Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Реализация механизма «обратной связи» на сайтах и порталах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Реализация механизма  «обратной связи» на сайтах и порталах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Действующее законодательство Российской Федерации, формулируя требования к обеспечению открытости деятельности государственных органов в сети Интернет, особое внимание уделяет не только полному, достоверному и оперативному предоставлению информации посредством официальных сайтов в сети Интернет, но и созданию механизма «обратной связи» для формирования каналов персонального общения с пользователями.

В частности, частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 01.12.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливается не только обязанность государственных органов размещать информацию о своей деятельности с использованием сети Интернет, но и в обязательном порядке указывать на создаваемых официальных сайтах адреса электронной почты, по которым посетителем сайта может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Важно отметить, что в рамках системы избирательных комиссий в Российской Федерации, вопросы выработки единых подходов к работе с обращениями граждан с использованием сети Интернет поднимались еще в 2009 году, когда ЦИК России своим постановлением от 23 декабря 2009 года № 186/1309-5 «О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами» утвердил перечень обязательных разделов главной страницы сайта избирательной комиссии субъекта Российской Федерации Интернет-портала Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». В указанном документе среди ряда других, в качестве обязательного устанавливался раздел «Работа с обращениями граждан», который в настоящий момент реализован на всех сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, размещенных на Интернет-портале ГАС «Выборы». 

В настоящее время, в ЦИК России, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации выработаны различные подходы к созданию форм «обратной связи» которые не ограничиваются простым указанием на актуальный электронный адрес избирательной комиссии для направления посетителями сайта электронных обращений, а по своему содержанию и решаемым задачам представляют собой самостоятельный информационно-разъяснительный сервис в режиме онлайн. 

На официальном сайте ЦИК России раздел «Обратная связь»  структурирован в два самостоятельных блока, которые призваны оптимизировать создание и отправку пользователем сообщений как по вопросам функционирования сайта (Служба технической поддержки сайта ЦИК России), так и по содержательной части, относящейся непосредственно к проблематике избирательного права и процесса (Предложения по улучшению работы избирательной системы). При этом поддерживается возможность как размещения текстового сообщения, так и прикрепления дополнительных файлов с материалами.


По итогам проведенного нами мониторинга сайтов региональных избирательных комиссий, размещенных вне Интернет - портала ГАС «Выборы» были выявлены перспективные подходы к внедрению форм «обратной связи» в субъектах Российской Федерации, обзор которых и предлагается в настоящей статье. 

Как показывает проведенный анализ практики работы государственных органов в сети Интернет, осуществление информационного взаимодействия  в формате обратной связи представляет собой не только технологическую, но и организационную задачу, нуждающуюся в определенной регламентации. В связи с этим можно отметить Избирательную комиссию Ставропольского края, которая своим постановлением от 10.12.2009 г. № 46/668 определила требования и порядок рассмотрения обращений граждан, направленных в электронном виде через официальный Интернет-портал избирательной комиссии Ставропольского края.


В качестве положительной тенденции в области формирования механизма «обратной связи» в сети Интернет можно отметить опыт Избирательной комиссии республики Коми, на сайте которой сформирована и доступна для работы посетителям база для электронных обращений не только к руководству субъектовой избирательной комиссии, но и к иными членами комиссии с правом решающего голоса, работниками аппарата по вопросам, входящим в их компетенцию.


Заслуживает внимания и подход к формированию комплексного взаимодействия с гражданами в режиме онлайн, реализованный на сайте Избирательной комиссии Свердловской области, где наряду с формой электронного обращения размещены сервисы для проведения опроса посетителей, а также функционирует раздел «Антислухи».


Отдельного внимания заслуживают приемы и методы формирования структуры электронного обращения, а также технологические решения, применяемые для повышения наглядности и доступности работы посетителей с формой «обратной связи» на отдельных ресурсах организаторов выборов. 

Так, Избирательной комиссией Красноярского края  на главной странице сайта сформирована единая форма электронного обращения, которая при заполнении помимо внесения общих данных (контактная информация, текст обращения) предоставляет пользователю возможность указать сферу своей деятельности (военнослужащий, пенсионер, работник науки и культуры, предприниматель, учащийся и др.), что позволяет оперативнее подойти к работе с обращением и дать исчерпывающий ответ с учетом особенностей той или иной целевой категории избирателей.


Самостоятельной юридически и технически сложной проблемой остается решение задачи  идентификации лица, фактически отправившего сообщение и их соответствия данным в графе «Имя», которые были им указаны при заполнении формы «обратной связи». Взаимосвязанной с указанной проблемой является и задача предотвращения использования формы «обратной связи» для рассылок спама и иной нецелевой информации. Одним из возможных подходов к решению данных проблем может служить реализованная на сайте Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры технология фиксации IP-адреса отправителя сообщения (с его уведомлением на экране формы обращения) и установление механизмов защиты от спама.


Проведенный нами анализ опыта ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по реализации механизма  «обратной связи» на своих сайтах и порталах показывает, что на практике выработана эффективная и востребованная избирателями система информационного обмена в режиме онлайн, соответсвующая требованиям к информационной открытости и гласности  деятельности государственных органов, предусмотренным в действующем законодательстве Российской Федерации.