Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оценило грамотность ведущих российских СМИ

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оценило грамотность ведущих российских СМИ


Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовало рейтинг корректного использования русского языка наиболее популярными отечественными СМИ. Исследование было подготовлено по заказу ведомства Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина и компанией ABBYY.

1.jpg

В ходе проекта был проведен анализ 15 654 статей, 216 047 предложений, 120 часов эфира и более 200 передач радио и телевидения. Анализу подверглись 17 печатных и интернет-изданий, три новостных агентства, пять телеканалов и семь радиостанций. При этом учитывались стилистические ошибки, излишние заимствования, лексические и грамматические ошибки, а также ошибки в ударении.

По итогам исследования СМИ разделили на четыре группы (по количеству ошибок на 1 странице). В первую группу «наиболее грамотных СМИ» (одна ошибка на три страницы текста) вошли «Лента.ру» и «Известия». Далее по убыванию (одна ошибка на две страницы текста) расположились ИА «Интерфакс», «Ведомости», «Аргументы недели», «РИА Новости», «Российская газета», «Независимая газета», РБК, «Эксперт», «Коммерсант», «Деньги», «Власть», «Профиль» и «Газета.ру». В числе «троечников» (одна ошибка на одну страницу) оказались «ИТАР-ТАСС», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» и «Огонек». В четвертой группе с «риском остаться на второй год» оказалась газета «Аргументы и факты» (две ошибки на одну страницу).

2.jpg

Эксперты посчитали и общую долю ошибок (по видам) в публикуемом тексте. Самыми распространенными оказались ошибки согласования в предложениях.

Отметим, что «самыми грамотными» в рейтинге телеканалов и радиостанций стали «Радио России» (две ошибки в час), «Россия 1» (три ошибки в час), «Пятый канал» (четыре ошибки в час) и РСН (четыре ошибки в час). Наиболее часто в теле-и радиоэфире ошибались журналисты НТВ (13 ошибок в час), «Первый канал» и «Коммерсант FM» - по 11 ошибок в час.

3.jpg

Техническую сторону проверки «грамотности журналистов» взяла на себя IT-компания ABBYY, специализирующаяся на интеллектуальной обработке информации и лингвистике. По словам консультанта компании Александра Крылова, для обработки такого большого объема информации ученым потребовался инструмент, способный выявить «куски» текста с возможным содержанием ошибки. При этом имеющаяся технология лингвистического анализа позволяла машине приблизиться к пониманию текста так, как его понимает человек. В случае если компьютер находил смысл предложения не до конца понятным, то это означало большую вероятность содержания в нем ошибки. Вместе с тем, окончательное решение по спорному вопросу принималось специалистом-филологом в «ручном режиме».

О старте проекта было объявлено в октябре 2014 года на заседании Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации. Тогда заместитель главы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин озвучил идею создания рейтинга и антирейтинга грамотности СМИ и присуждения премии «Золотой типун» наиболее неграмотным из них.

По результатам исследования, в Минкомсвязи России отметили, что его результаты оказались лучше, чем ожидали эксперты. Вместе с тем, в министерстве полагают, что подобные рейтинги могу стать механизмом для оказания воспитательного воздействия на журналистское сообщество и борьбы с неграмотностью, с целью формирования «здоровой языковой нормы».
Комментарии (0)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...