Избирательная система и выборы в РСФСР в 1918-1936 гг.

В. П. Журавлев, председатель Избирательной комиссии Ленинградской области, кандидат юридических наук
В. В. Фортунатов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Петербургского государственного университета путей сообщения

Избирательная система и выборы в РСФСР в 1918-1936 гг.


II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся вечером 26 октября 1917 года, узаконил свержение Временного правительства и провозгласил, что «вся власть на местах переходит к советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».


Отныне советы становятся главным институтом местного и центрального управления, основой нового государственного строя. Революция стимулировала процесс образования советов на низовом уровне: фабричных, сельских, волостных, городских, уездных и других. 

Формально советы являлись высшими органами власти, но на практике их деятельность контролировалась большевистским руководством. Такие советы не оставляли места институтам выборного представительства, учрежденным в период деятельности Временного правительства. Беспрепятственная ликвидация Учредительного собрания, земского и городского самоуправления показала отсутствие в России прочной базы или какой-либо широкой народной поддержки институтов и принципов буржуазной демократии. Важную роль в процессе формирования советского избирательного права сыграло принятие Конституции РСФСР, утвержденной 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом советов.


В период с 1918 по 1936 год выборы в РСФСР и в СССР, как и в дореволюционный период, не были последовательно демократичными.

Выборы не были всеобщими. Активное и пассивное избирательное право имели граждане РСФСР, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. Избирательное право получили все граждане, добывавшие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом. Это были рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли. 
В советский электорат входили все занятые домашним хозяйством, обеспечивающие для первых категорий возможность заниматься производительным трудом. Избирательным правом обладали военнослужащие, в том числе не достигшие 18 лет. Граждане, входящие в категории, перечисленные выше, но потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность, также являлись полноправными избирателями.

Не получили избирательного права лица, жившие на нетрудовые доходы. Это были лица, жившие на проценты с капитала, имевшие доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п. В категорию «лишенцев» попали частные торговцы, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции, члены царствовавшего в России дома. Исключались из выборного процесса душевнобольные и осужденные. По данным советских авторов, в числе «лишенцев» находилось от 2 до 8% тех граждан, которые по возрасту могли бы участвовать в выборах.

Выборы не были равными. Советская власть не очень доверяла крестьянству и фактически воспроизвела пропорции представительства в городах и в сельской местности. Во Всероссийском съезде Советов один депутат от городского совета представлял 25000 избирателей, а один депутат от губернских советов – от 125000 губернских жителей. Соотношение 1 к 5 позволяло депутатам от рабочих не «тонуть» среди депутатов от менее сознательного крестьянства.

Здесь будет уместно вспомнить, что не большевики были изобретателями неравенства норм представительства рабочих и крестьян. Первое Всероссийское совещание советов рабочих и солдатских депутатов, проходившее с 29 марта по 2 апреля 1917 года, выработало норму представительства для рабочих и солдат – в среднем 1 человек от 25 тыс. избирателей. На этом совещании в большинстве были меньшевики и эсеры. А в апреле 1917 года эсеровское организационное бюро Всероссийского союза крестьянских депутатов выработало для выборов на Первый съезд крестьянских депутатов другую норму представительства, а именно: 1 депутат от 150 тыс. населения и не менее 1 – от уезда. Фактически неравные нормы представительства меньшевики и эсеры выработали «против себя», а большевики этим просто воспользовались.

Выборы в 1918-1936 годах не были прямыми. На сельских сходах выбирались делегаты волостных советов, которые из своего состава формировали состав уездного съезда. Уездные съезды и городские советы делегировали участников на губернский съезд, на котором собственно и происходило избрание депутатов всероссийских и всесоюзных съездов Советов. Прямым голосованием при участии всех жителей, имевших право голоса, избирались сельские советы. Они создавались в селениях, насчитывающих не менее 300 жителей. Один депутат приходился на каждые 100 жителей. Для городских избирателей выборы были двухстепенными. Представители сельского населения проходили четыре ступени.

Выборы в первые два советских десятилетия были открытыми. Голосование осуществлялось поднятием рук. За тем, кто и как голосовал, внимательно наблюдали члены партийных, комсомольских и других организаций.


Важным преимуществом советской избирательной системы считалась возможность досрочного прекращения полномочий любого депутата и его отзыва. Менее известно то, что результаты некоторых выборов, которые не нравились руководящим советским органам, не утверждались, как тогда говорили, кассировались.

Конституция РСФСР определила лишь самые важные черты избирательного права и процесса. Многие пробелы законодательства восполнялись республиканскими и местными инструкциями, положениями, другими документами. ¹

Первая Конституция РСФСР 1918 года юридически закрепила диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в форме Республики Советов. Конституция объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах.

