«Круглый стол» в РЦОИТ при ЦИК России «О новых формах обучения и правового просвещения участников избирательного процесса»

«Круглый стол» в РЦОИТ при ЦИК России «О новых формах обучения и правового просвещения участников избирательного процесса»

«Круглый стол» в РЦОИТ при ЦИК России «О новых формах обучения и правового просвещения участников избирательного процесса»

17 января 2013 года в здании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России провел «круглый стол» на тему: «О новых формах обучения и правового просвещения участников избирательного процесса». Участники «круглого стола»: руководство и сотрудники РЦОИТ при ЦИК России, декан, преподаватели и студенты факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.


 Александр Владимирович Иванченко: Руководитель РЦОИТ при ЦИК России, доктор юридических наук. «О сотрудничестве с журналистами в реализации Концепции обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2013-2015 годах».


Наш «круглый стол» открывает публичную работу РЦОИТ при ЦИК России в новом году. В октябре 2012 года наш центр уже побывал в гостях на факультете журналистики. Отчет о прошедшем круглом столе опубликован на нашем сайте. Тогда мне очень понравилась дискуссия, был высказан ряд интересных предложений. Теперь нам надо найти ту форму общения, диалога с журналистским сообществом, когда бы мы, как участники политической жизни и избирательного процесса лучше понимали профессиональные особенности своей работы.

В законе об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации говорится об открытости в деятельности избирательных комиссий. Когда приняли этот закон, избиркомы первыми продекларировали принципы открытости своей деятельности.

С самого начала деятельности российской избирательной системы, а в этом году будет двадцатилетний юбилей, особая роль принадлежала средствам массовой информации. СМИ, журналисты изначально были нашими профессиональными партнерами в организации и проведении избирательных кампаний. Журналисты получили официально признанный статус участников избирательных кампаний. Если проходили выборы в госорганы, они осуществляли информирование избирателей, если проходили референдумы, они также участвовали в их освещении, и только партийные журналисты работали на стороне своей партии и своих партийных изданиях.

Факультет журналистики готовит журналистов, т.е. профессионалов в информационной среде. Мне кажется важным, чтобы на качественно новом этапе двадцатилетнего взаимодействия избиркомов и журналистского сообщества найти новые технологические точки соприкосновения организаторов выборов и профессионалов, освещающих избирательные кампании.

Избирательная система даже за двадцать лет многопартийных выборов еще не отстроена до конца, т.е. до звеньев низового участкового уровня. Буквально лишь в этом году мы приступаем к профессионализации деятельности более одного миллиона организаторов выборов, которые работают на ста тысячах избирательных участках. Мы ставим эту задачу, понимая, что и нашему центру и Центризбиркому и комиссиям субъектов федерации придется на новом уровне решать многие вопросы. Кто приходит в состав участковых избирательных комиссий? Люди самых разных профессий. С этого года они будут выполнять свои функции пять лет на постоянной основе.

Нам хотелось бы, чтобы и в среде журналистов были люди специализирующиеся на освещении выборных, референдумных и петиционных процедур и других демократических механизмов.

Демократия не заканчивается только выборами. Демократия имеет множество непосредственных форм, когда граждане могут высказывать конкретные предложения и наказы, с которыми органы исполнительной и представительной власти должны работать. Я думаю, что инициатива Президента о петиционном порядке обращений к органам власти, об инициировании законопроектов с использованием электронных коммуникаций - это еще одна процедура, которой нужно профессионально заниматься.

РЦОИТ при ЦИК России – это структура, которая обучает не только организаторов выборов. РЦОИТ – это еще и структура, которая мониторит все технологии, которые применяются в ходе избирательных кампаний и других демократических процедур. Все малейшие ростки и признаки нового мы сразу фиксируем, отслеживаем реакцию экспертного сообщества, зарубежный опыт и пытаемся сопровождать избирательные новации с тем, чтобы они получили институциональное развитие.
Закону о равном доступе парламентских партий к государственным СМИ исполнилось в этом году три года. Этот закон рождался здесь, в Центризбиркоме. Здесь он прошел апробацию и экспертное обсуждение. Сейчас все регионы руководствуются этими требованиями. Соответственно, законы урегулировали и деятельность журналистов, как профессионалов, работающих на государственных каналах радио и телевидения.

