Публичные услуги – путь к преодолению информационного и социального неравенства

Публичные услуги – путь к преодолению информационного и социального неравенства

Публичные услуги – путь к преодолению информационного и социального неравенства


Полякова Татьяна Анатольевна
Доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия

polyakova_publ_usl-1.jpg

Выступление на Российско-французской международной конференции «Право цифровой администрации в России и во Франции». 2013 г.

В условиях построения глобального информационного общества проблемы, связанные с цифровым неравенством в значительной степени одинаковые для России и Франции. В основном они связанны с использованием глобальной информационно-коммуникационной сети, с которой активно работаем, живем практически, ибо это важный источник коммуникации. И в этом смысле проблемы очень схожи. Принцип преодоления цифрового неравенства и принцип верховенства права – это практически базовые принципы декларации принципов глобального информационного общества.

Эти принципы нашли отражение в тех программных стратегических документах планетарного масштаба. В России вопрос, связанный с оказанием публичных услуг, является одним из приоритетов политики. Как самостоятельное направление он определен в стратегии развития информационного общества, утвержденной Указом Президента РФ в 2008 г. Прошло 5 лет с момента принятия этой стратегии и в ее развитие в 2010 году Правительством РФ уже утверждена государственная программа «Информационное общество», которая рассчитана до 2020 года. 

Как юрист, занимающийся законотворческой деятельностью, должна сказать, что программа претерпела за два года существенные изменения, связанные с практикой ее реализации. Это говорит о том, что программа «Информационное общество» не статична и учитывает реалии динамично развивающегося общества.

Безусловно, что вопрос оказания публичных услуг волнует все общество. Это предоставление гражданам и организациям услуг с использованием современных технологий, это и развитие технологической основы. Много сказано об Интернете, но думаю, что эта проблема значительно шире. 

Мы сегодня все так зависим от этой системы коммуникаций, что ее использование становится для нас самих небезопасно не только в сфере публичных услуг, но и в государственном управлении в целом. Кроме того, стоит отметить, что общество волнует вопрос стандартов профессиональной подготовки работников тех отраслей, которые оказывают публичные услуги. Я согласна с французским коллегой, что подготовленность работников это очень важный фактор.

Для того чтобы раскрыть заявленную тему необходимо все же определиться, как понимаем цифровое неравенство. Термин этот трактуется по-разному. Обычно под цифровым неравенством понимается неравный доступ к информационным технологиям. Разделение на тех, кому эти технологии доступны, а кому нет в результате деления на информационно богатых и информационно бедных субъектов. ЮНЕСКО считает проявлением цифрового неравенства наличие на карте мира стран, где информационные технологии развиты и доступны гражданам, и стран, где целые регионы такой возможности не имеют. В этом смысле, очевидно, что у нас очень большая страна и конечно разный уровень внедрения информационных технологий, разный уровень возможностей, связанных с оказанием публичных услуг.

Ряд исследователей считает, что цифровое неравенство это социально-экономический феномен. Трудно избежать повторения того, что это следствия регионального и территориального неравенства в целом. В рейтинге готовности регионов России к информационному обществу индекс лидера в 22 раза превышает индекс аутсайдера. Такие данные характеристики развития современных информационных технологий в регионах содержатся в тексте государственной программы, о которой я уже упоминала. Существует проблема широкополосного доступа для конечных пользователей и не более четверти домашних хозяйств, чуть более четверти организаций используют широкополосный доступ в сети Интернет.

По данным, которые представлены мэром Москвы, в городе создано более 50-ти многофункциональных центров для оказания государственных услуг. Но, несмотря на это обстоятельство, Москва отстает на 8 пунктов от уровня использования широкополосного доступа в Евросоюзе. Невысокой является и скорость в получении потребителем данных из Интернета. Есть проблемы по цене и качеству услуг, что наблюдаем в европейских странах и в других регионах мира. На фоне социального неравенства проблемы публичных услуг ясны. Это общие тенденции, которые нашли отражение в представленных французскими коллегами интересных социологических исследованиях.

