Правовые основы выборов в Государственную Думу Российской империи

Вадим Александрович Дёмин, доктор исторических наук,
главный специалист Российского государственного архива
социально-политической истории

Правовые основы выборов в Государственную Думу Российской империи

При разработке законов о создании Государственной думы вопросам выборов в неё уделяли большое внимание. В первом соответствующем проекте (написанным помощником начальника главного управления по делам местного хозяйства МВД С. Е. Крыжановским на базе основных положений, разработанных весной 1905 г. особым совещанием во главе и министром внутренних дел А. Г. Булыгиным) постановления о выборах были включены в состав Учреждения Государственной Думы (т.е. положения о ней)1

В мае-июне 1905 г. следующая обсуждавшая проект инстанция – Совет министров во главе с председательствующем в Государственном совете графом Д. М. Сольским – решил выделить правила о выборах в отдельный законодательный акт, получивший название «Положение о выборах в Государственную Думу». По предложению Сольского, поддержанному остальными министрами, законы о создании Думы (в т.ч. положение о выборах) для ускорения реформы было решено не проводить в обычном законодательном порядке – через находящийся на летних каникулах Государственный совет2

В июле они были рассмотрены Особым совещанием под председательством императора Николая II


Император Николай II. Николай Александрович Романов (19.05.1868-17.07.1918)

и 6 августа 1906 г. утверждены им. Такое решение стало прецедентом: все последующие законы о Думе, в т.ч. выборах в неё, не вносились в Государственный совет и утверждались после обсуждения в Совете министров и (или) особых совещаниях. Такой порядок явно противоречил закону от 6 июня 1905 г. «Об устранении отступлений в порядке издания законов»3, однако в условиях наличия всей полноты власти (в т.ч. законодательной) в руках императора и совещательных полномочий Государственного совета это обстоятельство было проигнорировано.

При разработке Положения о выборах было решено взять за основу систему земских выборов. Её преимуществами считались имущественный ценз, обеспечивающий «правильный консерватизм», а также традиции и приспособление к ней властей и политически активных представителей имущих классов. Однако предлагавшееся некоторыми сановниками избрание членов Государственной Думы губернскими земствами было отклонено из-за отсутствия в них крестьян (участие которых в Думе считалось необходимым), нежелания связывать избирательные цензы при центральных и местных выборах и давать Думе прочную опору на местах, практически исключавшую её роспуск. По этим причинам Положение от 6 августа 1905 г. установило проведение думских выборов параллельно земским.

Вместо действовавшей крайне непопулярной земской избирательной системы 1890 г. было решено использовать систему Земского положения 1864 г. как бессословную, лучше учитывающую интересы промышленников и, главное, более популярную в земских кругах4 . Главные отличия от него Положения от 6 августа 1905 г. заключались в объединении курий на уровне губернии (а не уезда), а также в допущении к выборам иудеев.

Согласно этому Положению, в выборах могли участвовать только мужчины старше 25 лет (кроме военных; осуждённых или привлечённых к ответственности по обвинениям в серьёзных преступлениях и некоторых др. категорий), владевшие (единолично или коллективно) недвижимостью. Они должны были голосовать по куриям5 волостных обществ, землевладельцев и городских избирателей. Первую составляли крестьяне-домохозяева, владевшие в составе общин или на подворном праве надельной землёй; вторую – частные земельные собственники (крупные – непосредственно, средние – посредством уполномоченных); третью – в основном крупные и средние предприниматели. В казачьих областях создавалась курия станичных обществ, по которой голосовали казаки-домохозяева, владевшие в составе общин казачьей землёй.

Эти курии должны были по уездам и городам избирать выборщиков (крестьяне и казаки – трёхстепенным, средние частные землевладельцы – двухстепенным, крупные землевладельцы и горожане – прямым голосованием), которые образовывали губернское избирательное собрание, выбиравшее членов Думы. На всех этапах голосование было тайным и проводилось по мажоритарной системе. 

Количество членов Думы от каждой губернии, а также число выборщиков от каждой курии каждого уезда устанавливалось приложениями к закону. При их составлении места выборщиков между уездами распределялись в соответствии с численностью населения, между сельскими и городской курией – пропорционально уплачиваемым прямым налогам, между землевладельцами, крестьянами и казаками – пропорционально количеству принадлежащей им земли6. По этому расчёту 42 % выборщиков представляли волостные общества, 33 % - землевладельцев, 23 % - города, 2 % - станичные общества. 