Андрей Вадимович Раскин: заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук. Доклад «О возможностях интернет-телевидения в повышении правовой культуры избирателей, обучении кадров избирательных комиссий, правовом обучении участников избирательного процесса».


25 декабря на факультете журналистики МГУ прошло заседание кафедры радио и телевидения, где выступил один из ведущих специалистов в области телевидения Генрих Зигмундович Юшкявичус, который долгое время был советником генерального директора ЮНЕСКО. Он поднял вопрос о форматах современного телевидения.

В области форматов идет борьба. До недавнего времени в России предлагался один формат цифрового телевидения, потом было принято решение перейти на более дорогой формат для того, чтобы на первом мультиплексе появилась возможность вещания, в том числе, нового канала, который создается сегодня – «Общественное телевидение России». 19 мая – это дата его выхода в эфир. Сейчас эта структура приступила к созданию пилотных проектов.  

Сегодня телевидение идет по пути конвергентных форм, и современный телеприемник будет иметь возможность сочетать в себе возможности трансляции телеканалов и возможности показа ресурсов Интернета. Здесь для Интернет-телевидения открываются новые перспективы.

Америка тоже не стоит на месте. За последние несколько лет американцы фактически адаптировали формат телевидения высокой четкости и не хотят от него отказываться. Конкуренция форматов, таким образом, достаточно острая.

Почему я начал с этого вопроса? Потому что с момента зарождения телевидения в нем всегда присутствовала конкуренция. Если вспомнить первые годы, то конкурировали два формата – механический и электронный. Постепенно электронное телевидение стало доминировать, но конкурентная среда сохранилась. Потом возникла конкуренция черно-белого и цветного телевидения. Наш завод в Александрове выпускал черно-белые приемники, и директор этого завода мне говорил, что все равно черно-белый формат перспективней, потому что он имеет возможности передавать большую гамму оттенков и менее вреден для здоровья. Но, тем не менее, цветное телевидение одержало верх. Однако, в нашей стране до последнего пытались отстоять возможность сохранить формат черно-белого вещания.

Потом началась активная конкуренция между эфирными возможностями и так называемыми кабельно-спутниковыми. Речь здесь идет о конкуренции доставки сигнала. В нынешних условиях мы наблюдаем конкуренцию линейного и нелинейного телевидения.

Одна из тем, которую мы обсуждаем, это развитие нового вещания ЦИК, возможности интернет-телевидения. Здесь мы должны помнить, что интернет-телевидение это очень условная формулировка и речь может идти о других названиях, как, например, нелинейное телевидение или компьютерно ориентированное телевидение.

Я вспоминаю нашу дискуссию на факультете журналистики двухлетней давности, когда первый крупный интернет канал стал весьма рейтинговым – телеканал «Дождь». Об этом канале стали много говорить, и к нам пришел выступать руководитель национальной ассоциации телевещателей Эдуард Михайлович Сагалаев. Он очень резко выступил против самого определения – интернет телевидения. Он сказал, что не бывает интернет телевидения, кабельного телевидения или спутникового. Бывает телевидение и только телевидение. В конечном счете, речь идет о тележурналистике, о телевизионных форматах, о подготовке специалистов, которые знают телевизионную реальность и могут в ней, так или иначе, добиваться результатов. Сегодня мы видим, что отчасти Сагалаев был прав. В конечном счете даже он, работая на канале Психология ТВ, который доступен через интернет ресурсы, тем не менее, стремился показать свою программу на первом канале, для того чтобы получить на нее широкий отклик. Поэтому все, кто занимается телевидением, думают о телевидении в его классическом представлении.

