мандаты получили лишь три кандидата из региональной группы. И только у «Выбора России» большая часть мандатов досталась кандидатам из региональных групп.

В целом по партийным спискам было избрано 133 москвича, что составило 59 % от числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе.

8 прошедших в Думу объединений отражали в основном политический спектр России. Занявшая первое место ЛДПР аккумулировала голоса как «патриотического», так и протестного электората. Левый фланг был поделен КПРФ и аграриями. Правительственные партии – «Выбор России» и ПРЕС – занимали соответственно правую и правоцентристскую ниши. Блок, возглавляемый Г. А. Явлинским (который уже тогда неофициально именовался «Яблоком»), представлял демократическую оппозицию с некоторым социал-демократическим уклоном. Демократическая партия России была в тот период скорее левоцентристской. Движение «Женщины России» в основном занимало центристские позиции, однако в его электорате существенную роль играла протестная составляющая.

ЛДПР лидировала в 64 субъектах Федерации. Только в двух респуб-ликах (Ингушетии и Дагестане) партия получила менее 5 %. Наибольшей (40,1 %) была ее поддержка в Псковской области, а наименьшей (2,8 %) - в Республике Ингушетия (см. таблицу 3).

Таблица 3 Результаты голосования на выборах депутатов Государственной Думы первого созыва за основные федеральные списки по субъектам РФ (в %)

Субъект Федерации

ЛДПР

“Выбор России”

КПРФ

“Женщины России”

АПР

Блок “Яблоко”

ПРЕС

ДПР

Против всех списков

Республика Адыгея

16,3

7,3

26,0

6,4

4,9

9,8

9,0

4,7

2,1

Республика Алтай

15,0

8,2

9,7

10,9

7,7

2,8

23,3

4,2

5,2

Республика Башкортостан

10,8

7,3

13,0

8,0

21,3

3,3

11,3

3,8

4,3

Республика Бурятия

15,1

11,5

13,6

10,4

4,8

5,0

15,2

4,2

4,4

Республика Дагестан

3,2

1,9

50,7

2,2

17,2

3,1

6,4

4,1

2,2

Республика Ингушетия

2,8

1,4

5,6

2,4

0,6

1,8

4,2

61,5

8,2

Кабардино-Балкарская Республика

8,0

6,0

18,2

4,2

11,7

3,8

28,6

4,7

2,8

Республика Калмыкия

17,3

8,7

12,1

9,0

9,9

4,1

7,6

6,9

5,4

Карачаево-Черкесская Республика

18,9

4,0

36,0

4,1

10,1

3,2

7,0

4,3

1,8

Республика Карелия

18,2

18,8

6,3

10,9

2,2

9,7

7,8

4,7

3,8

Республика Коми

21,3

19,2

6,2

10,7

4,9

6,2

6,3

4,6

4,3

Республика Марий Эл

21,1

9,8

10,8

8,9

12,2

3,9

5,6

5,7

5,3

Республика Мордовия

32,1

6,9

17,0

5,6

11,3

4,9

3,7

4,4

2,3

Республика Саха (Якутия)