Большевистское руководство придавало важное значение составу Советов, стремилось полностью контролировать процесс выборов. 
«Деревенские Советы – сельские и волостные – были избраны в те времена, когда социалистическая революция еще не докатилась до деревни. Они были поэтому до последнего времени либо в руках кулаков, либо под сильным их влиянием…перевыборы должны быть произведены в кратчайший срок…переизбраны должны быть все Советы (волостные и сельские). Перевыборы должны состояться даже там, где деревенские Советы удовлетворительны по своему составу, или наоборот, где Комитеты Бедноты окончательно вытеснили Советы. Нужно путем общих перевыборов сделать Советскую организацию совершенно единообразной и в корне уничтожить раздвоение.

Выборные органы должны строиться из центра, и ячейка, стоящая выше, должна тщательно проверять состав низшей», - целый ряд принципиально важных положений был включен в Инструкцию «О порядке перевыборов волостных и сельских советов», подготовленной Всероссийским Исполнительным Центральным Комитетом 2 декабря 1918 года ². В каждой губернии, уезде, волости и селе организовывалась избирательная комиссия. Определялся порядок выборов: в нерабочий день, проведение выборов в сельские Советы в течение десяти дней с момента образования уездной избирательной комиссии, недопущение к голосованию лишенных избирательного права и т.д. Определялись задачи сельских и волостных советских организаций.

Но, по мнению современных исследователей, организационное и правовое регулирование выборов оставляло желать много лучшего. «Местные органы власти фактически не считались с нормами ни Конституции, ни инструкции ВЦИК. Нередки были факты завышения квот представительства от рабочих, не уделялось должного внимания ни отчетно-выборным собраниям, ни образованию избирательных участков и т.д. Не всегда выдерживались и постулированные новой властью установки на классовый подход, на «борьбу против враждебных Советской власти элементов» и т.д.».  ³

9 декабря 1919 года VII Всероссийский съезд Советов принял постановление «О советском строительстве», в котором определялись функции советских органов, в частности порядок созыва губернских, уездных, волостных съездов Советов. Эти съезды созывались соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (Исполнительными Комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, губернии, уездам и не реже как через каждые три месяца по волости 4.

В границах своего ведения высшей в пределах данной территории властью были Советы депутатов, а в тех сельских местностях, где это было признано осуществимым, общее собрание избирателей.


Областной, губернский, уездный, волостной съезд Советов, в границах своего ведения, объявлялся высшей в пределах данной территории властью, в период между съездами такой властью являлся избираемый съездом Исполнительный комитет.

Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов. Областным — право контроля над всеми Советами данной области, губернским — над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д. Областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, принадлежало право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти. 

Верховная власть в РСФСР принадлежала Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

Такое положение советских предстательных органов означало, что они могут принять к своему рассмотрению любой вопрос жизни страны либо определенной территории. Устранялась стена между законодательной и исполнительной властями, общегосударственной властью и местным самоуправлением, депутатами и избирателями. 

Так Советы стали политической основой нового государства. Многие понимали, что Советская власть изначально была лишь формой, внешней оболочкой системы власти, в которой главную роль в действительности играла другая властная «вертикаль». Реальное руководство страной осуществляла хорошо структурированная, фактически дублировавшая советскую «вертикаль» система организаций и руководящих органов Российской Коммунистической партии (большевиков).

Во всех Советах, как и в профессиональных союзах, в других организациях коммунисты образовывали фракции, действовали организованно, напористо, фактически предопределяя решения соответствующих волостных, районных, уездных, окружных и других съездов Советов, их исполкомов. Все, кто работал в партийных архивах с протоколами заседаний партийных органов разного уровня, часто встречались с формулировкой, которая появилась достаточно рано. Формулировка эта представляла собой последний, как правило, пункт того или иного решения партийного органа – «провести в советском порядке». Эта формулировка означала, что должна быть проведена предварительная работа в соответствующем Совете и подготовленное решение вынесено на голосование. Советы были официальной властью. Только после проведения партийного решения «в партийном порядке» оно приобретало юридическую силу, силу закона для всех граждан.  


Положение о регулярных перевыборах сельских, волостных, городских и других советов в установленные сроки, а также о регулярном созыве Съездов Советов, о четкой периодичности в работе Исполнительных Комитетов Советов занял важное место в Постановлении VIII Всероссийского съезда Советов «О советском строительстве» от 29 декабря 1920 г.5 А в Циркулярном постановлении Президиума ВЦИК «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки съездов Советов» от 8 февраля 1921 года определялись сроки созыва областных, губернских и уездных съездов не реже двух раз в год, а волостных – не реже, как через 3 месяца. 6

Правом избирать и быть избранными, с учетом трудового ценза, пользовались граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет. Местным Советам предоставлялось право с утверждения центральной власти понижать установленный Конституцией возрастной ценз.

Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользовались активным и пассивным избирательным правом иностранцы, проживавшие на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежавшие к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству.

Избирательное право предоставлялось независимо от пола, вероисповедания, национальности, оседлости и т.п.

Конституция установила неравенство избирательного права для городского и сельского населения, закрепила принцип многостепенности выборов. Выборы на Всероссийский съезд Советов были четырёхстепенными для сельского населения и двухстепенными для городского.

Прямые выборы проводились только в городские и сельские Советы. Принцип тайного голосования не нашёл закрепления в Конституции. На практике голосование, как правило, проходило открыто.

