Вторая выставка: История избирательного процесса в Ленинградской области

Тематические выставки на научно-практической конференции «Становление и развитие института выборов в России»


Санкт-Петербург

5 июня 2013 г.




1. Становление избирательной системы Ленинградской области (1925 – 1927гг.)

В 1927 году была проведена реформа административно-территориального устройства СССР. Прежние губернии и уезды заменялись советскими областями и районами. Согласно постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1927 года Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская и Череповецкая губернии ликвидировались, их территории вошли в Ленинградскую область.

27 ноября 1927 года состоялся I съезд Советов Ленинградской области, который избрал областной исполнительный комитет из 157 человек. Облисполком работал, собираясь на пленумы один раз в полтора месяца. Пленум избирал Большой (37 человек) и Малый (5 человек) президиумы Облисполкома. Облисполком и президиум Ленсовета имели общий аппарат и отраслевые отделы.

В 1930 г. произошла реорганизация аппарата Леноблисполкома в целях четкого разделения работы на городскую и областную. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О коммунальном и жилищном хозяйстве Ленинграда» от 3 декабря 1931года Ленинград был выделен из состава Ленинградской области в самостоятельный хозяйственно-административный центр, в город республиканского подчинения.

В этот период складывается избирательная система на территории области.

На первом постере представлены фотографии 1го областного съезда Советов, фотокопия Постановления Всероссийского Центрального исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об образовании Ленинградской области, фотокопия письма Ленинградского Губисполкома об установлении сроков перевыборов, фотокопия протокола заседания пленума Ленинградского областного исполнительного комитета 1-го созыва от 25 ноября 1927года, фотокопия состава 1-го Ленинградского Областного съезда Советов (с правом решающего голоса).


2. Организация избирательного процесса на территории Ленинградской области (1927 – 1931гг.)

Инструкцией «О перевыборах в Советы» от 16 января 1925 года в каждой республике была создана система избирательных комиссий. В РСФСР она включала сельские, волостные (районные), уездные (окружные), городские, губернские (областные) во главе с Центральной избирательной комиссией РСФСР.

Губернские (областные) избирательные комиссии назначались губернскими (областными) исполнительными комитетами в количестве пяти человек. В состав комиссии входили 2 представителя губисполкома, 1 представитель губернского объединения профсоюзов и 2 представителя крестьянских организаций (преимущественно комитетов крестьянской общественной взаимопомощи - ККОВ). Председатель комиссии назначался губисполкомом.

Городские избирательные комиссии также состояли из пяти человек: председателя, назначенного уездной или губернской (окружной) комиссией и четырех членов: по одному представителю от горсовета, частей Красной Армии, профсоюзов, женской организации (общегородское делегатское собрание работниц).

Сельская избирательная комиссия состояла из трех человек: председателя (назначался волостной (районной) избирательной комиссией), представителя сельского Совета и лица, выбранного на общем собрании избирателей.

Работа в избирательных комиссиях осуществлялась безвозмездно.

Инструкция о выборах 1926 года предписывала увеличить число представителей общественных организаций в избирательных комиссиях.

Губернские (окружные) комиссии насчитывали 11 человек (председатель, 2 представителя губисполкома, по одному представителю от губернского объединения профсоюзов, губкома ВЛКСМ, губернского отдела работниц, горсовета, организаций, представляющих национальные меньшинства, частей Красной Армии, 2 представителя от ККОВ). 

Уездные комиссии состояли из девяти человек, городские - семи. Сельские избиркомы также состояли из семи человек. Председателя назначал волостной исполнительный комитет. Членов делегировали сельский Совет (2 человека), профсоюз, ВЛКСМ, ККОВ, делегатское собрание крестьянок (по 1 человеку).

Для того чтобы увеличить явку на выборы, крупные селения дробились на «выборные участки, приближая место голосования к месту жительства избирателей. Если в один сельский Совет избирались депутаты от нескольких поселений, удаленных друг от друга, выборы следовало проводить «поселенно».

С этой же целью в городах, помимо собраний избирателей на предприятиях и в учреждениях, стали созываться отдельные избирательные собрания, на которые приглашалось так называемое «неорганизованное население» (лица, не организованные в профессиональные союзы): кустари, извозчики, домохозяйки, пенсионеры и другие. На таких собраниях также избирались делегаты в городские Советы.

