В рамках программы «Правовое обеспечение избирательного процесса» для членов (работников аппаратов) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, обеспечивающих правовое сопровождение деятельности избирательных комиссий, важной темой для обсуждения стали вопросы внедрения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг в деятельность избирательных комиссий.
Актуальность изучения указанной темы обусловлена вступлением в силу 1 января 2014 года Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон распространяет свое действие на государственные и муниципальные органы, учреждения и организации, имеющие бюджетное финансирование. К их числу относятся и избирательные комиссии.
Для проведения обучения были приглашены специалисты Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА): доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Л.В. Андреева, автор следующих основных трудов: «Коммерческое право: учебник» (3-е изд. М., 2012); «Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование» (М., 2011) и кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права В.Е. Белов, автор монографии «Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование» (М., 2011), имеет публикации в научно-практических журналах, в том числе «Правовое регулирование размещения государственных заказов» (Право и экономика. 2005. № 2).
От Центральной избирательной комиссии Российской Федерации выступали секретарь ЦИК России Н.Е. Конкин, начальник Правового управления С.М. Алёшкин и заместитель руководителя РЦОИТ при ЦИК России В.И. Кривцов.
Основные темы, которые изучали слушатели, касались новаций Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядка создания и деятельности контрактных служб в избирательных комиссиях, способов определения поставщиков, соотношения сроков реализации закупочных процедур со сроками проведения избирательных кампаний, порядка заключения и обеспечения исполнения государственного контракта, централизации закупок.
Также были обсуждены практические аспекты применения Федерального закона № 44-ФЗ в деятельности избирательных комиссий, в частности, проблемы осуществления закупок территориальными избирательными комиссиями, не обладающими статусом юридического лица. Активное участие в дискуссии принимали представители избирательных комиссий, официально прошедшие обучение по контрактной системе (Л.В.Свиридова, А.Г.Кучумов, И.Г.Куценко, Н.Н.Прилуцкая и Т.Н.Душкова).
После лекций участники обучения имели возможность задать вопросы лекторам. Наибольший интерес вызвали темы подготовки обоснования цены конкурсных процедур, проведения малых закупок, а также осуществления централизации закупок.
По результатам учебного курса проводится итоговое тестирование слушателей, в том числе по вопросам, связанным с правовым регулированием в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Все слушатели успешно прошли тестирование.
Исходя из положительного опыта проведения обучения по курсу «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг в избирательных комиссиях», а также большого интереса представителей избирательных комиссий к данной теме, в связи с наличием ряда проблем при внедрении контрактной системы, планируется обобщение правоприменительной практики в этой сфере за 2014 год и подготовка соответствующих методических рекомендаций.