Сословно-представительная демократия

Выборы земского ополчения в Отечественной войне 1812 года
Два столетия, отделяющие нас от событий 1812 года, не изгладили из нашей памяти героический подвиг воинов народного ополчения, принимавшего наряду с регулярной армией непосредственное участие в отражении нашествия армии Наполеона и изгнании «двунадесяти языков» за пределы российского государства. В истории Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск 1813–1814 годов тема участия народного ополчения представляет собой особую уникальную страницу, где ратный подвиг ополченцев сочетается с проявлением гражданской ответственности, а решение военных вопросов тесно переплетается с функционированием институтов сословного представительства, в том числе с использованием выборных процедур.
«План государственных преобразований» М.М.Сперанского
К началу XIX века относится очередная попытка ввести в России элементы парламентаризма. После дворцового переворота 1 марта 1801 г., в результате которого император Павел I был убит, на престол вступил его старший сын Александр (1777 - 1825), любимый внук Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в их числе выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп, человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам. В должности "главного воспитателя" он состоял при Александре 11 лет, знакомя своего воспитанника с понятиями о "естественном" равенстве людей, преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о "всеобщем благе", к которому должен стремиться правитель. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что есть у него "хорошего", он был обязан Лагарпу.
«Уложенная комиссия» Екатерины Великой
Просвещенный абсолютизм XVIII в. отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, Д' Аламбером и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественных отношений, что способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.