30 января 2018 года ЦИК России утвердила документ, разъясняющий порядок назначения наблюдателей от федеральной и региональных общественных палат на выборах Президента России в марте этого года.
Право делегировать наблюдателей на избирательные участки в ходе выборов Президента России получили общественные палаты. Региональные общественные палаты могут назначать наблюдателей на избирательные участки в пределах своего субъекта, Общественная палата Российской Федерации – в любую участковую комиссию на территории России и на участки, образованные за пределами Российской Федерации. Ранее наблюдателей могли направлять только сами кандидаты, их доверенные лица, а также партии, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов.
Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля (общественными палатами) при проведении выборов Президента Российской Федерации утвердила ЦИК России на очередном заседании.
«Одной из последних законодательных новаций стало наделение правом назначения наблюдателей субъектов общественного контроля, к которым относятся Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации, – отметила секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Майя Гришина. – В прошлом году ЦИК России подписала соглашение с Общественной палатой, и это взаимодействие активно осуществляется. Наше разъяснение направлено на то, чтобы направление наблюдателей было ясным и понятным для наших участковых избирательных комиссий».
Наблюдателем на выборах президента России от общественной палаты может стать любой гражданин, обладающий активным избирательным правом. Кандидатуры для назначения наблюдателями представить в общественную палату могут общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей, профессиональные объединения, а также иные некоммерческие организации. Но назначить наблюдателей может совет общественной палаты или ее секретарь.
Допускается направление нескольких человек на один избирательный участок от одной общественной палаты, но работать они могут только по очереди, т.к. в соответствии с требования избирательного законодательства «не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним субъектом общественного контроля».
Также, один наблюдатель может быть назначен на разные избирательные участки, но для этого нужны будут, соответственно, отдельные направления на каждый из участков. Письменное направление наблюдатель в день голосования предъявляет в участковую избирательную комиссию с начала её работы; предварительно уведомлять комиссию о направлении наблюдателя не требуется.