Таким образов избиралось 330 членов Думы. Кроме того, 51 депутат (1 от губернии) избирался крестьянскими выборщиками из своего состава, 3 депутата (по одному от Донского, Астраханского и Оренбургского казачьих войск) – казачьими выборщиками также из своего состава. 20 крупнейших городов имели отдельное представительство, избирая двухстепенным голосованием 28 членов Думы.

Положение от 6 августа 1905 г. также предусматривало создание комиссий по делам о выборах для разрешения споров, регламентировало порядок ведения списков избирателей и процедуру голосования7.


Фрагмент Высочайшего указа 6 августа 1905 г. и Положение о выборах в Государственную Думу, с собственноручными резолюциями Николая II «Быть по сему».

Восстановление избирательной системы полувековой давности оказалось не лучшим решением. Лишение избирательных прав наиболее политически активных групп населения – промышленных рабочих и средних городских слоёв не могло уменьшить их недовольство и обеспечить популярность законам от 6 августа 1905 г.

В манифесте от 17 октября 1905 г. Николай II торжественно объявил: «На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: […] Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку»8.

Разумеется, требование «не останавливать» выборы в Думу оказалось явно невыполнимым и из-за переработки избирательного закона созыв палаты был отсрочен до конца апреля 1906 г. (вместо обещанной манифестом середины января).9

Сама переработка проводилась в Совете министров под председательством графа С. Ю. Витте


Витте Сергей Юльевич (1849 - 1915), граф, российский государственный деятель.

с участием общественных деятелей консервативно-либерального направления во главе с Д. Н. Шиповым. По указанию Витте товарищ министра внутренних дел Крыжановский составил проект демократизации Положения от 6 августа 1905 г. с сохранением куриальной системы при включении в неё средних слоёв и рабочих. Проект общественных деятелей предусматривал введение всеобщего (для мужчин) и равного двухстепенного (в крупных городах – прямого) голосования.

Оба проекта в ноябре-декабре 1905 г. рассматривались Советом министров и первым Царскосельским особым совещанием под председательством Николая II. Мнения министров разошлись, но большинство поддержало куриальную систему. Её одобрил и император. Он заявил: «Я находился в течение обоих заседаний в полном колебании. Но с сегодняшнего утра мне стало ясно, что для России лучше, безопасней и верней проект первый. Проект второй – мне чутьё подсказывает, что его нельзя принимать. Идти слишком большими шагами нельзя. Сегодня – всеобщее голосование, а затем недалеко и до демократической республики… Первый проект даёт более гарантий для осуществления реформ, возвещённых в манифесте 17 октября»10.

11 декабря 1905 г. был издан Именной высочайший указ об изменении Положения о выборах в Думу и изданных в дополнение к нему узаконений. Право голосовать (через уполномоченных) по курии землевладельцев получили мелкие частные землевладельцы. Среди них преобладали крестьяне, оказавшиеся таким образом влиятельной силой в этой курии11. В число городских избирателей включались средние городские слои и сельская интеллигенция. В губерниях, в которых число промышленных рабочих превышало 10 тыс., создавалась рабочая курия, выбиравшая 1-2 % (в городах в отдельным представительством – до 10 %) выборщиков.


Таврический дворец

Проверка выборов членов Думы поручалась не Правительствующему сенату (как устанавливалось Положением от 6 августа 1905 г.), а самой Думе. Были несколько сокращены права губернаторов по руководству выборами, было отменено присутствие полиции на предварительных собраниях выборщиков. Также было расширено голосование записками и внесён ряд частных улучшений.

Положение от 6 августа 1905 г. распространялось лишь на 50 губерний Европейской России, управлявшихся по Общему учреждению об управлении губерниями, а также Донскую область В примечании к его ст. 1 говорилось: «Выборы в Государственную Думу от губерний царства Польского, областей Уральской и Тургайской и губерний и областей сибирских, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил»12.

Эти правила, а также различные частные указы о выборах в Думу составлялись МВД (Крыжановским). Для их рассмотрения на основании высочайшего повеления от 6.8.1905 г. было создано Особое совещание во главе с председателем Государственного совета графом Сольским13. После одобрения этим совещанием соответствующие проекты утверждались Николаем II и приобретали силу закона.

Первыми в таком порядке были утверждены именным высочайшим указом от 18 сентября 1905 г. «Правила о применении и введении в действие Учреждения Государственной Думы и Положения о выборах в Государственную Думу». Они регламентировали, в частности, некоторые частные вопросы подготовки и проведения выборов14.