Советы депутатов образовывались:
  • в городах — по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов;
  • в селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) — по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.
В тех сельских местностях, где это могло быть признано осуществимым, вопросы управления разрешались общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Избиратели, пославшие в Совет депутата, получили право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Подробный порядок производства выборов, а равно участия в них профессиональных и иных рабочих организаций определялся местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Волостные съезды Советов составлялись из представителей всех сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Сельские Советы, насчитывавшие менее 10 членов, посылали на волостной съезд Советов по 1 представителю.

Уездные (районные) съезды — из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район). В уездных съездах Советов участвовали представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединялись.

Губернские (окружные) съезды — из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов.

Областные съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.

Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей. 

30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик. 31 января 1924 года была принята первая союзная Конституция. Первую Конституцию СССР составили Декларация и Договор об образовании СССР. 

Созданные после принятия Конституции органы власти Союза в полной мере восприняли опыт, накопленный Советами в республиках. Съезд Советов СССР, образуемый им двухпалатный ЦИК СССР и его президиум, основывались на принципе непрерывности осуществления государственной власти на общесоюзном уровне, соединяя законотворчество, управление и высший контроль, а также вели активную работу по направлению деятельности всех советских органов на территории страны.

Высшим органом государственной власти стал Всесоюзный съезд советов, а в период между съездами – двухпалатный Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК СССР). Обе его палаты – Совет Союза и Совет Национальностей были равноправными, но их состав формировался разными способами. Совет Союза (414 депутатов) избирался на Всесоюзном съезде советов из представителей республик, пропорционально численности их населения. Депутаты Совета Национальностей (131 человек) избирались исполнительными комитетами союзных и автономных республик, а также автономных областей – по 5 депутатов от каждой союзной или автономной республики и по одному от автономной области.

Несмотря на увеличение территории государства, норма представительства на съезде Советов СССР не изменилась. В основу порядка его формирования была положена процедура избрания делегатов съезда Советов РСФСР.

Конституция СССР не содержала норм, регулирующих избирательное право граждан.

Часть граждан оставалась «лишенцами». В 1925 году в Ленинграде, Киеве и Москве было лишено избирательных прав около 10% всей массы избирателей. Из них: лица, пользующиеся наемным трудом, - 5,3%; лица, имеющие "нетрудовые" доходы, - 8,3%; торговцы - 39,9%; служители религиозного культа - 4,9%; чины бывшей полиции - 3,2%; душевнобольные - 1,2%; лишенные избирательных прав по судебным приговорам - 8,8%; члены семей "лишенцев" - 28,4%. 

В 1924 году выявился определенный спад в работе Советов. Тревожным фактом стали выборы в Советы осенью 1924 года. В выборах принимало участие только 31% избирателей, а в некоторых губерниях (Саратовская, Нижегородская) в выборах участвовало не больше 20% избирателей. Правящая Коммунистическая партия выдвинула лозунг перестройки Советов и оживления их деятельности (с конца 1924 года).

В местностях, где были нарушения Конституции и избирательных инструкций и где в выборах принимало участие не больше 35% избирателей, результаты выборов были, как тогда говорили, кассированы, то есть отменены. Были проведены повторные выборы Советов. 

Постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 января 1925 года вводился обязательный минимум числа избирателей, принимающих участие в выборах. Собрание считалось законным и выборы признавались действительными, если в них приняло участие не менее 35% избирателей. В противном случае выборы отменялись. Этим постановлением вводилась повесточная система оповещения избирателей о предоставлении им избирательного права, а также о месте и времени избирательного собрания.

После принятия Конституции СССР свои Конституции обрели союзные республики. Конституция РСФСР 1925 года оставила без изменения общую схему формирования Советов депутатов.

Претерпел некоторые изменения порядок формирования съездов Советов и нормы представительства на них.

Так, районные и волостные съезды Советов стали составляться из представителей всех советов, находящихся на территории района или волости, по расчету:
  • один делегат на 300 человек населения, но не свыше 150 делегатов на район или волость.
Уездные съезды - из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных на территории уезда, и сельских советов, по расчету:
  • от советов городов - один делегат на 200 избирателей;
  • от волостных съездов советов - один делегат на 1000 человек населения, но не свыше 300 делегатов на уезд.
Окружные съезды составлялись из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и сельских советов, по расчету:
  • от советов городов - один делегат на 1000 избирателей;
  • от районных съездов советов - один делегат на 5000 человек населения.
Губернские съезды включали в себя из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и уездных съездов советов, по расчету:
  • от советов городов - один делегат на 2000 избирателей;
  • от уездных съездов - один делегат на 10000 человек населения.
В составе краевых и областных съездов заседали представители советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и окружных советов, по расчету:
  • от советов городов - один делегат на 5000 избирателей;
  • от окружных съездов - один делегат на 25000 человек населения.