Также гражданам было формально предоставлено право выдвижения и отвода кандидатур в Советы: «Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могут предлагаться как общественными, партийными и профессиональными организациями, так и отдельными гражданами, как на самом избирательном собрании, так и опубликовываться до избирательного собрания... Голосование по спискам не устраняет возможности отвода отдельных кандидатов, помещенных в списке». Кроме того, избирательным комиссиям было запрещено непосредственно выдвигать и предлагать для голосования кандидатские списки или отдельные кандидатуры в депутаты Советов.

Со второй половины 20-х гг. до принятия новой Конституции СССР, в РСФСР состоялось пять выборных кампаний (лето 1926 года, зима 1926 -весна 1927 года, зима 1928 - весна 1929 года, зима 1930 - весна 1931 года, зима 1934 - весна 1935 года).

На втором постере представлены фотографии первого Председателя Областной Избирательной комиссии Кондратьева И.И., фотокопия личной карточки Кондратьева И.И, фотография заседания Ленинградского областного исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов о выделении Ленинграда в самостоятельный административно-хозяйственный центр, фотография 3-го областного съезда Советов, на котором принято решение о разделении полномочий Ленинграда и Ленинградской области, фотокопия протокола заседания Президиума Ленинградского Леноблисполкома об образовании избирательных комиссий на территории Ленинградской области от 20.10.1928г.


3. Лишение избирательных прав в 1920 - 1930-е гг.

Одной из существенных черт советской избирательной системы являлось отстранение от участия в выборах отдельных категорий граждан, преимущественно, по социально-классовому признаку. Как следствие, в языке появилась новое понятие - «лишенец»,- лицо, лишенное избирательных прав. Лишенцы составили достаточно пеструю группу, в которую входили люди разного социального происхождения, возраста, рода прежней и настоящей деятельности.

Основные категории лиц, лишенных избирательного права, были определены в Конституции РСФСР 1918 года. Права голоса лишались: «а) лица, живущие на нетрудовой доход с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором».  

Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, сохранила семь категорий лишенцев, но и здесь содержались лишь общие критерии, требующие уточнений и разъяснений. 

В крупных городах учет избирателей и лишенцев вели профсоюзные комитеты предприятий или домоуправления (по «неорганизованному» населению). В сельской местности этим занимались волостные исполкомы и сельсоветы. Составленные ими списки утверждались низовыми избирательными комиссиями. За 20 дней до выборов списки лиц, лишенных избирательного права, следовало поместить для всеобщего сведения на видном месте (как правило, в помещении домоуправления, сельсовета, общественных местах).

Тысячи людей, попавших в «черный список» прилагали усилия к тому, чтобы выйти из него. Особенностью положения лишенцев в стране Советов была не только и не столько потеря ими права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Главная проблема для них заключалась в другом: вместе с потерей избирательных прав они лишались серьезных перспектив в продвижении по социальной лестнице. Их не принимали на работу в государственные учреждения и на промышленные предприятия.

Им ограничивали доступ в средние и высшие учебные заведения. Они не могли служить в Красной Армии. Но самое главное - эти граждане лишались социальной поддержки государства: их лишали пенсий, пособий, отказывали в социальном страховании. Наконец, они не имели права на «заборную книжку», ставшую основным документом на получение продуктов питания после введения в конце 1928 году карточной системы.

Избирательные комиссии, особенно в крупных городах, были переполнены жалобами на неправильное включение в список лишенцев и ходатайствами о восстановлении незаконно утраченных избирательных прав.

Институт лишения избирательных прав на основании социального или классового статуса граждан был ликвидирован с принятием Конституции СССР 1936 года Постановлением от 14 марта 1937 года Президиум ЦИК СССР предписал прекратить производство всех дел «о восстановлении в избирательных правах граждан СССР, лишенных этих прав, по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности».

На третьем постере представлены копии документов, связанные с лишением избирательных прав граждан Ленинградской области: обложка брошюры «Законодательство о лишении и восстановлении избирательных прав», разъяснение Центральной Избирательной комиссии в Ленинградский губернский исполнительный комитет об избирательных правах членов правительства Керенского, протокол заседания Ленинградского областного совета от 1928 года о выявлении «лишенцев», отказ в восстановлении избирательных прав бывшему жандармскому унтер-офицеру Коробкову Якову Сергеевичу, статистическая справка о количестве «лишенцев на территории Ленинградской области в 1931 году».

4. Организация выборов в 1937 - 1944гг.

