Круглый стол «Роль современных средств массовой информации в избирательной кампании: от информирования до агитации»

Круглый стол «Роль современных средств массовой информации в избирательной кампании: от информирования до агитации»

Круглый стол «Роль современных средств массовой информации в избирательной кампании:  от информирования до агитации»

Вопросы деятельности СМИ при освещении избирательных кампаний, информирования о кандидатах на различные выборные должности, об избирательных объединениях, принимающих участие в выборах, чрезвычайно важен в аспекте обеспечения прав избирателей на полную и достоверную информацию.  


РЦОИТ при ЦИК России уделяет большое внимание вопросам обучения представителей средств массовой информации, а также  взаимодействию избирательных комиссий со СМИ. Информация о правах, и обязанностях и ответственности журналистов размещена на сайте РЦОИТ при ЦИК России.

В этом плане интересен опыт Иркутской области.  Избирательная комиссия Иркутской области провела круглый стол на тему  «Роль современных средств массовой информации в избирательной кампании: от информирования до агитации», заседание которого состоялось в рамках третьей научно-практической конференции «Общество и выборы: пути развития избирательной системы России».


Организаторы выборов, руководители ведущих СМИ региона, студенты, аспиранты и преподаватели ИрГТУ обсудили различные нюансы, встречающиеся в практике работы СМИ в ходе избирательных кампаний. Как рассказать о кандидатах во время выборов всех уровней, соблюдая требования законодательства, грамотно отвечая на провокационные выпады, избегая пресса «административного ресурса» и сохраняя интерес и уважение читателей (зрителей), – об этом говорили на круглом столе «Роль средств массовой информации в избирательной кампании: от информирования до агитации».

Время «бесплатным» не бывает

В первую очередь это вопрос о предоставлении государственными СМИ бесплатного эфирного времени кандидатам и партиям. Обеспечить каждого из участников избирательной гонки равными возможностями донести до избирателей концепцию своей программы по закону должны государственные средства массовой информации. Таким образом, государство старается помочь кандидатам принять участие в предвыборном процессе и дать возможность каждому из них обратиться к избирателям по радио, телевидению, в газетах. 


Безусловно, фактически равенство присутствия в эфире и на страницах газет всех кандидатов невозможно, учитывая, что избирательные фонды зачастую отличаются в разы, но бесплатный минимум для агитации в СМИ у каждого претендента на выборную должность будет всегда. От этого законодатели принципиально никогда не откажутся.

Понимая значимость предоставления бесплатного эфирного времени и печатных площадей,  участники круглого стола обозначили проблему:  судя по многочисленным вопросам о бесплатном эфирном времени как от СМИ, так и от кандидатов и партий, четко прописанная в законе процедура на практике сталкивается со многими «подводными камнями».

Заместитель директора филиала ВГТРК ГТРК «Иркутск Галина Орлова отметила: « Кандидаты часто не приходят и не считают нужным  предупредить, что отказываются от своего времени, не читают договор, где мы прописываем все технические требования к агитматериалам, которые они изготавливают сами. Думаю, многих проблем можно избежать, если в законе о выборах будет четко прописано».

Заместитель генерального директора телекомпании «АИСТ» Сергей Филипчук поддержал коллегу: «Для съемок политической рекламы мы оформляем павильон, разрабатываем компьютерную графику, привлекаем операторов, телеведущих. Если сложить все наши затраты, получится немалая сумма, которую нам никто не возмещает. Что касается недобросовестности кандидатов, то она отличает в основном представителей партий-однодневок, которые случайно попали на выборы и просто пользуются бесплатной возможностью заявить о себе. Думаю, справедливо было бы прописать в законе такую норму: если партия на выборах не набирает, допустим, трех процентов голосов, она обязана компенсировать государственным СМИ затраты на ее предвыборную агитацию».

«Сито» от недобросовестных конкурентов

Обсудили за круглым столом и проблему, связанную с газетами-однодневками, появляющимися непосредственно перед выборами. Ответственный секретарь Иркутского регионального отделения «Союз журналистов России», исполнительный директор ЗАО «Газета Восточно-Сибирская правда» Александра Федосеева высказала свое мнение по этому поводу: «Они портят и картину избирательного поля, и имидж СМИ в целом. Если бы в законодательство были внесены поправки, касающиеся требований по допуску СМИ до агитации, для печатных изданий, это было бы хорошим «ситом»».