В краевых, областных, губернских, окружных, уездных, районных и волостных съездах Советов должны были принимать участие представители всех Советов, находящихся на территории данной административной единицы.
В исключительных случаях Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету было предоставлено право изменять нормы представительства на съездах Советов для отдельных местностей в зависимости от местных условий.
Была установлена обязанность членов советов депутатов регулярно отчитываться перед своим избирателям. Отменялась возможность непосредственного решения вопросов управления общим собранием избирателей селения.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет получил право изменять нормы представительства в Советах депутатов своими постановлениями. Нормы представительства на Всероссийском съезде Советов остались прежними.
Не претерпел существенных изменений состав избирательного корпуса, за исключением изъятия из Конституции нормы, позволяющей снижать возрастной ценз ниже 18 лет.

Избирательный процесс в стране постоянно совершенствовался. В Инструкции ЦИК СССР о выборах в Советы от 16 января 1925 года подчеркивалась необходимость проведения более решительно классовой политики, более подробно, чем в конституциях союзных республик, определялся круг лиц, лишенных избирательного права. Эта Инструкция требовала от избирательных комиссий строго следить за соблюдением установленных законом правил и норм выборов, за недопущением нарушения их со стороны местных органов власти, а также за тем, чтобы не было давления на избирателей при выборах в Советы. Устанавливался строгий и четкий порядок рассмотрения жалоб граждан на лишение их избирательных прав. Инструкция от 16 января 1925 года передавала вопрос о способе голосования на рассмотрение губернским (областным) избирательным комиссиям. Дело в том, что Конституция РСФСР 1918 года этот вопрос отнесла к ведению ВЦИКа. Избирательная инструкция ВЦИК РСФСР от 13 октября 1925 года установила открытый порядок голосования. В Инструкции ЦИК СССР от 28 сентября 1926 года также устанавливался открытый порядок голосования.

В 1925 году число избирателей, принимавших участие в выборах в Советы, возросло почти вдвое, по сравнению с 1924 годом.


8 февраля 1926 года ВЦИК РСФСР утвердил Положение о Всероссийской центральной избирательной комиссии, определил её задачи, полномочия, порядок работы 7. ЦИК являлась постоянно действующим органом, определяла сроки образования других избирательных комиссий, могла отменять постановления нижестоящих избирательных комиссий, принятые в нарушение законодательства СССР и РСФСР, наделялась полномочиями по изданию своих постановлений и инструкций по вопросам организации и проведения выборов, могла давать разъяснения и толкование по применению избирательного законодательства РСФСР.

После избирательной и перевыборной кампании 1924-1925 года ВЦИК РСФСР специальным декретом от 30 ноября 1925 года «О привлечении на выборы всех имеющих избирательные права трудящихся национальных меньшинств» обратил внимание на то, что национальные меньшинства почти совсем не были представлены в избирательных комиссиях и слишком слабо – в советах и исполнительных комитетах. Были намечены конкретные меры по решению данной серьёзной проблемы 8.

Инструкция о выборах в Советы, утвержденная Президиумом ЦИК Союза ССР 28 сентября 1926 года была более конкретной и разработанной. На союзном уровне были определены основные избирательные процедуры, устанавливались сроки организации и проведения выборов. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагалось разработать для местностей, в которых установлено введение списков избирателей, правила по составлению указанных списков и порядке обжалования невключения в таковые избирателей. При этом предлагалось учесть интересы трудового населения, уходящего на сезонные заработки. 9 В РСФСР постановлением Президиума ВЦИК от 4 ноября 1926 года была утверждена Инструкция о выборах городских и сельских Советов и о созыве Советов 10, которая сыграла важную роль в совершенствовании организации выборов. Эта инструкция включала в себя норму о лишении избирательных права (ст. 22).

Активность избирателей в период осуществления новой экономической политики постепенно возрастала.

Количество участников выборов (в %% к общему числу избирателей)

Годы

В городе

В деревне

1922

35,5

22,3

1923

38,5

37,2

1924

40,5

28,9

1925

48,7

36,9

1926

52,0

47,3

1927

58,4

48,4


В 1927 году проходили выборы в сельские советы, которых по СССР в общей сложности насчитывалось 73749. Сводные данные по 97,4% сельсоветам показали, что избирательное право имели 57547 тыс. человек. Явились на выборы 27839 тыс. человек или 48,4% всех избирателей. При этом избирательная активность мужчин составила в целом по Союзу ССР 67,0%, а среди избирательниц всего 31,1%, то есть более чем вдвое меньше, чем у мужчин. Сотрудники избиркома отмечали, что избирательная активность мужчин достигла уровня избирательной активности, характерного для Западной Европы. Дальнейшее повышение общей избирательной активности связывалось с возрастанием избирательной активности женщин.

