Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

История референдумов в Крыму – долгий путь к воссоединению с Россией

  •  17348
А. Н. Аринин,
доктор политических наук, 
член ОНМКС при ЦИК России

istor-i-sovr-razvitie-10.jpg

Процесс воссоединения Крыма и Севастополя со своей Родиной - Россией потребовал от крымчан и севастопольцев больших усилий, в том числе, в области выборных и референдумных процедур.


Выступления Президента РФ, руководства Крыма и Севастополя на Красной площади 18 марта 2014 г.

В этой связи Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на митинге «Мы вместе!», прошедшим 18 марта 2014 г. в Москве в поддержку принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, отметил:. «После тяжёлого, длительного, изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань, к родным берегам, в порт постоянной приписки, в Россию! Спасибо крымчанам и севастопольцам за их последовательную, решительную позицию, за их ясно выраженную волю быть вместе с Россией».

Примечательно, что именно в Крыму 20 января 1991 г. был проведён первый в истории СССР референдум о воссоздании Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. Всего с января 1991 г. по март 2014 г. в Крыму было проведено четыре референдума, посвящённых его статусу. 

Три из них были организованы в 1991 г.: 20 января - общекрымский, 17 марта - всесоюзный, 1 декабря – всеукраинский. Ещё один общекрымский референдум, намеченный на 2 августа 1992 г., не состоялся из-за требований Верховной Рады Украины его отменить. В этой связи значительный интерес представляет анализ практики реализации прямого волеизъявления граждан, отношения органов государственной власти к его результатам.

Первый референдум в Крыму (он был первым и в истории СССР) был организован 20 января 1991 г. Решение о его проведении было принято 12 ноября 1990 г. на внеочередной сессии Крымского областного Совета народных депутатов. На референдум был вынесен вопрос: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?»


Историческая значимость данного референдума состоит в том, что это была первая попытка решить судьбу Крыма, основываясь на прямом волеизъявлении самих граждан - его жителей. На основе его результатов 12 февраля 1991 г. Верховный Совет УССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». В Статье 1 Закона устанавливалось: «Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР».

Однако, по сути, воля избирателей Крыма, выраженная на референдуме за восстановление Крымской АССР как субъекта федерации СССР, была искажена. Избиратели проголосовали и за то, чтобы Крым стал участником нового Союзного договора. Но это решение не было реализовано. Фактически, воля избирателей Крыма - быть в единстве с Россией - не была выполнена государственной властью Украины.  

По этому поводу Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин, выступая накануне Дня России - 11 июня 2014 г., подчеркнул, что «когда стали возможными демократические процедуры, жители Крыма чётко заявили о своём стремлении восстановить единство со всей Россией. Ещё в январе 1991 года в Крымской области прошёл референдум, который, по сути, оспаривал передачу Крыма Украине. За это проголосовали 93%, при явке 81%. По сути, тогда была осуществлена аннексия Крыма. Правда, мирная, но аннексия»

В соответствии с решением IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта 1991 г, в Советском Союзе проводился Всесоюзный референдум. На всеобщее голосование был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в котором в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?» 


Бюллетень для голосования на референдуме СССР

Во всесоюзном референдуме приняли участие 80% избирателей страны. Из них «Да» ответили 76,4%. В том числе по Украине: приняли участие 83,5%, за сохранение Союза проголосовали 70,2%. В Крыму (без города Севастополя) высказались «За» 1 085 570 человек (87,6%) из 1 239 092 (79,3%), принявших участие в голосовании.

В Севастополе также подавляющее большинство людей проголосовало за сохранение Советского Союза. Таким образом, граждане Украины, Крыма и Севастополя высказалось за сохранение страны, в которой они жили. Однако и это волеизъявление было проигнорировано украинскими властями.

24 августа 1991 г. Верховный Совет Украинской ССР вместе с Актом провозглашения независимости Украины принимает решение о проведении 1 декабря 1991 г. референдума в подтверждение Акта провозглашения независимости.  На всеукраинский референдум, проводившийся 1 декабря 1991 г., был вынесен один вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?» Из 84,18% избирателей Украины, принявших участие в голосовании, ответили: «Да» – 90,32%. 


Собственно, факт проведенного крымского референдума 20 января 1991 г. лишал смысла участие Крыма в референдуме о независимости Украины, так как Крым уже проголосовал за свою независимость от УССР, выразив волю вернуться к статусу АССР в составе Союза ССР. 

4 сентября 1991 Верховный Совет Крымской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете автономной республики, в которой Крым объявлен участником Союзного договора.1  Для автономной республики открывались новые возможности по повышению своего статуса, но в условиях процесса распада СССР они оказались нереализованными.


Демонстрация на Украине  за выход из состава СССР

Необходимо отметить, что всеукраинский референдум проводился, когда фактически и юридически существовало государство СССР и сохранялось его правовое поле. Следовательно, легитимными могли считаться только решения и действия в рамках существовавших законов. В этой связи, выход любой союзной республики из состава СССР должен был осуществляться только в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».2  

Так, в статье 3 данного Закона определено: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии».3

В этой же статье установлено: «В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно». Эта норма также была проигнорирована.

В статье 6 Закона было закреплено, что решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики. Частью 7 статьи 17 Закона установлено, что в случае выхода республики из состава СССР должен быть согласован статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент её вхождения в состав СССР. Две последние нормы союзного Закона, как и предыдущие также были проигнорированы государственной властью Украины.

Кроме того, согласно 9 статье Закона4  Верховный Совет Украины должен был представить Верховному Совету СССР итоги референдума, чтобы установить был ли проведен референдум в соответствии с союзным законодательством. В случае положительного решения, Верховный Совет СССР должен был внести вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР. По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом Украины, Съезд народных депутатов СССР должен был установить переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР. В переходный период на территории Украины должны были сохранять свое действие Конституция СССР и законы СССР.