За последние два года сделано немало. Но если мы начнем анализировать, то увидим те явные сложности, которые присутствуют в развитии интернет вещания. Возьмем наш крупнейший канал – первый. Каждый из вас может легко зайти на сайт первого канала и воспользоваться тем сервисом, который там существует, т.е. посмотреть новости или передачи в режиме их воспроизведения. Однако, многое зависит от качества сервера. В некоторых случаях это воспроизводство происходит с хорошим качеством, а в некоторых случаях вообще мы не можем загрузить файл, потому что есть технические проблемы. Нам не говорят об этих проблемах и с чем они связаны. Это заставляет задуматься о том, что еще не все так совершенно в развитии интернет вещания. И это касается крупнейшего телевизионного канала, что же говорить о небольших структурах!

Интернет, тем не менее, открывает потрясающие возможности. Около двадцати лет назад к нам на факультет приезжали специалисты в области телевидения, которые развивали идею так называемого общедоступного телевидения. О чем шла речь? О том, чтобы создать центры, куда фактически любой человек может прийти, взять в аренду казенную камеру и снимать авторские сюжеты. Тогда считалось, что такие центры возникнут повсеместно, и все будут пользоваться этой услугой. Где-то это стало развиваться, где-то нет. Сегодня при наличие интернет технологий такие сервисы стали более востребованы, и мы видим огромное количество желающих создавать свои собственные каналы.

Ко мне за последние два месяца обратились три группы студентов с идеями создавать молодежное телевидение в интернете. Причем, они пишут заявки, обосновывают их и даже не задумываются о том, что нужен сервер, инфраструктура, что нужно проект поддерживать, что есть экономика телевидения. Им кажется, что интернет открывает любые возможности и  можно с легкостью делать музыкальный или тематический молодежный канал. Мы поддерживаем такие инициативы, но необходимо осмыслить и понять до каких пределов, в каком виде, как можно это реализовать.

Тем не менее, телевидение остается телевидением, а раз так, то нам нужен профессионализм. Ничто не заменит профессиональную подготовку тележурналистов, владение ими основными форматами, жанрами, умение работать в разных условиях, делать репортажи, выпускать их в эфир, готовить передачи более широкого формата, в том числе, дискуссионные передачи. Поэтому факультет журналистики сохраняет свой высокий потенциал для того, чтобы подготовить таких профессионалов.

Что касается технической составляющей, это вопрос дискуссионный, потому что то, что произошло 4 марта 2012 года на выборах – революционно. Все обратили на это внимание. Мы увидели в течение одного дня, что происходит на Камчатке, в Мурманской области или в южных регионах. В районе Краснодарского края люди шли голосовать в шортах, а в Архангельской области голосовали в меховых шубах. Мы увидели всю нашу огромнейшую страну от Балтийского моря до Тихого океана.

Тот, кто владеет технологиями, оказывается в выигрышном положении. Не все верили в то, что брошенный вскользь призыв Владимира Владимировича Путина обеспечить интернет трансляцию выборов будет реализован. Тем не менее, все удалось. 
Что касается интернет телевидения РЦОИТ, то можно было бы с факультетом журналистики делать совместные телевизионные программы или организовывать телемосты. На факультете мы вели такие телемосты с зарубежными коллегами из США, Польши, Аргентины, Индии. Было очень интересно, дискуссии шли, и вокруг этих дискуссий выстраивалась система взаимодействия. Возможно, что на канале Выборы-ТВ такая форма телемостов могла бы оказаться востребованной.

Можно вести речь и о прямых включениях. Канал Россия-24 делает такие включения. В тех же США есть несколько каналов, которые дают возможность без редактирования смотреть любые дискуссии, и у них есть заинтересованные зрители, которые за всем этим следят. Порой такие передачи бывают более интересны, чем редактируемые материалы.

Не стоит забывать, что подготовка одной минуты отредактированного, смонтированного материала – это один час работы. Если думать о еженедельной тридцатиминутной программе, то нужно заложить около 30 часов работы. Поэтому нужно говорить о видео службе, видео сервисе.

Сегодня многие редакции газет пытаются создавать свои телеканалы. Буквально в первые две недели нового года «Новая газета» стала транслировать на своем сайте документальные фильмы. У этих трансляций есть аудитория, ведь речь идет о профессиональном контенте.