В период избирательной кампании по выборам сельсоветов в 1927 году лица, лишенные избирательного права, составили 2110650 человек или 3,5% от всех избирателей. По высоте процента лишенных избирательного права союзные республики располагались в следующем порядке: ЗСФСР (6,0), УССР (4,6) и РСФСР (3,3). Затем следовали Туркменская ССР (2,2), Узбекская ССР (1,9) и БССР (1,4). Социальные категории лишенных избирательного права (в процентах к среднему числу взрослого населения) в среднем по Союзу ССР распределялись следующим образом: всего лишенных избирательного права – 3,51%; лица, прибегающие к наемному труду, - 0,39%; живущие на нетрудовые доходы – 0,18; частные торговцы и посредники – 0,66; служители религиозного культа – 0,36; служащие и агенты бывшей полиции – 0,26; осужденные – 0,17; умалишенные и подопечные – 0,09; иждивенцы – 1,42; не распределенные по категориям – 0,01.

В 1927 году в СССР имелось 5689 волостей и районов. Волостные и районные исполнительные комитеты Советов избирались на волостных и районных съездах. Данные по 4811 съездам (84,6% от общего числа) показали, что в них приняли участие 373606 делегатов, в среднем по 85 человек. Женщины в составе волостных и районных съездов составляли всего 10,2% по всему СССР. Члены и кандидаты ВКП(б) в составе делегатов волостных съездов составляли 22,35 (плюс 8,2% комсомольцев), а на уровне районных съездов – 32,2% (плюс 6,0% комсомольцев).

В 1927 году проходили выборы и в городские советы. По сведениям, охватившим 1004 города (92,4% от их общего числа по СССР), в городах насчитывалось 11069636 лиц, имевших избирательное право. Из них на выборы явились 6536791 человек. По РСФСР на выборы явились 59.8% мужчин и 40,2% женщин.

По группам населения на выборах в городские советы в 1927 году на первом месте по активности были красноармейцы, на втором – члены профессиональных союзов, на третьем – группа неорганизованных граждан. Работники избирательных комиссий констатировали повышение активности у всех трех групп избирателей, но самый высокий прирост активности дали члены профсоюза.

Что касается сведений о лицах, лишенных избирательных прав, то они были собраны по 970 городам. Из общего числа 11511976 лиц, составлявших взрослое население этих городов, были лишены избирательного права 891283 человека или 7,7%.

Выше волостного и районного уровней были округа и уезды. К моменту избирательной кампании 1927 года административно-хозяйственное районирование было завершено на большей части территории СССР, то есть на половине территории РСФСР, а также на всей УССР, БССР, Туркменской ССР и Узбекской ССР. На этой территории насчитывалось 123 округа и 384 уезда. При выборах окружных и уездных исполнительных комитетов Советов среднее число делегатов окружных съездов составляло 254 человека, а уездных съездов – 182 человека. Это средние данные по СССР. А на Украине, например, на окружной съезд приходилось по 423 делегата. По РСФСР среднее число жителей на один уезд или округ составляло 234226 человек, а в работе окружного или уездного съезда участвовало в среднем 190 человек. Женщины в составе окружных съездов в среднем по ССР составили 11,7%, а в составе уездных съездов – 13,2%.

По РСФСР среди делегатов уездных съездов члены и кандидаты ВКП(б) составили 49,7% (плюс 6,3% членов и кандидатов ВЛКСМ), а среди делегатов окружных съездов членов и кандидатов ВКП(б) было уже 57,4% (плюс 3,3% членов и кандидатов ВЛКСМ). Более 40% делегатов окружных и уездных съездов, избранных по Союзу ССР в целом, служило ранее в Красной Армии. 

Следующей ступенькой, на которой происходило избрание исполнительных органов Советов, были областные (краевые) и губернские съезды, а также съезды автономных республик и областей. Среднее число делегатов составило: краевые съезды – 481 делегат, губернские – 246, съезды автономных республик и областей – 217. Члены и кандидаты ВКП(б) в составе съездов имели две трети делегатских мандатов: в краевых – 66,5%, в губернских – 63,6%, на съездах автономных республик и областей – 58,7%. К членам правящей Коммунистической партии на этом уровне примыкало сравнительно небольшое число комсомольцев-делегатов.

На областных (краевых), губернских и съездах автономных республик и областей выбирали делегатов самого важного съезда – Съезда Советов Союза ССР. Число делегатов на четырех союзных съездах было следующее:

Съезды

С решающим голосом

Время съездов

На I съезде

1673

30 декабря 1922 г.

На II съезде

1535

26 января – 2 февраля 1924 г.

На III съезде

1582

13-20 мая 1925 г.

На IV съезде

1603

18-27 апреля 1927 г.


Территориальное распределение делегатов IV съезда (с решающим голосом) выглядело следующим образом:

Территория

Число делегатов

%%

От губерний, округов, автономных республик и областей РСФСР

1094

68,3

От округов УССР и Молдавской АССР

311

19,4

От округов БССР

56

3,5

От основных республик и автономных республик и областей ЗСФСР

65

4,1

От округов Туркменской ССР

15

0,9

От округов Узбекской ССР и Таджикской ССР

57

3,5

От армии и флота

5

0,3

Всего

1603

100,0


 Коммунистов вместе с комсомольцами в составе делегатов съезда с решающим голосом было 72,7%. 11 

Важной особенностью советской избирательной системы стало то, что в городах выборные собрания проводились на предприятиях, в учреждениях, то есть по месту работы избирателей. Избрание депутатов советов осуществлялось открыто, путем поднятия рук. Как правило, избирателям предлагался список кандидатов, который в большинстве случаев одобрялся целиком.