12,2

10,6

8,0

9,0

8,3

5,6

10,3

4,1

9,2

Республика Северная Осетия – Алания

15,9

7,1

32,7

5,4

3,6

4,6

5,4

6,4

3,5

Республика Татарстан

19,6

20,0

8,4

6,8

1,9

10,3

7,6

4,8

2,7

Республика Тыва

7,2

4,5

6,2

6,6

4,1

1,6

35,7

2,2

17,4

Удмуртская Республика

15,2

14,0

9,6

12,7

9,5

7,1

6,0

4,6

4,1

Республика Хакасия

24,0

13,4

9,5

9,1

5,8

3,4

5,7

4,9

4,8

Чувашская Республика

18,7

7,4

16,3

7,0

10,6

2,8

4,0

7,5

5,7

Алтайский край

24,6

9,6

8,7

7,6

20,8

2,8

4,9

4,2

3,2

Краснодарский край

23,4

10,9

15,5

7,9

7,0

8,7

6,9

5,2

2,5

Красноярский край

26,6

11,9

7,7

7,9

6,7

6,2

5,6

4,3

3,8

Приморский край

19,8

12,0

7,4

13,0

2,1

7,3

6,9

6,2

6,3

Ставропольский край

34,7

8,4

11,1

6,2

10,3

4,6

5,6

3,3

2,6

Хабаровский край

16,9

16,3

10,3

11,0

1,6

6,2

6,4

5,2

6,4

Амурская область

21,6

10,8

14,1

8,9

8,5

4,1

6,1

4,3

4,2

Архангельская область

19,3

18,9

5,6

11,1

5,5

7,1

5,7

5,0

3,8

Астраханская область

15,2

12,1

14,7

8,8

10,5

7,0

7,2

4,7

4,0

Белгородская область

34,1

9,2

14,6

6,6

9,4

4,2

4,3

4,3

2,6

Брянская область

24,6

11,3

18,2

6,9

9,8

4,0

4,4

5,1

2,4

Владимирская область

26,1

15,0

8,4

8,5

6,5

6,8

5,7

4,8

3,7

Волгоградская область

25,3

10,9

13,2

6,9

10,0

8,7

5,3

4,7

2,7

Вологодская область

26,6

14,8

4,7

8,6

13,6

5,2

4,7

3,9

3,6

Воронежская область

27,8

10,8

13,2

5,4

10,9

7,1

3,7

6,6

2,8

Ивановская область

24,7

14,5

7,6

7,7

6,0

6,0

6,3

4,4

4,2

Иркутская область

18,9

14,8

8,4

11,6

4,4

5,9

7,8

5,4

4,7

Калининградская область

26,1

17,4

9,1

7,0

2,6

6,9

4,6

6,6

3,7

Калужская область

25,4

15,0

12,9

6,1

9,2

6,3

4,2

4,8

3,2

Камчатская область

24,0

13,7

4,5

7,3

1,0

15,6

7,5

5,7

5,7

Кемеровская область

25,5

11,9

8,3

9,2

4,9

5,9

4,9

6,4

4,0

Кировская область

24,5

11,1

7,8

8,9

13,6

6,7

4,7

4,7

4,0

Костромская область

23,6

13,2

9,0

9,2

10,7

6,2

6,0

5,1

3,9

Курганская область

20,7

10,1

11,0

13,5

9,9

3,5

4,9

6,4

5,0

Курская область

30,6

9,7

18,3

4,6

10,5

4,4

3,8

4,0

2,6

Ленинградская область

26,4

14,1

7,5

8,2

3,5

11,7

4,6

3,9

3,9

Липецкая область

28,8

11,7

13,0

6,2

11,1

5,3

4,3

4,6

2,9

Магаданская область

25,8

12,7

5,3

8,4

1,0

14,5

5,1

6,5

5,3

Московская область

23,5

17,5

9,5

5,9

3,5

8,6

6,3

5,2

4,4

Мурманская область

21,1

20,4

4,9

6,8

1,1

12,4

5,6

6,1

5,4

Нижегородская область

17,2

12,0

10,0

8,4

7,9

10,5

4,9

6,1

4,1

Новгородская область

26,8

12,0

8,4

8,6

6,3

6,9

9,1

5,6

3,6

Новосибирская область

21,8

10,3

9,7

6,6

7,4

10,4

4,8

6,2

6,3

Омская область

17,9

14,3

11,8

9,1

7,2

4,1

4,6

5,3

7,2

Оренбургская область

19,8

11,6

11,6

6,9

15,6

5,2

4,9

5,1

3,9

Орловская область

29,2

8,8

23,6

