Правовая регламентация и практика социологического сопровождения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва

Правовая регламентация и практика социологического сопровождения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва

Виктория  Горбатова,
  заместитель начальника отдела совершенствования избирательных технологий РЦОИТ при ЦИК России  


Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва отличалась активной работой экспертного сообщества, социологических организаций и средств массовой информации. На страницах российских и зарубежных научных и научно-публицистических изданий регулярно появлялись материалы, посвященные анализу хода избирательного процесса в целом, а также деятельности отдельных его субъектов (политических партий, структур гражданского общества, собственно экспертно-социологических организаций и средств массовой информации). Традиционно пристальное внимание экспертов привлекло изучение итогов голосования, сопоставление их с результатами предыдущего федерального электорального цикла, а также с оценками, полученными посредством построения электоральных прогнозов.

Одним из таких материалов стала статья доктора социологических наук, профессора Российского университета дружбы народов, старшего научного сотрудника факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Ларисы Николаевны Федотовой «Результаты выборов в Госдуму – 2011: социологический анализ», опубликованная в журнале «Сравнительная политика» № 2 за 2012 год. В ней автор, в частности, исследует проблему несовпадения результатов прогнозов социологических организаций с реальными итогами голосования на примере выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, состоявшихся 4 декабря 2011 года.

В теоретическом отношении указанная статья является весьма интересной, поскольку содержит в систематизированном виде большинство наиболее значимых теоретико-методологических подходов к анализу обозначенной проблемы. Среди них и так называемая «спираль умолчания» Э. Ноэль-Нойман (несовпадение декларативных намерений избирателя с его реальными предпочтениями), и дискуссия о величине предельной ошибки качественной выборки, и адекватный учет большого количества неопределившихся избирателей как самостоятельные методологические проблемы при формировании электоральных прогнозов. Автором также выделяются такие важные аспекты, определяющие сложность электорального прогнозирования, как временной фактор (предполагается, что чем ближе проведение опроса по времени подходит ко дню голосования, тем точнее будут выражать совокупное мнение избирателей его результаты, и, следовательно, более точным будет итоговый электоральный прогноз) и психологические особенности респондентов. Справедливо большое внимание автор уделяет и практике проведения применительно к электоральной проблематике интернет-опросов.

Вместе с тем обращает на себя внимание некоторая неточность, имеющаяся в статье при описании ограничений на обнародование электоральных прогнозов накануне дня голосования в Российской Федерации и за рубежом. В частности, автор отмечает, что «по решению ЦИК, начиная с 29.11.2011 г., центры (социологические центры – прим. авт.) уже не могли обнародовать свои прогнозы (и такие ограничения – это общемировая практика)»1. Стоит особо обратить внимание на тот факт, что «мораторий» на опубликование результатов опросов общественного мнения  и электоральных прогнозов является предметом регулирования федерального и регионального избирательного законодательства и не устанавливается постановлениями ЦИК России. В частности, п. 3 ст. 46 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещает публикацию (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами (в том числе в сети Интернет), в течение пяти дней до дня голосования, а также собственно в день голосования2.

Кроме того, федеральный законодатель регламентирует и некоторые другие аспекты, связанные с проведением опросов общественного мнения по избирательной проблематике и публикацией полученных результатов. В частности, п. 2 ст. 46 вышеуказанного Федерального закона предусматривает, что при публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, необходимо также указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион опроса, точную формулировку вопроса, величину возможной погрешности, а также данные о заказчиках исследования.

Одним из примеров наиболее подробной регламентации проведения электоральных опросов на региональном уровне выступает Закон Краснодарского края от 21 августа 2007 года № 1315-КЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края». В пункте 4 статьи 37 «Опросы общественного мнения» указанного Закона региональные законодатели детально регламентируют порядок проведения опросов на выходе из избирательных участков (или экзитполов), несмотря на отсутствие федерального регулирования в этой области.