Именным высочайшим указом от 11 октября 1905 г. были утверждены Правила о применении Положения о выборах в Государственную Думу к губерниям царства Польского. Они в общем соответствовали Положению о выборах от 6 августа 1905 г. Важнейшее отличие заключалось в отсутствии особых депутатов от крестьянской курии. Предусматривалось избрание от Польши 36 членов Думы, в т.ч. 3 от городов Варшавы и Лодзи15.


Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, г. Санкт-Петербург

Именным высочайшим указом от 20 октября 1905 г. были утверждены Правила о применении Положения о выборах в Государственную Думу к губерниям Тобольской, Томской, Иркутской и Енисейской. Они предусматривали создание 2 курий: уполномоченных от волостей и городских избирателей. В составе первой помимо выборных от волостей участвовали также представители сельских обществ, не объединённых в волости и уполномоченные от «кочевых инородцев». Вместе с городскими избирателями голосовали также частные землевладельцы. Значительное большинство выборщиков (от 2/3 до 3/4) представляли крестьяне. Всего предусматривалось избрание 14 членов Думы, в т.ч. 1 от города Иркутска16.

Именным высочайшим указом от 2 февраля 1906 г. были утверждены Правила о применении к губерниям и областям Кавказского края положения о выборах в Государственную Думу и дополнительных к нему узаконений. Они отличались отсутствием особых депутатов от крестьян, выделением казачьих войск в отдельные избирательные округа, а также увеличенными полномочиями администрации. В частности, наместник получил право объединять курии землевладельцев и городских избирателей, а также соединять одинаковые курии разных уездов. Предусматривалось избрание 29 депутатов, в т.ч. 2 от городов Тифлиса и Баку, 3 от Кубанского и 1 от Терского казачьих войск17.

Именным высочайшим указов от 22 февраля 1906 г. были утверждены Правила о применении к областям Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской «Положения о выборах в Государственную Думу и дополнительных к нему узаконений». Они предусматривали создание отдельных избирательных округов для «инородческого населения», казачьих войск и «городского и оседлого сельского населения, не принадлежащего к числу инородцев и казаков». При этом казахи избирали 4 членов Думы (по одному от области), Уральское и Сибирское казачьи войска – 2 (по 1 от войска), остальное население – 4 (по одному от области). Между тем, доля русских в населении областей составляла от 8% до 1/3. Казахи избирали своих депутатов без разделения на курии, через выборщиков от «инородческих волостей». Для избрания депутатов от «городского и оседлого сельского населения» создавалось 2 курии: городских избирателей, а также волостей и сельских участков18.

8 марта 1906 г. последовали Именной высочайший указ и высочайше утверждённое мнение Государственного совета по проекту Временных правил об ограждении свободы и правильности предстоящих выборов в Государственный совет и Государственную Думу, а также беспрепятственной деятельности сих установлений, предварительно одобренные Советом министров и содержащие соответствующие уголовно-правовые постановления. Важнейшая статья этого закона была направлена против революционной агитации в пользу бойкота Думы и предусматривала от 4 до 8 месяцев тюрьмы виновным «в возбуждении к противодействию выборам в Государственный совет или в Государственную Думу или к массовому воздержанию от участия в сих выборах»19.

Именным высочайшим указом от 25 марта 1906 г. были утверждены Правила о производстве выборов в Государственную Думу в местностях, занимаемых кочевыми инородцами Астраханской и Ставропольской губерний. Они предусматривали избрание 2 депутатов, по одному от казахской Внутренней Орды и от калмыков20.

22 апреля 1906 г. Именными высочайшими указами были утверждены Правила о применении к областям Амурской, Приморской и Забайкальской Положения о выборах в Государственную думу и дополнительных к нему узаконений; Правила о применении к Якутской области Положения о выборах в Государственную думу и дополнительных к нему узаконений; Правила о порядке избрания члена Государственной Думы от православного населения Седлецкой и Люблинской губерний.

Правила о выборах на Дальнем Востоке предусматривали избрание 6 членов Думы, в т.ч. 2 от казаков (одного от Забайкальского, одного от Амурского и Уссурийского войск) и 1 от бурят Забайкальской обл. Для выборов остальных депутатов создавались 2 курии: городских избирателей и волостных и сельских участков. Большинство мест выборщиков получала вторая21. Выборы 1 члена Думы от Якутии должны были проводиться выборщиками, избранными совместно частными землевладельцами, городскими избирателями и уполномоченными от крестьян и «инородцев»22. Выборщики депутата от православных Холмского края избирались от приходов без деления избирателей на курии23.