Избирательные кампании в рассматриваемый исторический период проводились достаточно часто. Продолжала совершенствоваться и нормативно-правовая база. 3 октября 1930 года Президиум ЦИК СССР утвердил своим постановлением новую Инструкцию о выборах в Советы. 12 ЦИКам союзных республик было предложено привести республиканское избирательное законодательство в соответствие с этой Инструкцией. 

Кампания по оживлению деятельности Советов, начавшаяся в 1924-1925 годах, предусматривала качественное улучшение Советов, в том числе и через использование избирателями права досрочного отзыва депутатов. В условиях развернувшейся массовой, сплошной коллективизации и настоящего наступления на кулаков избирательная кампания 1931 года прошла под лозунгом выявления и отзыва из Советов чуждых, как тогда говорили, элементов. Только в первой половине 1931 года из сельских Советов РСФСР (без АССР и АО) было отозвано около 23 тыс., а из городских Советов было удалено более тысячи депутатов. 13

В Положении о сельских Советах (1 января 1931 г.) и Положении о городских Советах (23 января 1933 г.), принятых ВЦИК РСФСР, советы обязывались ставить вопрос об отзыве депутатов в случаях:

а) искажения депутатом в своей работе классовой пролетарской политики;
б) систематического невыполнения депутатских обязанностей;
  в) недопустимого для депутата поведения 14.

Директивные указания и огромный опыт проведения выборов получил отражение в Инструкции о выборах в Советы и на Съезды Советов РСФСР, утвержденной Постановлением ВЦИК РСФСР 1 октября 1934 г.  15 

Избирательная комиссия отмечала, что число избирателей растёт не только в соответствии с приростом населения, но и в связи с ростом политической активности населения, которое в большем числе стало являться на выборы.

Рост числа избирателей по Союзу ССР (в млн. человек)  16

Годы

Имело избирательное право

Явилось на выборы

Не явилось на выборы

% явки на выборы

1926

76,1

38,6

37,5

50,8

1927

77,8

39,0

38,8

50,2

1929

81,3

51,6

29,7

63,5

1931

85,9

62,2

23,7

72,1

1934

91,0

77,4

13,6

85,0


Отмечался и рост явки городских и сельских избирателей. При этом показатели явки сельских избирателей постепенно приближались к уровню явки городских избирателей.

Явка избирателей по Союзу ССР в %

Годы

В городах

В сельских местностях

Разница

1926

52,0

48,9

3,1

1927

58,4

48,4

10,0

1929

70,8

61,8

9,0

1931

79,6

70,4

9,2

1934

91,6

83,3

8,3


Значительная возросла явка женщин – городских и сельских избирательниц, что в тот исторический период тщательно анализировалось и считалось важным фактором поддержки политики властей.

Явка женщин на выборы по Союзу ССР в %

Годы

В городах

В сельских местностях

Разница

1926

42,9

28,0

14,9

1927

49,8

31,1

18,7

1928

65,2

48,5

16,7

1931

76,0

63,4

12,6

1934

89,7

80,3

9,4


К середине 30-х годов явка избирателей достигла 90 % (в городах). Значительно сократилось количество нарушений процессуальных норм избирательного законодательства. «Высокий процент явки избирателей объясняется не столько тем, что наши местные организации научились лучше работать с массами, сколько тем, что наши советские избиратели уже поднялись на большую культурно-политическую высоту. Как бы хорошо ни было поставлено дело вручения избирательных повесток и оповещения избирателей, их нельзя было бы собрать всех в один определенный день и час, если бы у них не было желания во что бы то ни стало собраться.

Участие избирателей в выборах у нас заключается не только в избрании депутатов в советы, но и в решении важных вопросов государственного строительства и управления; поэтому активность наших избирателей объясняется прежде всего их огромным культурно-политическим ростом, их желанием принять участие в критике работы совета и в составлении наказа избираемым в совет депутатам», - отмечал председатель Центризбиркома ЦИК Союза ССР А.С. Енукидзе, подводя итоги выборов в Советы в 1934-1935 годах 17.

Таблица динамики избирательного процесса и участия в выборах граждан СССР 1924-1934 гг.

Годы, когда проводились выборы

Всего населения в указанные годы в СССР

Количество граждан, имевших избирательные права

Явка на выборы в млн. чел.

Процент явки на выборы

Процент абсентеизма граждан СССР

1926

143 млн.

76  млн.

39 млн.

51%

49%

1927

147 млн.

78 млн.

39 млн.

50%

50%

1929

154 млн.

81 млн.

52 млн.

64%

36%

1931

160 млн.

86 млн.

62 млн.

72%

28%

1934

168 млн.

91 млн.

77 млн.

85%

15%

1937

194,1 млн.

94 млн.

91 млн.

