Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Итоги мониторинга работы сайтов избирательных комиссий в рамках освещения избирательных кампаний единого дня голосования 14 октября 2012 года

А. Ларионов, советник РЦОИТ при ЦИК России 

Итоги мониторинга работы сайтов избирательных комиссий по освещению избирательных кампаний в единый день голосования 14 октября 2012 года

Одним из основных показателей эффективности организации избирательного процесса является открытость и прозрачность деятельности избирательных комиссий при проведении избирательных кампаний и в межвыборный период. Инструментом открытости и прозрачности работы избирательных комиссий являются их официальные интернет-сайты.

В этой связи, в период подготовки и проведения выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления сотрудниками РЦОИТ при ЦИК России был произведен анализ сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Данный анализ, проведенный с середины августа по 14 октября 2012 года, показал, что сайты избирательных комиссий, во-первых, соответствуют законодательству и нормативно-правовым актам, с точки зрения их организации, учреждения, доступности, наличия, полноты и достоверности размещаемой информации. Во-вторых, практически на всех сайтах избирательных комиссий, организовывавших выборы в единый день голосования – 14 октября 2012 года, информация о выборах размещалась своевременно и регулярно. В-третьих, на сайтах за небольшим исключением обеспечивалась доступность информации для слабовидящих лиц посредством создания специальных ресурсов. В-четвертых, практически все сайты имеют навигационную карту, что облегчает поиск информации для пользователей.

Обращает на себя внимание работа избирательных комиссий, которые разрабатывают и информационно наполняют свои сайты на двух языках. Одним из примеров такой открытости является сайт Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, который имеет четкую структуру разделов по различным направлениям деятельности Комиссии и удобный навигационный аппарат, что существенно облегчает поиск необходимой информации.

Обращает на себя внимание опыт работы Избирательной комиссии Амурской области, создавшей достаточно качественный ресурс для слабовидящих пользователей сайта.

В рамках освещения прошедших избирательных кампаний 14 октября 2012 года, практически на всех сайтах комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований были созданы специальные разделы, перейдя по которым можно было свободно ознакомиться с целым рядом материалов.

Во-первых, со сведениями о зарегистрированных кандидатах и избирательных объединениях, которые размещались своевременно и регулярно.

Во-вторых, с календарными планами мероприятий по подготовке и проведению выборов, которые снимали все вопросы, что, когда, где и как будет происходить в избирательном процессе.  

В-третьих, со сведениями о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, что позволяло гражданам контролировать их финансовые расходы.

В-четвертых, с методическими материалами для организаторов выборов, разъяснительными материалами для других различных категорий участников избирательного процесса, освещением текущей деятельности Избирательной комиссии.

Все это, безусловно, свидетельствует о возросшей культуре в работе избирательных комиссий, использующих интернет для открытости и доступности информации по выборам. Так, на многих сайтах избирательных комиссий, вышеназванные разделы, были оформлены в виде красочных баннеров на главных страницах. Это позволило существенно снизить время поиска информации о проводимых выборах, а также повысить интерес к ним со стороны участников избирательного процесса.

В качестве примера можно привести сайт Избирательной комиссии Пензенской области, в которой проходили выборы депутатов Законодательного собрания. На главной странице сайта размещены оригинально оформленные баннеры-ссылки на подробную информацию об избирательных кампаниях различного уровня, начиная с 2009 года. Это повышает как информированность, так и правовую культуру избирателей. 

Кроме того, на сайтах избирательных комиссий были созданы специальные ссылки, перейдя по которым граждане могли оперативно найти себя в списках избирателей и адрес своего избирательного участка. Эта новая информационно-коммуникативная технология, безусловно, повышала степень доступности граждан к избирательному процессу, делала его более открытым.

Для проверки собственных знаний в области избирательного права для организаторов выборов на сайте комиссий был размещен разработанный ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России тест для проверки знаний членов участковых избирательных комиссий.

Например, на сайте Избирательной комиссии Новгородской области данная программа тестирования находится в открытом доступе в разделе по выборам Губернатора Новгородской области 14 октября 2012 года.

В новостных разделах сайтов регулярно размещалась текущая информация о ходе избирательных кампаний, в том числе, информация об обучении организаторов выборов, проведении представителями Комиссии различных мероприятий для избирателей, консультативных мероприятиях с кандидатами, представителями СМИ, органов государственной власти и местного с амоуправления, правоохранительных органов и др.

В этой связи одним из самых интересных и регулярно наполняемых новостных разделов сайтов среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, организовывавших выборы губернаторов и депутатов законодательных собраний, является новостной раздел сайта Избирательной комиссии Белгородской области. В качестве положительного опыта работы Избирательной комиссии Белгородской области можно отметить и ссылки на главной странице сайта на информацию о «горячей линии» связи с избирателями, ресурса для избирателей по поиску своего избирательного участка. 

Обращает на себя внимание и другой передовой опыт. Так, в разделе «Издательская деятельность» выложена фильмотека комиссии с видеоотчетами о проведении мероприятий по повышению правовой культуры молодежи и видеофильмом «Право на выбор». Это повышает уровень правового обучения молодых избирателей, способствует качественной обратной связи с ними избирательной комиссии. На наш взгляд, этот опыт, безусловно, полезен для применения другими избирательными комиссиями.

Кроме того, стоит учесть работу и ряда других интернет-сайтов избирательных комиссий по повышению правовой культуры участников избирательного процесса и обучению организаторов выборов.

Так, на сайте Избирательной комиссии Рязанской области размещена Целевая программа «Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Рязанской области на 2010 - 2012 годы». 

Сайт Избирательной комиссии Сахалинской области содержит фото отчеты о проведении официальных мероприятий Комиссии и мероприятий по повышению правовой культуры различных категорий участников избирательного процесса.

На сайте избирательной комиссии Брянской области опубликована учебная программа «Информационное сопровождение выборов и референдумов» для дистанционного обучения представителей СМИ по вопросам информационного сопровождения выборов.

Вместе с тем, практически на всех сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отсутствует возможность просмотра видео трансляций их заседаний, а также видеозаписей с других мероприятий, проводимых комиссиями (пресс-конференции, брифинги, круглые столы и пр.).

Исключением в данном вопросе является возможности сайта Избирательной комиссии Краснодарского края, где проводились выборы депутатов Законодательного собрания.

Например, на сайте можно просматривать заседания комиссии в режиме он-лайн. Помимо этого на сайте выложены видеоролики по итогам проведения мероприятий по повышению правовой культуры различных категорий участников избирательного процесса. Наличие данного ресурса существенно увеличивает уровень прозрачности работы самой комиссии и ход проведения избирательных кампаний на территории края. 

Таким образом, по итогам мониторинга сайтов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований можно сделать вывод о том, что организаторы выборов в период подготовки и проведения единого дня голосования 14 октября 2012 года ответственно и компетентно подошли к освещению своей деятельности в сети интернет. Это позволило, на наш взгляд, повысить интерес к избирательному процессу широкой аудитории избирателей и, как следствие, увеличить их информированность о выборах, поднять уровень правовой культуры и доверия к выборам российских граждан.