Однако, нужно более осторожно смотреть на телевизионное вещание. Если мы говорим о таком сложном процессе, как избирательный, мы должны  все сервисы и все компьютерные  устройства контролировать. При этом, мы не можем полагаться только на международные ресурсы интернета, у нас должны быть свои надежные линии. Надеюсь, что если наша работа продолжится, мы сможем найти точки для профессионального роста и у нас на факультете журналистики и в Российском центре обучения избирательным технологиям при ЦИК России.

Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор. Доклад: «О разработке обучающего курса подготовки журналистов, освещающих проблематику выборов».


В последнее время мы занимаемся обновлением учебного процесса в Московском университете. Вся сфера высшего образования находится в стадии трансформации. Всем известно, что Россия перешла (Московский университет последним), на бакалавриат и магистратуру, двухуровневую систему.

Когда мы занимались подготовкой реформы образования, мы поняли, что есть тематические блоки в журналистике, которые требуют особого внимания. Таким образом, на факультете мы перешли от одной специализации к трем. Одна из специализаций – отраслевая, где мы учим студентов понимать конкретные отрасли, такие как телевидение, радио, интернет и газету. Вторая специализация, а это инновация в нашем образовательном процессе, тематическая. Сегодня нужен журналист, который знает не только как работает редакция печатной газеты или телевизионного канала, а журналист, который хорошо разбирается в какой-то проблеме. В этом смысле сотрудничество с ЦИКом и Российским центром обучения избирательным технологиям при ЦИК России может обогатить наше понимание тематических специализаций, и, прежде всего, такой специализации, как политическая журналистика.

Я считаю, что у Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России большой потенциал. Потенциал этот связан со многими запросами общества и главный запрос, о котором нам нужно говорить, это повышение политической и медиаграмотности наших избирателей. Проблема взаимоотношений журналистики с избирателями сегодня состоит в том, что журналистика, концентрируясь на медийных скандалах, на «жареной» информации, которую средства массовой информации вынуждены предоставлять, чтобы сохранить свою финансовую состоятельность, мельчает и теряет свое лицо, что сказывается на отношении людей к печатному и высказанному слову.

СМИ действуют так, как будто все знают азбуку избирательного процесса и азбуку выборов. Но получается, что наши сограждане не всегда твердо знают свои избирательные права и обязанности и в этом смысле журналисты обязаны играть просветительскую роль.

Мне бы хотелось обратить внимание на то, что людям нужно больше знать об избирательном процессе, об устройстве выборов. Людям нужно донести, что выборы – это единственный легитимный механизм, который способен изменять страну и вести ее вперед. Есть множество других инструментов, но они носят второстепенный и вспомогательный характер.

Между аудиторией СМИ и журналистами не всегда есть единомыслие. Журналисты, в значительной степени возродившие принципы партийной журналистики, не всегда понимают, что выборы - это базовый принцип любого демократического общества. Поэтому просвещение, как избирателей, так и журналистов, сегодня становится важной социальной задачей. Кроме ЦИКа взять на себя эту задачу просто некому.

Журналист не должен каждый день писать об азах демократии и избирательного процесса. Но журналист должен твердо знать избирательную систему страны и на любой вопрос, относящийся к выборам, который может задать ему аудитория, должен ответить.

Без журналистики, без ее современных форм, таких, как новые медиа, не может быть прозрачного общества. Журналисты должны превращать любое публичное событие в своего рода «стеклянный дом», через стены которого все видно. Но журналистика не должна проникать через эти стеклянные стены. Отражать да, но не вмешиваться в социальные процессы. В противном случае, это будет партийная журналистика, с которой мы сегодня постоянно сталкиваемся.

Сегодня в журналистике работает много профессионалов, которые давно получили дипломы. Если журналисты не имеют специального журналистского образования, им знания в области политики еще более важны, потому что журналистский учебный план предполагает подготовку в области политологии, социологии, а физики, историки и другие специалисты, пришедшие в журналистику, не всегда понимают ту специфику, которую преподают в профильных вузах.
В результате мы видим, что журналистики, которая освещает и делает прозрачными политические процессы, при этом оставляя гражданам право на собственное мнение, практически нет.