Генеральный директор Агентства «Комсомольская правда-Байкал» Станислав Гольдфарб конкретизировал суть таких поправок: «Для того чтобы с информационного поля ушли все недобросовестные игроки, разрешение на участие в предвыборной кампании газетам надо давать только при соблюдении ими определенных условий. Например, понятные реальные владельцы, пять лет присутствия на печатном рынке, наличие солидного капитала. Посмотрите, ведь, пожалуй, каждый из нас хоть раз пытался взять кредит в банке, и вы знаете, что на сбор документов уходит три – четыре месяца, и вроде ты уже все предоставил, раскрылся, а надо что-то еще, для надежности. Почему такую же процедуру нельзя сделать и для СМИ перед избирательной кампанией? Почему «поганка», которая возникает накануне выборов, получает право на жизнь?  Давайте, по результатам нашего круглого стола внесем инициативу в Законодательное Собрание по разработке критериев (требований) допуска СМИ к участию в выборной гонке, это сразу отсечет массу недобросовестных людей и определит зоны ответственности».

Вопрос прокомментировал председатель Избирательной комиссии Иркутской области Эдуард Девицкий: « Во время всех предвыборных кампаний облизбирком заключает договор о мониторинге СМИ, любые материалы, связанные с агитацией или информированием, поступают к нам в электронном виде. Но мы не владеем данными о том, как долго существует газета. Избирательной комиссии Иркутской области сложно отследить все, что происходит во время выборов в сфере СМИ, поэтому для нас важно получать обратную связь от вас. Когда я был руководителем группы облизбиркома по информационным спорам, мы рассматривали обращения от СМИ, но среди них не было ни одного по вопросам, которые мы сейчас обсуждаем, хотя, как я понял, за ними – огромный пласт проблем. Несмотря на то, что выборное законодательство меняется, за все годы в часть, касающуюся агитации, было внесено очень мало поправок. Все, о чем вы говорите, может быть урегулировано в рамках законодательства». 

Сеть информации

Завершил круглый стол резонансный вопрос, обсуждаемый сейчас и на федеральном уровне: как размещать и контролировать информацию в Интернете, виртуальное пространство которого никак не регулируется Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По мнению участников круглого стола, сейчас все больше кандидатов пользуются интернетом для  размещения предвыборной агитации. Но в законе нет прямого запрета на такого рода форму агитации. И проблема становится острее и острее с каждыми выборами.

О возможных вариантах решения проблемы рассказал консультант правового отдела аппарата Избирательной комиссии Иркутской области Сергей Хвалёв: « В работе с интернет-изданиями Центральная избирательная комиссия рекомендует руководствоваться общими правилами, которые установлены для распространения и изготовления аудиовизуальных агитационных материалов, обращаться к Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В частности, к ресурсу, на котором размещена негативная информация, нарушающая нормы, может быть ограничен доступ. Специалисты пока не пришли к единому мнению, какими должны быть требования к интернет-ресурсам, но сходятся в одном – они должны быть очень жесткими. Важно знать, кто ставит информацию, есть ли у издания сертификат, где зарегистрирован сайт (это принципиально, так как на сайты, зарегистрированные не в России, нормы нашего законодательства не распространяются. Также необходимо ввести запрет на смену страны регистрации сайта накануне выборов)».


Итог подвёл председатель Избирательной комиссии Иркутской области Эдуард Девицкий: «Избирательная комиссия готова сотрудничать с теми интернет-ресурсами, которые планируют размещать информацию о кандидатах: советовать, разъяснять. Любую ситуацию можно грамотно разрешить, опираясь на существующие законы». 

По материалам газеты Избирательной комиссии 
Иркутской области «Право выбора»
Последние новости
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.
Обучение: практикум для членов УИК

Для обеспечения единого подхода к обучению членов участковых избирательных комиссий к выборам Президента Российской Федерации подготовлены учебные материалы для членов УИК.