В целом, полнота и «академический» подход автора статьи к анализу теоретико-методологической проблематики, связанной с электоральным прогнозированием, оставляют положительное впечатление. Однако с практической точки зрения, для наиболее полного исследования опыта социологического сопровождения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 года, как представляется, не хватает определенных эмпирических данных. В своей работе при исследовании отечественного опыта электорального прогнозирования автор в основном ссылается на результаты социологических исследований таких крупных российских служб как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр). Региональный уровень опросов общественного мнения из анализа выпадает. Вместе с тем расширение охвата исследования позволяет обозначить ряд существенных проблем в электоральном прогнозировании, которые остались незамеченными автором, а именно: ограниченность единственного метода при формировании качественного электорального прогноза, необходимость использования нескольких методов одновременно (например, массовый опрос населения и экспертные оценки); определенная зависимость электорального прогноза социологической организации от ее региональной принадлежности и прочее.

Традиционно подобные «расширенные» исследования работы отечественного экспертно-социологического сообщества по электоральному прогнозированию в преддверие федеральных избирательных кампаний проводит Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ при ЦИК России). Прогнозные оценки итогов голосования поступают от российских экспертно-социологических служб и, в дальнейшем, рассматриваются на конкурсной основе. При проведении конкурса социологических прогнозов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 года с целью привлечения к участию в нем социологических организаций разного уровня, прежде всего, тех, кто ведет исследования преимущественно в субъектах Российской Федерации, РЦОИТ при ЦИК России предоставил возможность подачи заявок в электронном виде. В общей сложности участие в конкурсе приняли 23 организации, при этом порядка половины из них представляли субъекты Российской Федерации. Заявки поступили из таких городов как Астрахань, Брянск, Владивосток, Краснодар, Пермь, Санкт-Петербург, Саранск, Тюмень, Якутск и Ярославль (см. табл. 1).

Таблица 1. Перечень организаций-участников конкурса социологических прогнозов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 года

№ п/п

Наименование социологических организаций-участников Конкурса

Город

1

Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр)

Москва

2

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Москва

3

Институт социальных исследований

Москва

4

Институт сравнительных социальных исследований (ЦеССИ)

Москва

5

Исследовательская группа «Регион-М»

Саранск

6

Исследовательский центр «ДИСКУРС»

Москва

7

Консалтинг АБВ

Астрахань

8

Лин-Кор

Ярославль

9

Маркетинговые и инвестиционные проекты

Москва

10

Научно-технический центр «Перспектива»

Тюмень

11

Независимая исследовательская компания «Башкирова и партнеры»

Москва

12

Некоммерческий фонд «Исследования проблем демократии»

Москва

13

Социологическая служба «Барометр»

Москва

14

Социологическое агентство «Supervisor»

Пермь

15

Финтраст Консалтинг

Брянск

16

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ)

Москва

17

Фонд «Петербургская политика»

Санкт-Петербург

18

Центр высоких гуманитарных технологий

Якутск

19

Центр исследований общественного мнения «Глас народа»

Москва

20

Центр исследований политической культуры России

Москва

21

Центр коммуникативных технологий PRОПАГАНДА

Москва

22

Центр прикладной социологии и политологии

Краснодар

23

Центр социологических и маркетинговых исследований Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Владивосток



Надо сказать, что в рамках конкурса социологических прогнозов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 года региональные социологические организации активно конкурировали с крупнейшими общефедеральными службами. Некоторые из них стали победителями в ряде номинаций («наиболее точный прогноз доли голосов, поданных за победителя выборов» и «наиболее точный прогноз электоральной поддержки политических партий в субъектах Российской Федерации»)3.

Как свидетельствует опыт проведения указанных конкурсов, несмотря на все объективные сложности электорального прогнозирования, отечественные социологические службы демонстрируют профессионализм. Их прогнозные оценки в основном отражают результаты, полученные по итогам голосования и обнародованные ЦИК России. Кроме того, точность формируемых оценок свидетельствует о высокой прогнозируемости российского избирательного процесса, а неизменно растущее количество конкурсантов (в том числе и регионального уровня), – о заинтересованности экспертно-социологических служб отечественной электоральной проблематикой.
 


1 Федотова Л.Н. Результаты выборов в Госдуму – 2011: социологический анализ // Журнал «Сравнительная политика», 2012. № 2. – с. 113.
2 Примечание: аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 47 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) и в п. 3 ст. 53 Федерального закона от 18.05.2005 года № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
3 Подробнее см.: Итоги конкурса социологических прогнозов по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] / Российской центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России [сайт]. [2011]. URL: http://rcoit.ru/news/detail/16121/ (дата обращения – 04.02.2013).

Последние новости
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.