Именным высочайшим указом от 23 апреля 1906 г. были утверждены Правила о применении к областям Семиреченской, Закаспийской, Самаркандской, Сыр-Дарьинской и Ферганской Положения о выборах в Государственную Думу и дополнительных к нему узаконений.

Они предусматривали избрание 13 депутатов, в т.ч. 1 от Семиреченского казачьего войска, 6 от остального русского населения и 6 от «инородцев» (и тех и дргих – по 1 от области и 1 от города Ташкента). При этом «инородцы» составляли 92 %, а русские и казаки – 8 % населения края24. Выборы от русского населения Семиреченской области проводились по 2 куриям, по остальным областям – без деления на курии25.

Кроме этого, с ноября 1905 г. по апрель 1906 г. было издано около десятка именных указов о различных частных вопросах думских выборов. Важнейший из них (именной высочайший указ от 12 февраля 1906 г. об изменении правил относительно назначения сроков открытия губернских и городских избирательных собраний) отменил постановление Правил от 18 октября 1905 г. об одновременном выборе членов Думы от всех регионов и предусмотрел назначение выборов в каждом губернии или городе отдельным указом, испрашиваемым министром внутренних дел через Совет министров26.

Все эти законодательные акты (кроме уголовных) были сведены воедино Положением о выборах в Государственную Думу 1906 г., включённым в ч. 2 т. 1 Свода законов Российской империи издания 1906 г. Этот текст был составлен Государственной канцелярией в порядке «кодификации» (систематизации) законодательства и формально являлся не законодательным актом, а официальным справочным материалом, но фактически использовался как закон. 

Подробное изложение и анализ этого положения уже даны автором27 не входит в задачу предлагаемой статьи. Можно отметить следующее. Предусматривалось избрание 524 членов Думы. В целом, по империи 1 депутат представлял 279 тыс. жителей, на Дальнем Востоке – 209 тыс., в Степном крае – 254 тыс., в Европейской России – 267 тыс., в Польше – 296 тыс., на Кавказе – 325 тыс., в Сибири – 377 тыс., в Туркестане – 473 тыс.28 Крестьянская курия имела около половины голосов (до "разъяснений" (см. ниже) осени 1906 г. – едва ли не абсолютное большинство, после – несколько меньше), землевладельческая – почти четверть, городская – чуть больше 1/5. Оставшаяся доля примерно поровну делилась между казачьей, «инородческой» и рабочей куриями. Из них первые две были сосредоточены в немногих округах, в то время как голоса рабочих нигде не имели важного значения.

Стремление крестьян к переделу земли, а также поддержка большинством горожан идей свободы и равенства предопределяло победу левых на выборах, проводимых по Положению 1906 г. Руководящее положение в Думе получал блок радикальных интеллектуалов и крестьян, объединившийся на идеях передела собственности и слома стоявшего на её страже традиционного государства. 

Выборы в I Государственную Думу из-за значительного влияния крестьян в землевладельческой курии дали однородный леворадикальный состав палаты. 

Осенью 1906 г. была попытка пересмотреть избирательное законодательство под видом его толкования. Первый департамент Правительствующего сената по указанию МВД и само министерство несколько ограничили избирательные права низших классов. Важнейшим из этих «разъяснений» было исключение из курии землевладельцев крестьян, владевших землями, сходными по своему правовому положению с надельными (купленными при содействии Крестьянского банка до выплаты ссуды, малороссийскими казачьими, башкирскими)29.

Лишение крестьян влияния в землевладельческой курии привело к появлению во II Государственной Думе относительно многочисленного правого крыла, избранного в основном от западных губерний (в которых доля землевладельческих выборщиков была наибольшей), а также к заметной фрагментации палаты. Однако главенствующее положение блока крестьян и радикальных интеллектуалов в ней сохранилось из-за огромного веса крестьянской курии самой по себе и преобладания оппозиционных настроений в городской.