После принятия Конституции РСФСР 1937 года меняется избирательная система. Распускается Центральная избирательная комиссия. Вместо нее создается Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР. В союзных и автономных республиках, автономных областях и национальных округах формировались республиканские (областные, окружные) и Окружные избирательные комиссии по выборам в Совет Национальностей Верховного Совета СССР. В каждом избирательном округе по выборам в Совет Союза также была создана Окружная избирательная комиссия.

На низовом уровне формировались участковые избирательные комиссии, соответствовавшие избирательным участкам. В сельской местности избирательные участки создавались из расчета один участок на 2000 человек населения (при этом расстояние до избирательного участка не должно было превышать 10 километров). В городах предусматривался один участок на 1 500 – 2 000 жителей. Избирательные участки создавались также в воинских частях, судах дальнего плавания, больницах, родильных домах, домах инвалидов и других учреждениях здравоохранения, в поездах дальнего следования.

Таким образом, законодательство 1937 года стремилось максимально приблизить пункты для голосования к месту жительства избирателей. Голосование могло осуществляться только персонально и лишь в специально оборудованном для этого помещении. Не допускалась предварительная подача голосов или голосование с помощью передвижных урн. Все граждане СССР, зарегистрированные в качестве избирателей, должны были лично участвовать в выборах.

Возраст и другие условия приобретения пассивного и активного избирательного права совпадали. Впервые день выборов стал выходным днем – воскресенье. Выборы состоялись 12 декабря 1937года. Обстановка, созданная на избирательных участках, способствовала тому, чтобы граждане, пришедшие на выборы, могли в полной мере прочувствовать важность события.

В помещениях избирательных участков были предусмотрены места для регистрации избирателей, комната ожидания, помещение, где находились кабины для голосования, а также отдельное помещение, где размещались урны для бюллетеней. На многих участках имелись медицинский пост и детская комната.

Члены избирательных комиссий дежурили в комнате ожидания, у избирательного ящика, кабин, обеспечивая полный контроль за процессом голосования. Помимо членов комиссий, выдачу бюллетеней производили специально назначенные регистраторы. 
Обстановка, в которой шли выборы, произвела особенно сильное впечатление на жителей деревни и представителей городских низов, в особенности, на пожилых и малограмотных людей – крестьян, неквалифицированных рабочих – тех, кто не часто удостаивался внимания властей. Особенно запоминались поездки к месту голосования на санях, грузовиках, и, в особенности, - на легковых автомобилях.

В 1938 году состоялись выборы в Верховные Советы союзных республик (26 июня – РСФСР, БССР, УССР).

На четвертом постере представлены материалы, отражающие выборный процесс в 1930-е – 1940-е годы. На фотографиях отражены различные этапы избирательного процесса в предвоенные годы на территории области. Выборы в Верховный совет СССР 12.декабря1937 года представлены фотографией приезда колхозников сельскохозяйственной артели «Заклинье» на выборы; интересна фотография предвыборного митинга кандидата в депутаты Верховного совета СССР Новикова в г. Гатчина 30июня 1938 года; проверка оформления избирательного участка в Выборгском районе накануне выборов в Верховный Совет РСФСР и получение бюллетеней 26 декабря 1940 года, представлена фотографией также открытие первой сессии Ленинградского областного совета депутатов трудящихся старейшим депутатом В.П. Осиповым. Интерес представляет справка об итогах выборов в местные советы депутатов трудящихся по Ленинградской области в 1939 году, также представлена докладная записка о составе советов депутатов трудящихся во время Великой Отечественной войны в 1943 году.


5. Избирательный процесс в 1945 – 1970гг.

После окончания Великой Отечественной войны началась подготовка к перевыборам представительных органов советского государства. В послевоенные годы властями была избрана та же модель последовательной организации избирательных кампаний, при которой Советы разного уровня избирались не одновременно, а поэтапно: сначала союзные структуры, затем - республиканские и, наконец, региональные. Таким образом, граждане СССР практически ежегодно участвовали в выборах различных Советов.

10 февраля 1946 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета СССР. В 1947 года были избраны депутаты Верховных Советов союзных республик (9 февраля) и местных Советов депутатов трудящихся (21 декабря) В феврале 1949 года прошли выборы народных судей.

