РЦОИТ при ЦИК России провел вебинар на тему «Использование дистанционных обучающих технологий в системе избирательных комиссий»

РЦОИТ при ЦИК России провел вебинар на тему «Использование дистанционных обучающих технологий в системе избирательных комиссий»

РЦОИТ при ЦИК России провел вебинар на тему «Использование дистанционных обучающих технологий в системе избирательных комиссий»

17 июня 2014 года в РЦОИТ при ЦИК России состоялся вебинар, посвященный обсуждению практики использования дистанционных технологий при организации обучающих мероприятий для представителей избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса. В мероприятии приняли участие слушатели ознакомительного дистанционного обучающего курса РЦОИТ при ЦИК России «Организация дистанционного обучения в системе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации» – представители 20 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, которые на данный момент зарекомендовали себя в качестве наиболее активных и опытных специалистов в области дистанционного обучения.


Вебинар открыл Руководитель РЦОИТ при ЦИК России Александр Иванченко. Короткие доклады на тему мероприятия представили заместитель начальника Отдела совершенствования избирательных технологий РЦОИТ при ЦИК России Виктория Горбатова и заместитель начальника Отдела правового обучения и взаимодействия с избирательными комиссиями РЦОИТ при ЦИК России Валентин Марьенков.

В ходе вебинара был рассмотрен региональный опыт применения дистанционных обучающих технологий, а также учебно-методическое обеспечение процесса дистанционного обучения организаторов выборов. Исследование работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в данной сфере (включая мониторинг информационных ресурсов комиссий в сети Интернет), проведенное РЦОИТ при ЦИК России, продемонстрировало, что не во всех регионах страны дистанционные формы обучения используются одинаково активно. 


В большинстве избирательных комиссий субъектов Российской Федерации есть четкое понимание того, что «дистанционное обучение» – понятие сложное, включающее в себя совокупность форм и методов, среди которых электронное тестирование, видеоконференции, вебинары, интернет-телевидение и прочие. Указанные формы могут взаимодополняться и в различных регионах применяться по-разному. Однако в комплексном виде дистанционное обучение предполагает наличие специализированных электронных обучающих порталов и центров. 

Практика показывает, что в настоящее время наиболее популярной формой проведения дистанционного обучения является электронное тестирование организаторов выборов, реализуемое в различных форматах. В ряде субъектов Российской Федерации тестовые задания, используемые избирательными комиссиями, целиком и полностью основываются на разработках ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России, но есть и субъекты, которые разработали свой оригинальный контент. В некоторых регионах в силу объективного отсутствия необходимых технических возможностей, тестирование представителей избирательных комиссий возможно провести только в административном центре (столице) субъекта и в крупных городах, в других – удаленное тестирование применяется на территории всего региона (за исключением может быть сельской местности и труднодоступных территорий). Имеет место и ситуация вариативности, когда слушатели могут сами выбирать формат обучения (и тестирования): очно, либо дистанционно. 

На втором месте по популярности следует вебинар. Так происходит в силу большей доступности этого инструмента дистанционного обучения в формате он-лайн по сравнению с другими возможными формами. Прежде всего, при организации вебинаров предъявляются существенно меньшие требования к качеству канала Интернет-связи и техническому оборудованию. Кроме того, в настоящее время существует большое количество бесплатных программных продуктов, которые позволяют сравнительно успешно провести данную работу. 


Для видеоконференц-связи (и видеоконференций) требования ко всему вышеперечисленному на порядок выше: необходимы качественные каналы связи, устойчивый Интернет-траффик и соответствующее оборудование. Пропорционально указанным требованиям растут и материальные затраты. Многие избирательные комиссии, практикующие данную форму работы, вынуждены на коммерческой основе привлекать дополнительные ресурсы сторонних организаций. Ряд комиссий для организации дистанционного обучения используют формат теле- и радиовещания.

На наш взгляд, наиболее перспективной, но пока наименее распространенной формой организации дистанционного обучения является создание избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации специализированных Центров дистанционного обучения и обучающих Интернет-порталов. В настоящее время в данной области активно работают:
  • Избирательная комиссия Республики Коми (и ее образовательный ресурс «Центр дистанционного обучения»);
  • Избирательная комиссия Республики Хакасия (где в 2013 году создан Ресурсный центр Избирательной комиссии Республики Хакасия по организации обучения членов участковых комиссий и резерва составов участковых комиссий);
  • Избирательная комиссия Хабаровского края (организует работу учебного компьютерного класса);
  • Избирательная комиссия Амурской области (опыт создания региональных центров обучения сотрудников и членов резерва УИК);
  • Избирательная комиссия Иркутской области (с собственным обучающим порталом, системой он-лайн тестирования по избирательному праву и «Школой избирательного права»);
  • Избирательная комиссия Костромской области (где создан и функционирует портал дистанционного обучения членов УИК и резерва составов УИК);
  • Избирательная комиссия Липецкой области (функционирует обучающий портал «Центр дистанционного обучения»);
  • Избирательная комиссия Магаданской области (где в 2013 году был создан Учебно-методический центр);
  • Избирательная комиссия Ростовской области (где с 2011 года функционирует Учебный центр организаторов выборов, а на молодежном сайте комиссии – Виртуальный университет);
  • Избирательная комиссия Самарской области (где с февраля 2014 года начал работу Центр он-лайн обучения);
  • Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа (там работает Интернет-портал дистанционного образования) и другие.
У многих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации обучающие Интернет-порталы находятся в стадии разработки и консультаций со специалистами РЦОИТ при ЦИК России.


Обсудив региональную практику использования дистанционных обучающих технологий, участники вебинара пришли к выводу о необходимости дальнейшего ее развития в логике совместимости, что включает в себя возможности обмена образовательным контентом, программными решениями и регламентами работы, а также применение всех элементов дистанционного обучения (обучающих порталов, видеоконференций, вебинаров и модулей электронного тестирования). В перспективе речь пойдет о создании единого стандарта оказания услуг в сфере повышения квалификации организаторов выборов.

Учитывая опыт, накопленный РЦОИТ при ЦИК России, а также избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в рамках мероприятия было принято решение о расширении обучающего портала РЦОИТ при ЦИК России, установлении корреспондирующих связей между ресурсами РЦОИТ при ЦИК России и порталами региональных избирательных комиссий, а также достигнуто соглашение об обмене обучающим контентом. 

Кроме того, в ходе вебинара были подведены некоторые итоги ознакомительного обучающего курса РЦОИТ при ЦИК России «Организация дистанционного обучения в системе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации».
Последние новости
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.
Обучение: практикум для членов УИК

Для обеспечения единого подхода к обучению членов участковых избирательных комиссий к выборам Президента Российской Федерации подготовлены учебные материалы для членов УИК.