5,6

6,5

3,8

4,3

5,0

3,4

Пензенская область

29,4

7,7

17,6

6,5

9,4

6,3

4,2

4,3

2,8

Пермская область

12,7

23,2

5,9

10,5

4,2

7,1

8,4

4,3

4,2

Псковская область

40,1

9,5

8,9

7,7

8,3

5,2

4,6

3,8

2,9

Ростовская область

20,2

11,2

15,7

7,5

6,8

6,7

11,0

5,7

2,7

Рязанская область

27,8

10,8

12,8

6,7

9,3

5,1

4,5

6,6

3,3

Самарская область

16,5

13,7

13,8

8,5

5,3

7,4

4,8

5,7

3,6

Саратовская область

23,6

10,9

13,6

8,8

6,8

7,6

5,0

5,7

3,1

Сахалинская область

31,8

8,3

7,7

9,0

1,2

6,6

7,2

5,6

4,8

Свердловская область

15,5

22,1

5,1

7,3

3,5

7,2

8,6

4,8

5,2

Смоленская область

29,9

10,4

14,8

5,9

12,0

4,3

3,7

5,3

2,5

Тамбовская область

32,3

8,5

15,4

5,8

9,0

4,9

4,8

5,4

3,2

Тверская область

23,1

12,8

11,3

7,0

12,6

5,5

5,1

7,0

3,0

Томская область

19,0

19,2

8,7

7,7

3,9

10,3

4,4

4,9

4,3

Тульская область

27,2

13,2

10,8

7,4

5,9

7,8

5,7

5,0

3,6

Тюменская область

18,5

11,8

9,7

13,0

9,3

5,2

5,9

5,6

5,2

Ульяновская область

21,6

10,8

15,4

7,1

12,3

4,2

5,4

4,9

5,0

Челябинская область

18,2

21,1

6,7

7,6

3,6

10,1

6,1

4,2

3,8

Читинская область

25,2

9,0

9,6

8,2

6,9

3,7

5,6

6,3

4,1

Ярославская область

19,2

19,8

7,2

9,8

6,7

6,5

5,6

5,1

4,5

Москва

11,5

31,2

9,9

3,9

1,3

10,8

5,8

5,0

3,3

Санкт-Петербург

16,2

24,3

6,9

4,5

0,8

19,1

3,4

3,6

3,4

Еврейская автономная область

20,3

12,5

10,0

12,1

4,1

3,9

5,2

4,8

8,1

Агинский Бурятский автономный округ

12,0

7,9

8,1

7,5

17,9

3,3

16,0

4,7

7,1

Коми-Пермяцкий автономный округ

16,4

14,9

5,7

11,4

10,3

2,7

9,6

4,4

7,5

Корякский автономный округ

20,3

12,5

6,2

10,6

1,3

10,1

8,1

6,6

7,9

Ненецкий автономный округ

15,8

16,4

5,3

9,0

2,6

5,5

7,9

6,1

7,6

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

15,1

24,4

4,1

8,4

0,9

6,8

11,7

5,7

7,0

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

12,7

8,9

10,5

11,0

22,4

1,9

11,8

3,2

4,3

Ханты-Мансийский автономный округ

18,9

21,0

4,1

10,8

0,9

7,3

8,5

5,7

5,0

Чукотский автономный округ

20,7

12,7

5,8

10,1

0,9

10,8

8,4

7,7

6,5

Эвенкийский автономный округ

18,9

13,9

6,7

15,7

3,2

7,2

9,5

6,6

5,6

Ямало-Ненецкий автономный округ

17,8

17,6

3,6

17,4

1,0

8,3

7,1

6,1

5,0


Примечание: на территории Чеченской Республики выборы не проводились.

«Выбор России» лидировал в 12 субъектах Федерации (Республики Карелия и Татарстан; Пермская, Свердловская, Томская, Челябинская и Ярославская области; Москва, Санкт-Петербург; Ненецкий, Таймырский и Ханты-Мансийский автономные округа). В четырех республиках (Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесская и Тыва) за него голосовало менее 5 % избирателей. Наибольшую поддержку (31,2 %) блок получил в Москве, наименьшую (1,4 %) – в Республике Ингушетия.