Положение о выборах от 6 августа 1905 г. основывалось на идее представительства собственников, включая крестьянство, представлявшееся большинству сановников консервативной силой. Указ 11 декабря 1905 г., сохраняя основы прежней системы, давал право голоса политически активным неимущим слоям. Из-за этого противоречия и неверной оценки позиции крестьянства итоговый текст оказался неприемлемым ни для кого. Радикальные и либерально-демократические силы были недовольны отсутствием всеобщего, равного и прямого голосования, считавшегося единственно правильным, завышенным представительством землевладельцев и отсутствием реального влияния рабочих. Для правительства и консервативных кругов было неприемлемым преобладание в Думе радикально настроенных крестьян и интеллектуалов.

Вопрос о радикальном пересмотре Положения о выборах в правительственных кругах рассматривался с весны 1906 г.30  Окончательное решение было принято на рубеже мая – апреля 1907 г. после т.н. «зурабовского инцидента», показавшего наличие во II Думе революционного большинства из социалистов, трудовиков и польских депутатов31.

При этом у правительства не было законных путей выполнения такого решения. Согласно Основным законам 1906 г. право императора издавать во время каникул Думы чрезвычайные указы с временной силой закона (ст. 87) не распространялось на «постановления о выборах» в законодательные палаты. Провести через Думу устраивающий правительство избирательный закон было немыслимо. 

Поэтому составленное Крыжановским положение о выборах от 3 июня 1907 г. было рассмотрено Советом министров с участием некоторых членов Государственного совета под председательством П. А. Столыпина и после утверждения императором издано в порядке государственного переворота. В изданном в тот же день манифесте пересмотр Основных законов обосновывался как практическими причинами (неудовлетворительностью состава Думы и невозможностью проведения избирательного закона через неё), так и тем, что «Только власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической власти русского царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым». 32

При этом Положение было скреплено не государственным секретарём (как закон), а председателем Совета министров (как чрезвычайные и административные указы). В любом случае оно было принято страной как закон, хотя представители оппозиции объявляли пересмотр положения о выборах с нарушением Основных законов «некоторой фактической победой силы над правом»33

Положение от 3 июля 1907 г. сохраняло основные принципы избирательной системы, в т.ч. (за некоторыми исключениями) условия избирательного права, но существенно меняло представительство различных регионов и курий, а также порядок выборов (за исключением Польши, Восточной Сибири и Уральского казачьего войска, в которых продолжали действовать правила Положения 1906 г.).

Основные нововведения заключались в следующем. Были лишены представительства Казахстан (кроме Уральского казачьего войска), Средняя Азия, калмыки и Якутия, значительно уменьшено число депутатов от остальных окраин. Предусматривалось избрание 442 членов Думы. В среднем 1 депутат приходился на 316 тыс. жителей участвовавших в выборах регионов, в т.ч. в Уральском казачьем войске – на 131 тыс., на Дальнем Востоке – на 233 тыс., в Европейской России – на 279 тыс., в Сибири – на 601 тыс., в Польше – на 796 тыс., на Кавказе – на 961 тыс. 34

Места выборщиков были перераспределены в пользу курии землевладельцев. Именно она (а не крестьянская, как раньше) стала определять результат выборов. Курия городских избирателей была разделена на две, что значительно повысило представительство высших городских слоёв за счёт средних.

В общем можно заметить, что землевладельцы контролировали примерно 63 % голосов, крестьяне – почти 1/5, городские избиратели – около 13 % (из них избиратели первой курии – около половины), рабочие и казаки – по 1/50. Было введено обязательное представительство всех курий в Думе. Число городов с отдельным представительством было сокращено с 26 до 7. 

Министр внутренних дел получил право делить избирательные съезды по целому ряду признаков (местности, роду и размеру ценза, вероисповеданию избирателей). В сочетании с мажоритарной системой это позволяло власти обеспечить или исключить представительство меньшинства, а также резко снизить влияние небогатых избирателей. Русское население Литвы, Варшавы и Закавказья получило особое представительство в Думе. Были внесены некоторые улучшения в выборную процедуру. В частности, в городах с отдельным представительством (кроме польских) было введено прямое голосование с двумя турами.

Положение от 3 июня 1907 г. и продолжавшие действовать постановления предшествующих законов (о порядке выборов на некоторых окраинах) были сведены государственной канцелярией в единый текст, включённый в ч. 2 т. 1 Свода законов издания 1907 г. Оно действовало до 1917 г.