В апреле 1992 г. крымское общество инициировало проведение нового референдума о независимости Крыма. Республиканским Движением Крыма (РДК) было собрано 247 тысяч подписей избирателей вместо 180 тысяч в соответствии с действующим законодательством.5  Это свидетельствовало об активности граждан, готовых проголосовать за государственную независимость Крыма.

5 мая 1992 г. Верховный Совет республики Крым принял Акт о провозглашении государственной самостоятельности Крыма. В Акте содержалось обращение к Президенту Украины, Верховному Совету Украины о заключении двустороннего   Договора   между Республикой Крым и Украиной.  

В дополнение к Акту в этот же день было принято постановление о проведении 2 августа 1992 г. общекрымского референдума о независимости Республики Крым. На референдум выносился вопрос: «Принимая во внимание неправомерность актов 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР, учитывая волю народа Крыма, выраженную на общекрымском референдуме 20 января 1991 года, и в связи с результатами голосования Крыма по вопросу общеукраинского референдума 1 декабря 1991 года Вы за независимую Республику Крым в Союзе с другими государствами?»

6 мая 1992 г. Верховным Советом Крыма принята Конституция республики, которая закрепила статус Крыма как правового, демократического государства. При этом согласно статье 9 Конституции,  Республика Крым входила в государство Украина, но определяла с ней свои отношения на основе договора и соглашений. Статья 10 установила, что Республика Крым самостоятельно вступает в отношения с другими государствами  и  организациями,  осуществляет  с  ними  на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре,  здравоохранении,  образовании,  науке  и других сферах. 


Сама правовая природа этого решения противоречила, во-первых, одному из важнейших принципов международного права – равноправию и самоопределению народов, который был закреплён в целом ряде документов ООН:
  • в статье 1 Устава ООН от 26 июня 1945 г., http://base.garant.ru/2540400/1/#block_1000; 
  • Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1960 г.;
  • в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;
  • Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. 

Наконец, 22 июля 2010 года Международный суд ООН в консультативном заключении заявил, что одностороннее провозглашение независимости не нарушает международное право, потому что решение о независимости, принимаемое на референдуме, как раз подпадает под определение «одностороннее провозглашение независимости».


В-третьих, постановление Верховного Совета Украины, запрещающее проведение референдума в Крыму, противоречило Закону Украинской ССР от 3 июля 1991 г. №1286-XII «О всеукраинском и местном референдумах». Например, в статье 1 Закона установлено, что в целях обеспечения народовластия и непосредственного участия граждан в управлении государственными и местными делами в Украине проводятся референдумы. Референдум - это способ принятия гражданами Украины путём голосования законов Украины, иных решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения. В соответствии с Конституцией Украины проводятся всеукраинские референдумы, референдумы Республики Крым и местные (в пределах административно-территориальных единиц) референдумы.

Таким образом, решение Верховной Рады по отмене постановлений Верховного Совета Республики Крым о государственной самостоятельности республики и проведении общекрымского референдума было юридически несостоятельным, поскольку противоречило и международному праву, и национальному законодательству. 

Однако, испытывая огромное давление государственной власти Украины, Верховный Совет Республики Крым отменил постановление об Акте о провозглашении государственной самостоятельности ввиду его реализации «в связи с принятием Конституции Республики Крым». В июле 1992 г. Верховный Совет Республики Крым наложил бессрочный мораторий на проведение общекрымского референдума о независимости Республики Крым. Это решение противоречило положению п.1, ст.2 Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года, о том, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, который составляют граждане Республики Крым всех национальностей

Почему в то время Россия не защитила свои интересы в отношении Крыма и Севастополя? Отвечая на этот вопрос, Президент Российской Федерации В. В. Путин, обращаясь 18 марта 2014 г. к  депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России, Республики Крым и Севастополя, и представителям гражданского общества отметил: «Наша страна находилась тогда в таком тяжёлом состоянии, что просто не могла реально защитить свои интересы. Но люди не могли смириться с вопиющей исторической несправедливостью. Все эти годы и граждане, и многие общественные деятели неоднократно поднимали эту тему, говорили, что Крым - это исконно русская земля, а Севастополь - русский город».

 

Выступление Президента РФ В. В. Путина в Георгиевском зале Кремля 18 марта 2014 г.

Стремление крымчан и севастопольцев воссоединиться с Россией отразилось и на итогах последующих выборов Президента Украины. Так, 26 декабря 2004 г. при повторном голосовании на выборах Президента Украины В. Ф. Януковича, выступавшего за государственный статус русского языка, широкие экономические и гуманитарные отношения с Россией,   поддержали в Крыму - 81,26% избирателей, а в Севастополе – 88,83% граждан - от числа, принявших участие в голосовании. За В.А. Ющенко, выступавшего с радикальных националистических позиций, в Крыму отдали свои голоса лишь 15,41% избирателей



Демонстрация в поддержку Ю.В. Тимошенко


Митинг в поддержку референдума по воссоединению с Россией

Свою твёрдую волю воссоединиться с Россией, выраженную  на референдуме 20 января 1991 г., крымчане и севастопольцы последовательно сохранили и решительно отстояли на общекрымском референдуме 16 марта 2014 г. 


  1. Черноморский флот, город Севастополь и некоторые проблемы российско-украинских отношений. Хроника, документы, анализ, мнения. (1991-1997 гг.). М., 1997. С.7. 
  2. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.  11 апреля 1990. № 15, ст.252, 253.
  3. Там же.
  4. Там же.
  5. Фёдоров А. В. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя. М., 1999. С.17.

Возврат к списку