КПРФ лидировала только в четырех кавказских республиках (Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия). При этом в трех северных областях (Вологодской, Камчатской и Мурманской) и трех ав-тономных округах (Таймырском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком) партия набрала менее 5 %. Наибольшей (50,7 %) была ее поддержка в Республике Дагестан, наименьшей (3,6 %) – в Ямало-Ненецком автономном округе.

За движение «Женщины России» лучше всего (17,4 %) голосовали в Ямало-Ненецком автономном округе, а хуже всего (2,2 %) – в Республике Дагестан. В 7 субъектах Федерации движение получило менее 5 %.

Аграрная партия России лидировала в Республике Башкортостан, Агинском, Бурятском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах. Наибольшей (22,4 %) была ее поддержка в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, а наименьшей (0,6 %) – в Республике Ингушетия. Менее 5 % голосов партия получила в 33 субъектах Федерации.

У «Блока Явлинский – Болдырев – Лукин» наилучший результат (19,1%) наблюдался в Санкт-Петербурге, а наихудший (1,6%) - в Республике Тыва. В 30 регионах блок не дотянул до 5%.

Партия Российского единства и согласия лидировала в республиках Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкарская и Тыва. В 29 субъектах Федерации ПРЕС получила менее 5 %. Наибольшей (35,7 %) была ее поддержка в Республике Тыва, наименьшей (3,4 %) – в Санкт-Петербурге.

Демократическая партия России лидировала в Республике Ингушетия, где получила абсолютное большинство (61,5 %). Наименьшая поддержка у партии (2,2 %) была в Республике Тыва. Почти в половине регионов (42) партия получила менее 5 %.

Уровень голосования против всех списков был особенно высоким в Республике Тыва (17,4 %). В остальных субъектах Федерации он не пре-вышал 10 %.

Результаты выборов по одномандатным избирательным округам

Выборы проводились по 223 одномандатным избирательным округам (кроме Набережно-Челнинского округа № 25, где был зарегистрирован всего 1 кандидат, и Чеченского округа № 32).

В результате выборов были избраны 219 депутатов. Во всех четырех одномандатных округах Республики Татарстан, где проводились выборы, их признали несостоявшимися из-за низкой явки. Большинство политиков и избирателей республики выборы бойкотировали. На избирательные участки пришли от 8,9 % (в Нижнекамском округе № 26) до 23,2 % (в Приволжском округе № 27), доля действительных бюллетеней составила соответственно от 8,0 % до 21,3 %.

Более половины мандатов получили кандидаты, выдвинутые группами избирателей. Из избирательных объединений наиболее успешно в одномандатных округах выступили «Выбор России» и Аграрная партия России (см. таблицу 4).

Таблица  4 Результаты выборов депутатов Государственной Думы первого созыва по одномандатным избирательным округам

Субъект выдвижения кандидатов

Число избранных кандидатов

Аграрная партия России

16

Блок: Явлинский–Болдырев–Лукин

7

Будущее России – Новые Имена

1

Выбор России

25

Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса

5

Демократическая партия России

1

Достоинство и милосердие

3

Коммунистическая партия Российской Федерации

10

Либерально-демократическая партия России 

5

Партия российского единства и согласия

3

Политическое движение “Женщины России”

2

Российское движение демократических реформ

5

Группы избирателей

136


Процент проголосовавших за победителей в одномандатных из-бирательных округах колебался от 9,85 % (в Мытищинском округе № 109 в Московской области) до 73,5 % (в Усть-Ордынском округе № 220) от числа действительных бюллетеней, Лишь 17 кандидатов набрали более 50 % голосов избирателей.

Доля протестных голосов оказалась довольно высока. Наибольший уровень голосования против всех кандидатов (38,15 %) был в Корякском округе № 217, а наименьший (1,1 %) – в Ингушском округе № 12. В 32 одномандатных округах победители получили меньше голосов, чем проголосовало «против всех». Выборы в этих округах признали со-стоявшимися благодаря изменениям, которые были внесены в Положение о выборах 6 ноября 1993 года.