Мы понимаем, что нашим студентам, в рамках общей подготовки и в рамках тематической специализации, нужны профессиональные курсы об избирательном процессе, о выборах, о том какими правами и обязанностями обладает российский гражданин. Поэтому грамотность современного журналиста должна быть абсолютной в этой сфере. С другой стороны, мы понимаем, что нашим коллегам журналистам, которые давно закончили обучение и опирались на старые учебные планы, и изучали законы другой страны, нужно повышение квалификации.

В то время, когда выборы в Российской Федерации становятся важнейшим компонентом политического процесса, должно быть взаимное движение с двух направлений: из журналистского сообщества и из органов государственной власти и управления с тем, чтобы информация, которую люди получают, была бы максимально полной и объективной. Нужны такие журналистские тексты, чтобы самый простой человек понимал, что нужно делать, и как его голос может повлиять на судьбу родины. Я думаю, что наши журналисты в условиях новых технологий и в условиях новой коммуникационной среды, представляют интересы большинства  избирателей, активных или даже пассивных членов гражданского общества. Журналистам, которые имеют множество каналов доступа к аудитории, нужно владеть новым инструментарием понимания избирательного процесса России, его влияния на конкретные политические решения в нашей стране и выработку стратегии развития нашей страны.

Александр Николаевич Аринин, член Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России, доктор политических наук. Доклад: «Сайт РЦОИТ при ЦИК России как ресурс обучения организаторов выборов, правового просвещения избирателей, правового обучения представителей партий, СМИ, общественных организаций, иных участников избирательного процесса».


Модернизация сайта была вызвана требованием времени обеспечить эффективную деятельность РЦОИТ при ЦИК России, посредством регулярного и своевременного применения информационных инструментов как в обучении организаторов выборов в проведении легитимных выборов, так и в правовом просвещении кандидатов, представителей политических партий, СМИ, общественных наблюдателей и иных участников избирательного процесса. Перед тем как остановиться на возможностях модернизированного сайта, представляется важным раскрыть задачи, которые должен решать обновлённый сайт.

Первая из них – качественно организовать работу коллектива РЦОИТ при ЦИК России в еженедельном режиме с помощью механизмов прозрачности и ответственности, что позволит повысить эффективность всей деятельности сотрудников РЦОИТ при ЦИК России.

Вторая – качественно поднять уровень профессионального обучения членов избирательных комиссий, установить эффективную обратную связь РЦОИТ при ЦИК России с избирательными комиссиями по обучению избирательным технологиям, ответственной организации легитимных выборов.

Третья – повысить, с одной стороны, результативность правового просвещения представителей политических партий, СМИ,  общественных наблюдателей и иных субъектов избирательного процесса. А с другой стороны, установить постоянную и действенную обратную связь с политическими партиями, кандидатами, наблюдателями, гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации, Общественными палатами иными субъектами избирательного процесса по обучению избирательным технологиям и организации эффективных выборов.

Четвёртая - инициировать на сайте новые формы по правовому просвещению избирателей, в первую очередь, молодёжи.
Пятая – стать постоянно действующей площадкой по обсуждению актуальных вопросов выборов, выработке новых предложений по совершенствованию избирательного процесса.

С ноября 2012 года модернизированный сайт РЦОИТ при ЦИК России позволяет нам в режиме on-line размещать разного рода материалы, начиная с «актуальной темы», где  выступают крупнейшие специалисты и по избирательному праву и вопросам выборов. В этой рубрике уже выступили крупнейшие специалисты и эксперты: С. А. Авакьян, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ, Б. С. Эбзеев, член ЦИК России, И. Б. Борисов, член президентского совета по вопросам гражданского общества, С. М. Шахрай, руководитель аппарата Счётной палаты России, В. Е. Чуров, Председатель Центризбиркома, В. В. Зорькин, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. и другие.