96,8%

3,19%


 Вроде бы смягчалась ситуация и с лишением избирательных прав. С 1930 года право восстановления в избирательных правах было предоставлено районным исполнительным комитетам. Запрещалось лишение избирательных прав лиц, достигших совершеннолетия в 1925 году и позже, родители которых были лишены избирательных прав, если эти лица занимались самостоятельным общеполезным трудом. В июле 1931 года постановление ЦИК «О порядке восстановления в гражданских правах выселенных кулаков»18 открыло путь гражданской реабилитации для тех, кто «показал себя на деле честными и добросовестными тружениками». Постановлением ВЦИК от 1 октября 1934 года районным исполнительным комитетам и городским Советам предоставлялось право восстанавливать в избирательных правах детей кулаков как находящихся в специальных поселениях и местах ссылки, так и вне их. ЦИК АССР, краевые, областные исполнительные комитеты получили право восстанавливать в избирательных правах кулаков до истечения пятилетнего срока высылки, если они стали ударниками на производстве и активно участвовали в общественной работе.

В реальной жизни «лишенцы» оказывались всегда «крайними». В 1928-1933 годах их первыми «вычищали» из государственного аппарата и учреждений культуры. «Лишенцам» не полагалось карточек. Их уплотняли и выселяли. При введении с декабря 1932 года внутренних паспортов в СССР крупные города очищали от уголовников и политически вредных элементов, к которым относили «лишенцев». Ленинградский поэт В. Шефнер вспоминал, что в 1933 году вся его семья буквально сидела на чемоданах в ожидании высылки. К тому времени будущий литератор успел устроиться на работу на завод. По настоянию матери он получил справку о том, что в списках «лишенцев» не числится19. В период коллективизации профессиональному союзу работников просвещения приходилось неоднократно вступаться за своих членов, которых пытались объявить кулаками или подкулачниками и лишить избирательных прав.

Количество лиц, лишенных избирательного права, значительно снизилось.

Количество лиц, лишенных избирательных права в %% к общему числу взрослого населения.

Годы

Город

Деревня

1930-31

4,9

3,7

1934-35

2,4

2,6


 В 1934 году число лиц, лишенных избирательных прав, составляло 2,5% от общего числа взрослого населения, то есть немногим больше двух миллионов человек.20 

Таким образом, уже в выборах 1934 года выявилась окончательно проявившаяся тенденция к поголовному участию населения в выборах высших органов власти и местных Советов, что и подтвердили выборы 12 декабря 1937 года, а также в 1946 и 1950 годах и в последующие годы.

Однако, несмотря на усиление административного надзора, в отдельных случаях выборы признавались несостоявшимися из-за отсутствия кворума, неправильного подсчета голосов, нарушений порядка выдвижения кандидатов в депутаты и других обстоятельств.

В начале 1935 года руководством Советского государства было принято решение по ряду существенных аспектов избирательного права и процесса. Чрезвычайно важным представляется решение о необходимости введения тайного способа голосования. Согласно проекту нового текста Основного закона СССР все советы депутатов трудящихся от низовых до высших должны были избираться непосредственно «избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».


В 1918-1936 годах советская избирательная система имела ярко выраженный классовый характер. Это был узкоклассовый институт, с помощью которого отстранялись от участия в выборах представители свергнутых революцией классов и асоциальных, с точки зрения действовавшей власти, лиц.

В ней отсутствовали почти все демократические принципы представительной системы, которые уже были выработаны мировой политической практикой. Советская демократия не предусматривала всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Некоторое продвижение вперед в сравнении с порядком выборов в Государственную Думу всё-таки произошло. Избирательное право получили женщины, то есть был отменен ценз пола. Был отменен имущественный ценз, который до революции имел значение при выборах в органы местного самоуправления – в земские и городские учреждения. Произошло существенное снижение возрастного ценза. Избирательные права были предоставлены военнослужащим.

Избирательная система в 1918-1936 годах была призвана обеспечить формирование таких органов государственной власти, которые бы находились под полным контролем ВКП(б).

Динамика партийного состава в органах власти (% членов и кандидатов ВКП(б) в составе исполнительных органов)21 .  

 

1922

1923

1924/25

1925/26

1927

1929

1931

Сельсоветы

6,1

7,8

5,5

6,8

7,8

9,3

13,6

Райисполкомы

40,1

48,5

47,7

45,0

51,3

53,5

64,3

Горсоветы

69,5

69,2

57,0

44,7

46,5

46,3

49,1

Краевые, областные и республиканские исполкомы

91,2

88,0

72,2

72,2

69,8

71,8

76,0


Коммунисты представляли собой единственную сплоченную силу в исполкомах Советов на всех уровнях и проводили «в советском порядке» любые решения, принимавшиеся соответствующими руководящими партийными органами.

После выборов 1934 года по данным на 20 января 1935 года по РСФСР члены и кандидаты ВКП(б) в составе сельсоветов составили 18,4% (плюс 10,0 были комсомольцами), в составе горсоветов – 43,9% (плюс 9,5 членов ВЛКСМ),, среди председателей сельсоветов – 75,8% (плюс 7,1% комсомольцев), в составе районных исполкомов – 72,6% (5,8% - ВЛКСМ), в составе районных съездов – 46,9% (9,0% - ВЛКСМ), среди председателей райисполкомов коммунистами были 99,9% 22.  