Состав Государственной Думы

Среди депутатов Государственной Думы, избранных 12 декабря 1993г., преобладали мужчины (386, или 86,9 %). При этом из 58 женщин-депутатов 24 были избраны по одномандатным округам и 21 – по списку движения «Женщины России». Ни одной женщины не было среди депутатов, избранных по спискам Аграрной партии России и Партии российского единства и согласия. 2/3 депутатов были на момент избрания в возрасте до 50 лет.

Депутатами Государственной Думы стали 68 бывших народных депутатов РФ. Из них 32 были избраны по одномандатным округам.


Как уже отмечалось, по партийным спискам мандаты получили 133 москвича. Еще 36 жителей столицы были избраны по одномандатным округам. Таким образом, доля москвичей в Думе составила около 38 %.



Источники: 
  • Указ Президента РФ от 21.9.1993 № 1400 «О поэтапной кон-ституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597; 
  • Указ Президента РФ от 1.10.1993 № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральных органах власти на переходный период» // Там же. 1993. № 41. Ст. 3907; 
  • Указ Президента РФ от 6.11.1993 № 1846 «Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» // Там же. 1993. № 45. Ст. 4333; 
  • Данные о кандидатах в депутаты Государственной Думы // Российская газета. 30 нояб. и 11 дек. 1993.
  • Избирательный закон: Материалы к обсуждению. М., 1993; 
  • Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году. - Бюллетень Центр. избират. комис. Российской Федерации. - 1993. - № 1. С. 4-25;
  • Постановление Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам в государственную Думу и ее опубликовании в печати». - Бюллетень Центр. избират. комис. Российской Федерации. - 1993. - № 2. С. 4-73;
Литература:
  • Авакьян С.А. Выборы 1993 , 94 в Российской Федерации: Правила и процедуры. – М., 1993. – 64с.
  • Васильева Т.А. Общероссийские политические выборы 1993 года: федеративный аспект // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов / Редколл.: Т.А. Васильева и др.; РАН, Ин-т государства и права. – М., 1994. – С. 71-86.
  • Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Выборы – 93: уроки и альтернативы // Бюллетень Центр. избират. комис. Российской Федерации. – 1994. - №7. – С.18-30
  • Выборы-93: мониторинг, технология, опыт / Рос. акад. управления. – М., 1994.
  • Выборы-93: Партии, Блоки, Лидеры: Справ. / РАУ-Корпорация, Инф.-издат. агенство «Обозреватель», ИТАР-ТАСС. – М., 1993. – 56 с.  
  • Иванченко А.В., Любарев А.Е. Система российского избирательного законодательства //Государственная Дума России. Энциклопедия в 2-х томах. 1906-2006. Т.2. 1993-2006. Государственная Дума Российской Федерации. /Отв. ред. А.Н. Аринин. М., 2006. С.360-362; Любарев А.Е. Система избирательного законодательства //Государственная Дума России. Энциклопедия в 2-х томах. 1906-2013. Т.2. Кн.1. (А-М). 1993-2013 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. /Отв. ред. А.Н. Аринин. М., Челябинск. 2013. С.383-385.
  • Иванченко А.В. Об итогах выборов депутатов Федерального Собрания в 1993 году и некоторых аспектах деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов / Редколл.: Т.А. Васильева, В.И. Лысенко, Т.В. Новикова,; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. – М., 1994. – С. 97-109.
  • Иванченко А.В., Лысенко В.И. Выборы и всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации в 1993 году // Выборы в Российской Федерации / Под общ. ред. А.В. Иванченко, А.А. Вешнякова, В.И. Васильева, В.И. Лысенко. – М., 1998. – С. 42-53.
  • Иванченко А.В., Любарев Л.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. 2-е изд., испр. и доп. / Независимый институт выборов. – М., 2007. – 232с.
  • Постников А.Е.  Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и развитие избирательного законодательства // Выборы в Государственную Думу : правовые проблемы / Отв. ред. В.И. Васильев, А.Е. Постников. – М., 1995. – С. 1-15

Возврат к списку