Основная идея Положения и даже способ его издания не противоречили практике перехода других стран к конституции. Почти все страны Европы, пережившие длительный период абсолютной монархии (Франция, Испания, Италия, Португалия, Германия, Дания, Черногория) в начале конституционного развития вводили относительно демократическое голосование. Везде кроме Дании оно сопровождалось постоянными конфликтами и беспорядками и обычно через несколько лет либо временно восстанавливался абсолютизм, либо вводился высокий имущественный ценз или куриальная система. Эти преобразования проводились внепарламентским путём (монархом самостоятельно или с помощью иностранных интервентов). В частности, российские события 1906-1907 гг. очень напоминают прусские 1848-1849 гг., когда после двух роспусков Палаты депутатов король издал новое положение о выборах на основе куриальной системы с решающим голосом имущих классов.

При этом Положение от 3 июня 1907 г., в отличие от аналогичных западноевропейских законов, обеспечивало участие в парламенте представителей низших классов.

Установление преобладания в Думе либерально-консервативных помещиков, имевших опыт участия в местном самоуправлении и управлении, в краткосрочном плане привело к упрочению политического и социального порядка и создало основу для существования представительного правления в форме конституционной монархии. Это привело к очень успешному развитию России. 

В долгосрочном плане последствия Положения были обратными. Произвольные нормы представительства значительно уменьшили легитимность Думы. Это привело к уменьшению её влияния и замедлению преобразований, скорость которых перестала устраивать общество, в котором усилились радикальные настроения. Лишение крестьян большинства голосов подорвало у них монархические настроения и уничтожило надежды на Думу. Крайне неравное голосование приводило к росту недовольства в образованном обществе.



  1.   Материалы по учреждению Государственной Думы. Б.м., 1905. С. 153-160
  2. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. СПб., 1991. С. 159-162 
  3. Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. М., 2010. С. 66
  4. Материалы по учреждению Государственной Думы. С. 45, 144-1441
  5. Этот термин отсутствовал в законе (в нём говорилось о разрядах избирателей), но активно использовался в литературе начала ХХ в. (как публицистической, так и научной).
  6. Правительственный вестник. 1905. № 188
  7. Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. СПб., 1906. С. 145-190
  8. Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 гг. М., 2010. С. 135-136 
  9. Там же. С. 92
  10. Былое. 1917. № 3. С. 258-259
  11. Мускатблит Ф. Первый русский парламент (избирательная кампания и её итоги). Одесса, 1906. С. 35
  12. Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. С. 146
  13. Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. СПб., 1906. С. 191-192
  14. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 25. СПб., 1908. Отделение 1. С. 687-692
  15. Там же. Отделение 1. С. 734-735. Отделение 2. С. 483-486
  16. Там же. Отделение 1. С. 764-765. Отделение 2. С. 506-507
  17. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 26. СПб., 1909. Отделение 1. С. 69-72. Отделение 2. С. 27-30
  18. Там же. С. 163-165. Отделение 2. С. 66-67
  19. Там же. Отделение 1. С. 225-227
  20. Там же. С. 305-306
  21. Там же. Отделение 1. С. 427-430. Отделение 2. С. 171-172
  22. Там же. Отделение 1. С. 430-431. Отделение 2. С. 172
  23. Там же. Отделение 1. С. 431-432
  24. Котляр П., Вайс М. Как проводились выборы в Туркестане в местное управление и в Государственную Думу. Ташкент, 1947.
  25. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 26. Отделение 1. С. 461-464. Отделение 2. С. 175
  26. Законодательные акты переходного времени. 1904-1906. Издание 2. СПб., 1907. С. 359-360
  27. Государственная Дума России. Энциклопедия. В 2-х т. 1906-2006 гг. Т. 1. 1906-1917 гг. М., 2006. С. 489-492
  28. Подсчёт автора на основе издания Центральный статистический комитет МВД. Ежегодник России. 1906 г. СПб., 1907
  29. Положение о выборах в Государственную Думу с разъяснениями Правительствующего сената и министерства внутренних дел, с приложением циркуляров и инструкций министра внутренних дел и циркуляров министра юстиции. СПб., 1907.
  30. Крыжановский С.Е. Воспоминания. СПб., 2009. С. 97
  31. Там же. С. 107-110
  32. Законодательные акты переходного времени. 1904-1908. С. 487
  33. Государственная Дума. Созыв 3. Стенографические отчеты. Сессия 1. Ч. 1. СПб., 1908. Стб. 149
  34. Подсчёт автора на основе издания Центральный статистический комитет МВД. Ежегодник России. 1907 г. СПб., 1908