На сайте есть раздел «Обучение организаторов выборов», в котором мы размещаем материалы для обучения членов избирательных комиссий. Например, «Типовую учебную программу», другие методические материалы по обучению. В этой связи очень важной является проблема «обратной связи», которую мы планируем наладить со всеми регионами, где должны проходить выборы. Это позволит, с одной стороны, своевременно и регулярно проводить обучение избирательных комиссий. А с другой стороны, публиковать материалы о передовом опыте регионов.

Инновационным является раздел «Выборы - ТВ». 14 октября 2012 года мы вместе с телевизионным каналом «Просвещение» сняли в регионах, где проходили выборы разного уровня, четыре обучающих фильма. Эти обучающие фильмы интересны как для избирательных комиссий, в которых будут проходить выборы 8 сентября 2013 года, так и для всех избирательных комиссий. В становлении интернет телевидения мы только в начале своего пути и я надеюсь, что факультет журналистики подключится к решению этих задач.

На сайте есть раздел «Избирательные технологии», где мы размещаем выступления наших ведущих специалистов по этой проблематике и делаем анализ по тем или иным проблемам избирательных технологий.
Очень интересный раздел сайта – «История выборов», в котором мы начали серию публикаций о выборах в России с древнейших времён и планируем довести их в течение текущего года до выборов 8 сентября 2013 года. На сегодняшний день уже опубликованы ряд исторических статей. Так, представляет интерес феномен русского веча, как формы народовластия, прямой народной демократии, а также материал о выборах Бориса Годунова. В ближайшую неделю мы опубликуем статью о выборах Михаила Романова, 400 лет которым исполнится феврале этого года.

Интересный материал по выборам во времена Екатерины II и Александра I готовит  директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук Юрий Александрович Петров. Разумеется, мы опубликуем материалы по выборам в Государственную Думу за 1906-2011 годы, Учредительного собрания, руководителей страны, и т.д.

Я обращаю внимание, что на сайте есть разделы, которые посвящены правовому просвещению участников избирательного процесса – кандидатам, партиям, СМИ, общественным наблюдателям и другим. Значительный интерес представляет раздел по обсуждению вопросов избирательного права специалистам. Кроме того, на сайте есть раздел специально посвященный молодёжи, а также раздел по электронной библиотеке, в котором размещён большой и содержательный материал о выборах.
Таким образом, модернизированный сайт РЦОИТ при ЦИК России позволяет поднять процесс обучения организаторов выборов и правового просвещения всех участников избирательного процесса на качественно новый уровень. В этой связи предлагаю факультету журналистики активно участвовать вместе с нами в процессе обучения участников избирательного процесса, в первую очередь, журналистов.

Анастасия Вячеславовна Груша, заместитель декана факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук, доцент. Тема выступления: «Об опыте обучения политической журналистике».


Нам приходится иметь дело не только с образовательным интересом студентов к политической проблематике, в том числе, к электоральной проблематике, но также с их гражданской позицией. Я не хочу сказать, что наши студенты очень политизированы, но они хорошо понимают свою гражданскую ответственность в том, чему они будут просвещать своих читателей, зрителей и слушателей. На факультете журналистики в течение многих лет, на разных курсах от «Истории зарубежной журналистики», до курсов «СМИ и общество», «Политическая организация СМИ», специальных курсов «СМИ и выборы», «Право и СМИ», электоральная проблематика давно изучается политической журналистикой.

С теорией у нас все в порядке, но крайне важно включить в образовательный процесс специалистов по выборам либо для участия в уже обозначенных курсах, либо для формирования нового особого курса по выборам. У нас предусмотрен тематический модуль по политической проблематике, и без выборной темы обойтись не возможно.

Юлия Игоревна Долгова, доцент факультета журналистики МГУ. Тема выступления: «Особенности обучения телевизионных журналистов».


На факультете работает программа повышения квалификации журналистов. Кафедра телевидения и радиовещания совместно с союзом журналистов России осуществляет эту программу, повышая квалификацию региональных телевизионных журналистов. Эта программа очень удобна для того, чтобы повысить квалификацию журналистов, которые будут работать во время избирательной кампании. В программе есть два важных направления – подготовка телевизионных журналистов для будущей избирательной кампании, и второе - повышение грамотности, если можно так выразиться, «телесмотрения» наших будущих избирателей.

