Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и новые задачи в обучении организаторов выборов

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и новые задачи в обучении организаторов выборов

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  и новые задачи в обучении организаторов выборов
Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в три Федеральных закона, регулирующих избирательные права и избирательный процесс.

Изменениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливается новое соотношение числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избираемых по пропорциональной и мажоритарной избирательным системам. Теперь не менее 25% (раньше - половины) депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов, полученных каждым из списков. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Закон в этом случае даёт им право самостоятельно устанавливать соотношение депутатов по партийным спискам и одномандатным округам. 

Поправки в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливают, что минимальный процент полученных голосов (предусмотренный региональным законом) не может быть более 7% (а не 5%, как ранее) от общего числа голосов. По-прежнему минимальный процент должен устанавливаться так, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее 2 списков кандидатов, получивших в совокупности более 50% голосов. Также Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 303-ФЗ исключает норму обязательного применения пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах представительных органов муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов. 

Сопутствующие поправки внесены в Законы об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления.
Таким образом, регионы и крупные муниципалитеты смогут сами определять соотношение депутатских мандатов, распределяемых по смешанной системе, когда представительные органы власти будут формироваться на основе выборов части депутатов по мажоритарной системе (одномандатных округов), а часть - по пропорциональной (по партийным спискам). Это предполагает увеличение числа депутатов, избираемых персонально, т.е. не в силу партийной принадлежности, а с учётом конкретных заслуг перед обществом, которые избиратели конкретного одномандатного округа посчитают достойными. При этом возрастает и персональная ответственность избранных депутатов, их подотчётность перед избирателями. Очевидно, это может стать фактором, способным повлиять на увеличение явки избирателей на выборах, что, в свою очередь, гарантирует повышение степени представительности и легитимности избранной власти.

Политические силы при подготовке к выборам должны будут учитывать все эти обстоятельства, искать для выдвижения по одномандатным избирательным округам наиболее самостоятельных, ярких кандидатов. Но, в конечном итоге, вывод об эффективности закона можно будет сделать лишь после подведения итогов выборов, которые пройдут по новым правилам.

Вместе с тем поправки, внесённые Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 303-ФЗ, предполагают изменения в работе не только политических партий, но и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Организаторам выборов предстоит провести большую подготовительную и организационную работу с учётом поправок в нормы избирательного права. Это предполагает и коррекцию в обучении организаторов выборов. Избирательные комиссии традиционно могут рассчитывать на необходимую методическую и правовую помощь со стороны РЦОИТ при ЦИК России. Также, сайт РЦОИТ по-прежнему остаётся площадкой обмена опытом между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, как это было в предыдущем избирательном цикле.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.