В 1950 году электоральный цикл возобновился: 12 марта 1950 года был избран депутатский корпус Верховного Совета СССР и переизбраны депутаты местных Советов. В дальнейшем выборы всех Советов проходили регулярно, каждые четыре года.
Избирательное законодательство не претерпело существенных изменений по сравнению с союзным и республиканскими «положениями о выборах», принятыми в 1937-1939 годах. Был несколько увеличен возрастной ценз депутатов Верховных Советов: союзного - с 18 лет до 23 года, а республиканских - до 21 года.

Важным стало нововведение, допускающее голосование не в помещении избирательного участка, а по месту жительства, с использованием «избирательного ящика уменьшенного размера». Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1945 года разрешало участковым избирательным комиссиям «в виде исключения, производить прием избирательных бюллетеней в местах пребывания отдельных групп избирателей, если эти избиратели по условиям сообщения не могут прибыть для голосования на избирательный участок».

В 1946 г. к выборам депутатов Верховного Совета СССР впервые были допущены советские граждане, находящиеся за пределами Союза - военнослужащие частей Красной Армии и Военно-Морского Флота. При этом экипажи гражданских судов, находящихся в день выборов в портах и водах иностранных государств, в выборах не участвовали.

Законодательство санкционировало регистрацию в качестве избирателей лиц, находящихся под следствием, но не содержащихся под стражей, если они не были лишены избирательных прав по приговору суда (Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года). Практика лишения избирательного права на основании приговора суда была отменена в 1958 году.

Пятый постер представляет материалы, связанные выборами в Ленинградской области в послевоенные годы. Здесь представлены фотографии по работе с избирателями при подготовке к выборам депутатов Верховного Совета СССР в пос. Оредеж, семинар председателей окружных избирательных комиссий по выборам в поселковый Бокситогорский совет депутатов трудящихся 25 ноября 1947 года, фотографии избирателя деревни Мельницы Гатчинского района, рабочего совхоза «Суйда» Н.А. Куликова, выходящего из кабины 21 декабря 1947 года, выборы в местные советы депутатов трудящихся Ленинградской области – престарелые избиратели дер.

Воскресенское Гатчинского района приехали на избирательный участок; проверка списков избирателей на ст. Каннельярви членами участковой избирательной комиссии 3 января 1946 года.; фотография молодых избирателей депутатов Верховного Совета СССР г. Выборга, голосующих впервые 10 февраля1946года, голосование в специальном вагоне для голосования на выборах депутатов Верховного Совета СССР10 февраля 1946 года.; фотография встречи кандидата в депутаты в Верховный Совет СССР, капитана парохода Володарский И.В. Мошникова с избирателями в Подпорожье 17 февраля 1950 года, фотография открытия 1 сессии Ленинградского областного совета; документы: образец избирательного бюллетеня; письмо Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся от 02 января 1948 года о не избрании кандидатов в сельский совет Подпорожского района Ленинградской области Вершининой А.С. и кандидата в депутаты Нарвского сельского совета Кингисеппского района Иванова И.Т.; копия «Указа президиума Верховного Совета РСФСР Об утверждении Ленинградской Областной избирательной комиссии по выборам в Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся»; образец статистического отчета о выборах в местные Советы депутатов трудящихся РСФСР (выборы в Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся 21 декабря 1947года).

6. Эволюция избирательного процесса в 1980-х – 1990 – х гг.

Новая Конституция СССР, принятая в 1977 году, и названная официальной пропагандой «конституцией развитого социализма», не внесла существенных изменений в избирательное законодательство СССР.

Явка на выборы приближалась к 100 %. Лишь незначительное число голосов подавалось «против кандидатов в депутаты». Процедура голосования приобрела характер всенародного праздника, организованного и официально санкционированного властями.
Современное избирательное законодательство прочно заняло свою нишу в общей системе законодательства Российской Федерации и уже имеет политическую и юридическую историю развития и совершенствования.

В этом процессе можно выделить ряд основных стадий развития избирательного права и законодательства в Российской Федерации:

  • период советского законодательства эпохи «перестройки» (1989 - 1991 гг.);
  • период переходного постсоветского законодательства (1992 - 1994 гг.);
  • период регулярного парламентского законодательства (1995 - по настоящее время). 

27 октября 1989 года был принят Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР».

В нем содержались нормы избирательного права, присущие демократическому государству. Закон «О выборах народных депутатов РСФСР» не ограничивал число соискателей депутатских мандатов, участвующих в избирательной кампании. Необходимо отметить, что Закон РСФСР «О выборах народных депутатов в отличие от союзного законодательства предусматривал порядок, когда весь состав Съезда народных депутатов РСФСР избирался непосредственно населением – в округах, в то время как треть союзного Съезда состояла из представителей общественных организаций.