Первое. Подготовка тележурналистов. На мой взгляд, подготовка тележурналистов для избирательных кампаний включает в себя два основных вектора – это повышение квалификации телевизионных журналистов и второе, повышение социальной ответственности телевизионных журналистов, что подразумевает наиболее полное, объективное и честное освещение избирательных кампаний.

Социальная ответственность это, в первую очередь, правильное целеполагание при подготовке материалов. Итак, главное, чтобы журналист, который работает на выборах, помнил о своей ответственности. Он должен так выстраивать свою информацию об избирательном процессе, чтобы будущий избиратель смог сделать свой личный выбор.

Тенденция, которая была в двадцатом веке – просто давать информацию единым потоком, чтобы избиратель сам разобрался во всем, сейчас не работает. В наш век переизбытка информации, телевизионному зрителю сделать выбор очень тяжело. Информацию, таким образом, нужно подавать грамотно и взвешенно.

Те вызовы, которые существуют, заставляют думать о подготовке не только телевизионных журналистов, но и телевизионных зрителей, т.е. нужны программы, в буквальном смысле слова обучающие зрителей смотреть телевидение. И это очень серьезный вопрос.

Александр Владимирович Иванченко, руководитель РЦОИТ при ЦИК России, доктор юридических наук.


В нашем профессиональном сообществе идет дискуссия о таких понятиях, как информирование и агитация. Агитация – это деятельность непосредственных участников избирательной кампании. На нас же, организаторов выборов, лежит другая часть работы –  информирование, информационно-разъяснительная деятельность. Сильная сторона российского законодательства состоит в том, что мы пытаемся на государственном уровне гарантировать доведение полноты информации о партиях и кандидатах, участвующих в избирательной кампании, до наших избирателей. В американских СМИ, например, избирательная кампания – это разновидность телевизионного развлекательного шоу. Они доводят информацию о реальных кандидатах, развлекая избирателей. Я в этой связи вспоминаю водопроводчика Джо в предыдущую избирательную кампанию в США. Из-за малого числа кандидатов, реально участвующих в избирательной кампании, появляется виртуальная, «игровая фигура» водопроводчика. И она дает массу информационных поводов, занимая третье место после основных претендентов.

Елена Станиславовна Кара-Мурза, доцент факультета журналистики МГУ. Тема выступления: «Проблемы лингвистической экспертизы предвыборных материалов».



Я представляю кафедру стилистики, которая в своих специальных программах старается готовить политических журналистов в спецкурсах по политическому дискурсу. С другой стороны, я представляю гильдию лингвистов-экспертов по информационным и документационным спорам, которая уже много лет занимается исследованиями избирательных коммуникаций. Для будущих и действующих журналистов, для повышения их квалификации, а равно и для сотрудников всех уровней избирательной системы очень важна проблематика лингвистической экспертизы. Речь идет о том, что избирательный процесс – процесс высококонфликный, в котором задействовано множество экономических и политических интересов. В ряде случаев эти конфликты разрешаются в судах, в которых в сложных ситуациях истолкования информационных текстов подключаются эксперты по лингвистике. Подобная практика лингвистов чрезвычайно важна, и этот опыт должен быть включен в образовательный процесс по избирательной тематике.

Проблематика экспертиз избирательного процесса имеет длительную историю. В частности, с 2003 года, когда обновление законодательства, связанного с ограничениями по информированию журналистской деятельности вызвало недовольство сообщества. Тогда ЦИК выпустил брошюру «Выборы и СМИ» и в ответ на эту работу в дополнение к ней была подготовлена Фондом защиты гласности брошюра «Обреченные на немоту», где была опубликована моя статья «В помощь редакторам». Статья была посвящена теме различения информации, комментария и агитации.