Выводы:
  1. В 1918-1936 годах избирательная система была недемократичной: выборы были ограниченными, приоритетными, многостепенными. В то же время, выбры проводились открыто, что в условиях диктатуры пролетариата в переходный период от капитализма к социализму активно использовалось агитационно-пропагандистским аппаратом правящей парти.
  2. Избирательная система надежно легитимизировала реальную руководящую роль ВКП(б), хотя об этом и не было сказано в Конституции РСФСР 1918 года, в Конституции СССР 1924 года, в Конституциях союзных республик в 1925 году. В стране сложилась система «партия-государство». Все решения принимались руководящими органами ВКП(б) и проводились «в советском порядке».
  3. Произошло отчуждение большей части населения от реальной политической власти, от принятия решений по животрепещущим вопросам повседневной жизни. Выборы воспринимались как один из ритуалов, участие в котором было призвано продемонстрировать лояльность населения.


  1. «Первая Советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 года – окончательно сформулировала основные принципы советской избирательной системы первой фазы развития нашего государства. Конституция РСФСР обеспечивала трудящимся массам самую широкую возможность принять участие в политической жизни страны. Конституция РСФСР 1918 года навсегда ликвидировала всякого рода ограничения и цензы для трудящихся. Впервые в истории избирательное право было пронизано идеей подлинного демократизма. Избирательная система впервые была поставлена на службу трудящимся массам», - так оценивалось значение Конституции РСФСР 1918 года в становлении новой избирательной системы в советский период. См.: Василенков П.Т. Избирательная система СССР.-М.: ИГУ им. М.В. Ломоносова, 1956.- С.10.
  2. См.: СУ РСФСР. 1918. №86. Ст. 901; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). Сборник документов под общей редакцией академика А.Я. Вышинского.- М.: Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940.- С.47-48.
  3. Белоновский В.Н., Белоновский А.В. Представительство и выборы в России с древнейших времен до XVII века (Теория, история, практика).- М.: Изд-во ПРИОР, 1999.- С.7.
  4. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). Сборник документов под общей редакцией академика А.Я. Вышинского.- М.: Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940.- С.67-70.
  5. СУ РСФСР. 1921. №1. Ст.1; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). Сборник документов под общей редакцией академика А.Я. Вышинского.- М.: Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940.- С.91-94.
  6. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). Сборник документов под общей редакцией академика А.Я. Вышинского.- М.: Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940.- С.99.
  7. СУ РСФСР. 1926. №66. Ст.501; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). Сборник документов под общей редакцией академика А.Я. Вышинского.- М.: Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940.-С.182-183. Эта комиссия была ликвидирована 10 февраля 1937 года (постановление ВЦИК, протокол №67, п. 37).
  8. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). Сборник документов под общей редакцией академика А.Я. Вышинского.- М.: Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940.- С.181
  9. СЗ СССР. 1926. №66. Ст.501.
  10. СУ РСФСР. 1926. №75. Ст. 577.
  11. Выборы в Советы и состав органов власти в СССР в 1927 г. – М.: Изд-во «Власть Советов» при Президиуме ВЦИК, 1928.- С.7-10, 16-18, 24-26, 29-32, 40-41.
  12. СЗ СССР. 1930. №50. Ст. 524.
  13. Василенков П.Т. Избирательная система СССР…С.21.
  14. СУ РСФСР. 1931. №11. Ст. 142; СУ РСФСР. 1933. №29. Ст.103.
  15. СУ РСФСР. 1934. №36. Ст. 226; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). Сборник документов под общей редакцией академика А.Я. Вышинского.- М.: Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940.- С.253-263.
  16. Данная и две следующие таблицы взяты из издания: Выборы в Советы в Союзе СССР 1934-1935 г. Вступительная статья – Председателя Центризбиркома ЦИК Союза ССР А.С. Енукидзе. М.: Изд-во «Власть Советов» при Президиуме ВЦИК, 1935.- С.8-9.
  17. Выборы в Советы в Союзе СССР 1934-1935 г. Вступительная статья – Председателя Центризбиркома ЦИК Союза ССР А.С. Енукидзе. М.: Изд-во «Власть Советов» при Президиуме ВЦИК, 1935.- С.4.
  18. СУ РСФСР. 1931. №44. Ст.298.
  19. См.: Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. 2-е изд.- Спб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2006.- С.218
  20. Василенков П.Т. Избирательная система СССР.- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1956.- С.22-23.
  21. Выборы в Советы в диаграммах. М.: Издание Всероссийской Центральной Избирательной Комиссии, 1931. В данном издании нет нумерации страниц. Это 21 по счёту диаграмма.
  22. Выборы в Советы в Союзе ССР 1934-1935 г.- М.: Изд-во «Власть Советов» при Президиуме ВЦИК, 1935.- С.82-88.