Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Депутаты задумались над изучением телевизионной аудитории

22 июня 2016 года Государственной Думой во втором и третьем чтениях принят законопроект № 1092053-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и статьи 5 и 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в части исследования объема зрительской аудитории телеканалов), направленный на урегулирование деятельности по изучению объема зрительской аудитории телевизионных каналов. Автором инициативы выступил депутат Государственной Думы от ЛДПР Андрей Луговой. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что изучение телевизионной аудитории позволяет получать исчерпывающую информацию о предпочтениях населения в области потребления ТВ-информации. В дальнейшем, полученные результаты исследований востребованы различными участниками телевизионных и рекламных рынков, а также способны оказывать существенное влияние на формирование общественного мнения.  


Предложенный законопроект предусматривает введение в Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» дополнительной главы «Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)», а также закрепляет однозначный понятийный подход к тому, что представляет собой «исследование объема зрительской аудитории телеканалов». Согласно документу, под этим процессом подразумевается «систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований».

В настоящее время, как отмечает автор законопроекта, ведущую роль в изучении объема зрительской аудитории телеканалов, по результатам исследований рынка, занимают западные компании. В целях обеспечения национальных интересов законопроект предполагает наделить Роскомнадзор правом определять организации для проведения работ по исследованию аудитории телеканалов и наделять их соответствующими полномочиями. Документ закрепляет главные принципы и основания работы уполномоченных организаций, осуществляющих телеизмерения, и устанавливает ограничения на долю иностранного участия в них (не более 20%). Вводится также запрет на установление прямых или косвенных форм контроля над механизмами управления указанными организациями со стороны иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, имеющих гражданство другого государства. 


Согласно законопроекту № 1092053-6, решение о количестве уполномоченных организаций принимается Роскомнадзором, а их отбор определяется специальной комиссией, созданной и утвержденной ведомством. Деятельность указанной организации, согласно документу, должна основываться на принципах глобальности и непрерывности проводимых исследований, единстве используемых методов сбора, обработки, хранения и распространения полученных в результате исследований информации и данных, обеспечении полноты, актуальности и достоверности полученной в результате исследований информации и данных, соблюдении требований к обработке персональных данных и иной информации ограниченного доступа, установленных российским законодательством. Предложенные поправки предполагают, что полученные вследствие изучения телевизионной аудитории данные, могут быть использованы для размещения рекламы на телеканалах на основании договора с уполномоченной организацией, для чего предусматривается внесение соответствующих изменений и в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Контрольную функцию за деятельностью уполномоченной организации законопроект возлагает на Роскомнадзор.

Документ устанавливает, что срок полномочий уполномоченной организации составляет три года. Досрочное прекращение полномочий организаций, исследующих аудиторию телеканалов, согласно вносимым поправкам, наступает по ряду оснований. Так, указанная организация может лишиться своих полномочий в случае выявления отдельных нарушений, которые были ранее установлены и не устранены по предписанию Роскомнадзора, в случае непредставления в указанный срок ежегодного отчета о проводимых исследованиях, а также представления заведомо ложных сведений в ежегодном отчете о своей деятельности в области исследования телеэфира. Прекращение полномочий предусматривается и в случае несоответствия уполномоченной организации предъявляемым к ней требованиям, либо при выявлении недостоверных сведений в документах, на основании которых было принято решение о предоставлении полномочий, а также в случае добровольного отказа от исполнения полномочий. 


Отметим, что в настоящее время крупнейшей компанией, занимающейся изучением российской телевизионной аудитории, является международная исследовательская группа TNS (штаб-квартира находится в Лондоне), система подсчета телевизионной аудитории которой не раз вызывала критику со стороны представителей российской медиасферы. Изменить сложившуюся ситуацию намерены во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В конце апреля 2016 года ВЦИОМ совместно с Фондом содействия изучению общественного мнения ВЦИОМа зарегистрировал компанию ООО «ВЦИОМ Медиа», специализирующуюся на измерении телевизионной аудитории. Предполагается, что главной целью проекта станет лидерство на исследовательском рынке России, что, по словам председателя правления Фонда ВЦИОМ Константина Абрамова, возможно лишь при заметной активности компании в сегменте «медиа и маркетинг». При этом К.Абрамов не раскрывает методики телеизмерений, которой будут руководствоваться во «ВЦИОМ Медиа», а также особенностей организации этого процесса, но подчеркивает, что в случае принятия соответствующего законопроекта, «ВЦИОМ Медиа» будет действовать в рамках установленных норм.

Отметим, что федеральные вещатели, в целом поддержали законопроект № 1092053-6. Так, на расширенном заседании комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, прошедшем 16 июня 2016 года, представители «Первого канала», ВГТРК, «СТС Медиа», Национальной медиа группы пришли к общему мнению о том, что предложенные поправки будут способствовать расширению выборки проводимых исследований телевизионной аудитории. Однако представители медиасферы попросили законодателей сдвинуть сроки вступления поправок в законную силу, чтобы отрасль не лишилась львиной доли финансирования от рекламодателей. Отметим, что согласно данным, опубликованным Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), рынок телерекламы в стране в 2015 году претерпел существенное сокращение (порядка 14%) и в настоящее время оценивается в пределах 136,7 млрд. рублей. Предполагается, что в случае принятия законопроекта, поправки вступят в законную силу со дня их официального опубликования. При этом 2 статья, регулирующая использование полученных вследствие изучения телевизионной аудитории данных для размещения рекламы на телеканалах, вступит в силу только 1 сентября 2017 года. 

Комментарии (0)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Раздел не найден.