Таким образом, для обеспечения цифрового равенства и цифрового единства граждан при общих отрицательных факторах необходимым условием является равенство в доступности технических средств, равенство навыков использования ИКТ, равенство в способах и целях использования информационных технологий. Согласно стратегии развития информационного общества, о котором я говорила, к 2015 году не менее 80% населенных пунктов должны получить доступ к открытым государственным ресурсам. 

Необходимо остановиться на понимании роли права в механизме предоставления публичных услуг, что не только представляет собой сферу правового регулирования отношений участников этого вида контактов, но и показывает результаты применения норм закона и юридическую значимость оказания этих услуг. Услуги предоставляются в электронном виде, но важно и то, насколько результат этого отношения при необходимости может быть использован сегодня в суде, в других органах. В этой связи определенные изменения внесены и в законодательство России. Набиболее заметно это в законодательстве о нотариате. С 2014 г. вступает в действие норма, которой предусмотрено, что нотариус будет заверять документы и подтверждать их электронной подписью. Изменения коснулись и Закона об ЭЦП 2001 г.

Сложилась ситуация, когда действует и старый закон 2001 г. «Об электронной цифровой подписи» и принятый в 2011 г. Федеральный закон «Об электронной подписи». Безусловно, более ясным в процедурном отношении является последний. 

Проблема публичных услуг затрагивает вопросы создания конкурентоспособного, социально ориентированного государства. В этой связи поставлен ряд следующих приоритетных задач. Они касаются ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность, исключения чрезмерного регулирования, снижения административного барьера для бизнеса, что отражается на сфере государственных и муниципальных услуг. Необходимо сказать, что в настоящее время функционирует сайт, посвященный ходу административной реформы в целом. Что дает информацию о подходах к снятию административных барьеров и оказывает влияние на качество и доступность государственных и муниципальных услуг населению как одного из центральных направлений совершенствования системы государственного управления. 

Акцентируя внимание на том, что в настоящее время в России создана необходимая правовая база для правового регулирования общественных отношений, связанных с оказанием услуг, необходимо подчеркнуть, что в законодательстве России область публичных услуг называется «государственные и муниципальные услуги». Это в значительной степени раскрывает содержание понятия публичные услуги. Именно так и называется принятый в 2011 г. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». И, как я уже сказала, Концепция снижения административных барьеров и повышение качества государственных услуг на 2011-2013 гг. реализуется в тандеме с этим законом.

Ключевые нормативные и стратегические документы кардинально поменяли подход к политике, существовавшей ранее, в оказании услуг. По сути, сегодня обозначен переход к сервисному государству. И это у нас первый законодательный акт, в котором это нашло отражение. В мае 2012 г. принят ряд указов, которые направлены на совершенствование системы управления в целом. Указом от 7 мая 2012 г. № 601 определены направления совершенствования системы государственного управления. При этом не менее 90% работ должен составлять участок удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг. Для решения этой задачи определен срок до 2018 г.

Не менее 90% граждан должны иметь доступ к получению государственных и муниципальных (публичных) услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания в радиусе того или иного многофункционального центра. Порядок и механизм предоставления услуг сохраняет возможность получения этих услуг и без применения современных информационных технологий для тех, кто не имеет такой возможности. На наш взгляд это тоже возможность сохранения использования различных подходов к реализации этой общей задачи.

Не менее 70% граждан, использующих средства получения услуг в электронной форме, смогут реализовывать свои запросы в течение 15 минут. В целом задачи поставлены очень конкретно. Одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна», предполагающее взаимодействие заявителя не только с государственным служащим, а сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультационные услуги.