Выборы народных депутатов РСФСР, основанные на новых электоральных принципах и процедурах, состоялись 4 марта 1990 года и по их результатам был сформирован Съезд народных депутатов РСФСР, а затем и Верховный Совет РСФСР, состоящий из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей.

В 1991 году впервые прошли референдумы «о введении поста Президента Российской Федерации» и о необходимости сохранения Союза Советских Социалистических Республик».
В 1991 году, в РСФСР (вслед за СССР) был учрежден институт президентства. 24 апреля 1991 года на совместном заседании палат Верховного Совета РСФСР были приняты законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР».
В 1991 году, в РСФСР (вслед за СССР) был учрежден институт президентства. 24 апреля 1991 года на совместном заседании палат Верховного Совета РСФСР были приняты законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР».

Выборы Президента РСФСР проходили по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства по избирательным округам, образуемым Центральной избирательной комиссией в границах республик, входящих с состав РСФСР, краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Избранным считался кандидат, получивший в ходе выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что к избирательным ящикам пришло не менее половины граждан, внесенных в списки избирателей.

Первые в отечественной истории выборы Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года. На должность Президента претендовало шесть кандидатов: В. В. Бакатин, Б. Н. Ельцин, В. В. Жириновский, А. М. Макашов, Н. И. Рыжков, А.-Г. М. Тулеев. Президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин, получивший в ходе основных выборов 57, 3 % голосов избирателей.

Своими указами Президент учредил Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. На 12 декабря 1993 года были назначены экстренные выборы депутатов Федерального Собрания Российской Федерации, а также референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации.

Из 13 избирательных объединений, включенных в избирательный бюллетень по общефедеральному избирательному округу, смогли преодолеть пятипроцентный барьер 8 избирательных объединений: «Либерально-демократическая партия России» (получили мандаты 49 депутатов), «Выбор России» (40), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (32), «Аграрная партия России» (21), «Политическое движение «Женщины России» (21), «Блок Явлинский-Болдырев-Лукин» (20), «Партия Российского Единства и Согласия» (18), «Демократическая партия России» (14).

На шестом постере представлены фотографии: заседание активистов клуба избирателей в г. Сланцы; фото членов избирательной комиссии в городе Кириши во время регистрации избирателей в день выборов в местные советы 19 июня1977года; фото – избиратели города Кириши после голосования на избирательном участке; фотография участников митинга за выдвижение Б.Н. Ельцина в Президенты Российской Федерации в июне 1991года в городе Тихвин; фото митинга за выдвижение Б.Н. Ельцина в Президенты Российской Федерации в июне 1991года в городе Тихвин; выборы Президента Российской Федерации г. Тихвин 12 июня 1991года; протокол окружной избирательной комиссии по выборам Президента Российской Федерации о результатах голосования по Ленинградской области


7. Деятельность Избирательной комиссии Ленинградской области в 1995 –2013 гг.

Избирательная комиссия Ленинградской области впервые на постоянной основе была сформирована в июне 1995 года в соответствии с областным законом «Об Избирательной комиссии Ленинградской области». Первоначально она состояла из 18 членов с правом решающего голоса. Осенью того же года в связи с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации количественный состав Леноблизбиркома меняется – с тех пор он состоит из 14 членов с правом решающего голоса, из них 7 человек назначаются Законодательным собранием Ленинградской области, 7 – Губернатором Ленинградской области, из которых 2 человека – по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Имеются также члены комиссии с правом совещательного голоса – представители региональных отделений политических партий.

В настоящее время действует третий состав членов комиссии с правом решающего голоса, сформированный в июне 2004 года, срок полномочий – 4 года. Избирательная комиссия Ленинградской области является коллегиальным государственным органом Ленинградской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Ленинградской области.

За годы своей работы Избирательная комиссия Ленинградской области организовала и участвовала в организации 21 избирательной кампании: выборы Президента Российской Федерации (1996, 2000, 2004, 2008, 2012 гг.), выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации(1995, 1999, 2003, 2007, 2011 гг.), выборы Губернатора Ленинградской области (1996, 1999, 2003 гг.), выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области (1997, 2001, 2007,2011 гг.) и выборы в органы местного самоуправления (1996, 2001, 2005, 2009 гг.).