На дворе 2013 год и надо сказать, что проблематика лингвистической экспертизы избирательных коммуникаций за это время не продвинулась теоретически, хотя появился достаточно немалый практический опыт.
Я полагаю, что предстоит много работы экспертам, чтобы создать солидные экспертные решения, такие, какие подготовлены, например, для экспертизы экстремистских текстов. Гильдия линвистов-экспертов занимается просветительской деятельностью, и я полагаю, что совместная работа с РЦОИТ при ЦИК России могла бы активизировать этот процесс. 

Людмила Алексеевна Круглова, доцент факультета журналистики МГУ. Тема выступления: «Работа журналиста в конвергентной среде».


Я представляю кафедру телевидения и радиовещания и кафедру новых медиа и коммуникаций и изучаю трансформацию видеоконтента в Интернете. С точки зрения законов новых медиа, а хочу высказать такие мнения.
Первое. Очень хорошо, что сайт РЦОИТ модернизирован, потому, что аудиторией этого сайта должна стать молодежь. Молодежь в целом, студенты, выпускники – это активная аудитория, которая защищает свои права и имеет четкую гражданскую позицию. Если раньше, в девяностых годах, молодежь была аморфной, апатичной, аполитичной, то предыдущий год показал, что нынешняя молодежь активна, и она «обитает», если можно так сказать, в сфере новых медиа, т.е. в интернете. Тенденция развития СМИ показывает, что для молодежи телевидение уже не так интересно и важно. Поэтому очень хорошо, что модернизированный сайт РЦОИТа присутствует в сети.

Второе. СМИ развиваются по пути гибридизации. То есть, происходит плавная трансформация газет, радио и телевидения в некие гибридные СМИ, которые будут иметь элементы и телевидения, и радио, и газет, и журналов. Например, сайт РИА-новостей активно экспериментирует со всякими конвергентными проектами и всем, что модно и востребовано в интернете.

Третье. Сайты, порталы и другие электронные СМИ не могут существовать в интернете ограниченно. Обязательно интернет-среда предполагает продвижение сайта. Нужно интегрироваться с другими сайтами и социальными сетями. Эти площадки обязательно нужно осваивать, как и осуществлять проекты с другими средствами массовой информации.

Тамара Юрьевна Чиненная старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ. Тема выступления: «Тема выборов на радио».


Молодежь интересуют политические дебаты, политический процесс и политические шоу, как на радио, так и на телевидении. Они хотят активно участвовать в этом, высказывать свое мнение по той или иной проблематике.
Наша задача подготавливать молодежь, образовывать ее, чтобы любой образованный журналист был бы способен самостоятельно разобраться в политической жизни как страны в целом, так и ее регионов.

Наши студенты представляют не только Москву и Московскую область. Наши студенты – это вся страна, вся Россия. Мне приятно осознавать, что молодые люди следят за тем, что происходит в стране, и имеют гражданскую позицию. Если мы действительно создадим совместно с РЦОИТ образовательные курсы в МГУ по избирательной тематике, конкретно для будущих журналистов, они будут весьма востребованы.

Андрей Вадимович Раскин, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ.


Наши ресурсы, с учетом современных веяний, нужно делать более востребованными, более живыми. Нужно искать любопытные и новые формы. Информационные технологии перетекают из одной страны в другую, и продвижение сайтов – вопрос очень важный. Поэтому, какие бы замечательные вещи мы не делали, какие бы ресурсы мы не использовали, но если на некий сайт никто не будет заходить, то вся работа будет бесполезным действием. На круглом столе прозвучало много интересных предложений, которые нам необходимо осмыслить и найти способы для их реализации.

Александр Владимирович Иванченко, руководитель РЦОИТ при ЦИК России, доктор юридических наук.

Подводя итоги нашей работы, я хочу сказать, что политическая жизнь в стране выходит на новый качественный уровень. Поэтому новые информационные возможности, которые наш центр начал использовать в своей обучающей деятельности, не должны отставать от современных вызовов и проблем, с которыми субъекты политической жизни сегодня сталкиваются. Призываю Вас к активному сотрудничеству в новом политическом цикле.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.