И реализуется это, повторюсь, в многофункциональных центрах. По разным данным, количество таких центров за 2011 год увеличилось на 11 регионов, сегодня их создают более 70 субъектов Российской Федерации. Это способствует сокращению очередей и упрощает процедуры оказания услуг. Ну и в значительной степени речь идет о том, что снижаются коррупционные риски. Это важная задача и для России. В соответствии с приказом Президента плановый показатель в 2012 году должен был составлять 12%, а в 2013 году 20%. Те прогнозные показатели, которые были в программных документах, даже превышены.

Открытость информационных технологий - это одно из требований при построении сервисного государства. Безусловно, Интернет - это реалия нашего времени, нашей жизни, мы активно им пользуемся. По разным оценкам, на сегодня в России сегмент Интернета по объему аудитории является одним из крупнейших в Европе. Русскоязычная аудитория, а это около 80 млн. человек, является пятой по величине языковой группой мирового Интернета. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее, несмотря на сохраняющиеся проблемы. Конечно, не дешево и не у всех есть возможность, но вот общее количество красноречиво говорит, о том, что мы все живем в глобальном мире и пользуемся Интернетом примерно одинаково.

Итак, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде существенно должен повысить качество и снизить коррупционные риски, сократить временные и финансовые затраты государства и граждан.

Одним из ключевых направлений в рамках перевода оказания услуг в электронный вид является создание универсальной электронной карты. Не очень активно эта работа шла в прошлом году, а с 1-го января 2013 года такие универсальные электронные карты могут получить все желающие и во всех субъектах Российской Федерации по личному заявлению. Они представляют собой идентификаторы, позволяющие человеку взаимодействовать с различными структурами и технологическими устройствами. Если в прошлом году было выдано только 5 тысяч таких карт, то в начале 2013 г. идет активизация этого процесса: стоят очереди, люди понимают, что это может оказаться полезным.

Сегодня при развитии системы предоставления государственных услуг ключевым является эффективное электронное взаимодействие структур администрации. В сентябре 2012 года Правительством принято постановление об электронном взаимодействии федеральных органов государственной власти и другие документы по этому вопросу. Это усиливает систему межведомственного электронного взаимодействия. С 1 марта начинает действовать пилотный проект на базе Министерства связи и массовых коммуникаций.

Предполагается переход на все документы в электронном виде. Сегодня это задача электронного правительства. Министерство связи и массовых коммуникаций будет предоставлять Министерству юстиции на регистрацию ведомственные нормативные акты и другие документы правового харарктера.

Эксперимент по переходу к безбумажному электронному документообороту продолжается до сентября 2014 г. По его итогам будут сделаны соответствующие выводы, на основе которых планируется, что с первого декабря 2017 г. по решению Правительства Российской Федерации обеспечить переход на безбумажный документооборот и работу в электронном режиме. Такие задачи поставлены, внесены изменения в регламент Правительства России и в ряд других нормативно-правовых актов. В настоящее время 367 федеральных государственных услуг переведены на межведомственное взаимодействие.

Речь идет в первую очередь о том, что гражданин не должен представлять сам те документы, которые имеются в другом ведомстве, и ведомства между собой на основе электронного взаимодействия должны осуществлять эту работу. 766 документов ведомства должны получать самостоятельно и т.д.

Важно отметить еще один момент - это участие общества в преодолении цифрового разрыва. В области связи и взаимодействия с органами государственной власти Правительство России в декабре 2012 года приняло постановление «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». 

Здесь важно чтобы были приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие процедурные моменты. И в этом направлении проведена колоссальная работа. Утверждено 540 административных регламентов по услугам федеральных органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровне. Утверждено более 9 тыс. административных регламентов федерального 15 тыс. - регионального уровня.

В результате, в рейтинге ООН по развитию электронного правительства Россия за последние 2 года поднялась на 32 позиции: с 59-го места на 27-е. А из стран, население которых превышает 100 млн. Человек, Россия заняла в рейтинге 3-е место в мире после США и Японии.
Последние новости
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.
Обучение: практикум для членов УИК

Для обеспечения единого подхода к обучению членов участковых избирательных комиссий к выборам Президента Российской Федерации подготовлены учебные материалы для членов УИК.