Опыт взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с высшими учебными заведениями по вопросам обучения, повышения квалификации и подготовки кадрового резерва организаторов выборов
14 ноября в рамках III Всероссийской научно-практической конференции «Референдумы и выборы как высшая форма непосредственной демократии в России» на площадке Московской областной Думы прошло заседание «круглого стола» на тему: «Взаимодействие избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с высшими учебными заведениями по вопросам обучения, повышения квалификации и подготовки кадрового резерва организаторов выборов».
В заседании приняли участие председатель Избирательной комиссии Московской области И.Р. Вильданов, председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов, руководители профильных комитетов и депутаты Московской областной Думы, председатели 15 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, представители научного сообщества, средств массовой информации.
Основным докладчиком выступил руководитель РЦОИТ при ЦИК России А.В. Иванченко. Тема профессионализации работы организаторов выборов достаточно обширна как в историческом, так и в образовательном контексте. Александр Иванченко представил обзор основных этапов становления современной российской избирательной системы и отметил, что организация выборов как профессия стала развиваться с принятия в 1994 году Закона об основных гарантиях избирательных прав. Тогда ключевым разделом Закона стало регламентирование системы избирательных комиссий, их статуса и порядка формирования. За 20 лет практической работы была отстроена верхняя часть избирательной системы – на уровне ЦИК России и избирательных комиссий субъектов РФ. На современном этапе стоит задача встроить в единую систему избирательных комиссий территориальные и участковые избирательные комиссии. И если участковые комиссии уже перешли на 5-летний срок полномочий, то пока не до конца определён профессиональный статус территориальных избирательных комиссий.
Как отметил Руководитель РЦОИТ при ЦИК России, надо понимать, что к проведению каждой избирательной кампании, федерального, регионального и муниципального уровней, необходимо готовиться целенаправленно.
На сегодняшний день назрела необходимость построения новой системы профессиональной подготовки кадров территориального и участкового уровня, а также системы подготовки кадрового резерва избирательных комиссий. И в этом направлении серьёзную роль играет взаимодействие избирательных комиссий с ведущими профильными юридическими вузами России.
На федеральном уровне, сказал Александр Иванченко, многолетнее взаимодействие с ведущими высшими учебными заведениями Российской Федерации по вопросам обучения и повышения квалификации кадров избирательной системы, а также повышения правовой культуры других участников избирательной процесса осуществляют ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России. РЦОИТ при ЦИК России на контрактной основе организует обучение студентов юридических факультетов на специализированных курсах по избирательному праву и процессу. Примером такого взаимодействия может служить многолетнее сотрудничество с МГЮА им. О.Е. Кутафина, РАНХ и ГС при Президенте РФ. По примеру ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России в ряде регионов избирательные комиссии (г.Москва, г.Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ставропольский край, Белгородская, Иркутская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Орловская области и ряд других) осуществляют работу с вузами в области организации спецкурсов по избирательному праву. Позитивный опыт взаимодействия с профильными юридическими вузами необходимо анализировать и расширять.
Спецкурс проводится для студентов и аспирантов в МГЮА им. О.Е. Кутафина почти 20 лет, сначала по безвозмездному договору с РЦОИТ при России, теперь этот проект ВУЗ реализует на конкурсной основе. В качестве преподавателей спецкурса приглашаются члены ЦИК России, Аппарата ЦИК России, профессорско-преподавательский состав МГЮА. В ходе обучения используются разные формы подачи материала – это учебные фильмы и методические разработки РЦОИТ при ЦИК России, лекции, практические занятия, «круглые столы» и конференции с участием ведущих экспертов в области избирательного права, представителей политических партий.
В итоге слушатели курса продолжают научную работу в области избирательного права и процесса, находят применение полученным навыкам в качестве членов избирательных комиссий или их аппаратов, в том числе в ЦИК России. Основываясь на многолетнем опыте проведения обучения, в перспективе, как сообщила Г.Д. Садовникова, на базе МГЮА планируется создать Центр избирательного права.
Руководитель РЦОИТ при ЦИК России А.В. Иванченко уточнил, сотрудничество ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России с МГЮА позволило и вузу выйти на новый уровень серьёзных исследовательских проектов в области избирательного права, которые носят чрезвычайно актуальный теоретический и прикладной характер. У каждой региональной избирательной комиссии должен быть пул представителей регионального научного сообщества, которые способны провести систематизацию опыта развития избирательного законодательства и технологий. Это один из вызовов времени, которому необходимо соответствовать.
Первое, на что обратил внимание присутствующих Валерий Чайников, это то, что в Свердловской области из 80 территориальных избирательных комиссии в 69 председатели работают на профессиональной основе. Поэтому профессиональная подготовка членов территориальных избирательных комиссий в регионе весьма актуальна. В 2014 году были проведены аукционы на право проведения обучающих мероприятий для председателей ТИК. Обучение будет проводиться на базе Уральского государственного юридического университета в Екатеринбурге. Занятия будут проводить профессора и преподаватели УрГЮУ, которые рассмотрят как теоретические, так и практические вопросы работы ТИК. Подобные занятия будут проведенены и на базе ТИК Нижнего Тагила, где планируется обучить одновременно 3 тысячи членов избирательных комиссий в ходе 4-х занятий в очном режиме. При этом вопросы участия слушателей из отдалённых территорий в очных обучающих мероприятиях решаются совместно с органами местного самоуправления.
Второй аспект взаимодействия с вузами, который затронул Валерий Чайников, это решение вопросов о целевой подготовке кадров избирательных комиссий на базе профильных вузов. В Свердловской области таким вузом является Уральский государственный юридический университет. За счёт регионального бюджета в 2014 году в университете было открыто 18 бюджетных мест для обучения победителей конкурсов и олимпиад по избирательному праву. Также за счёт регионального бюджета в университете проходят обучение 18 членов территориальных и участковых избирательных комиссий, сотрудники аппарата Избирательной комиссии Свердловской области. В 2015 учебном году планируется финансирование порядка 40 бюджетных мест для подготовки кадров избирательной системы региона. В решении этого вопроса, избирательная комиссия региона получила поддержку ЦИК России и Министерства образования РФ.
На сегодняшний день в составе избирательной комиссии Свердловской области и аппарата комиссии работают бывшие победители правовых олимпиад, кандидаты наук, преподаватели вузов. Параллельно с обучением кадрового состава избирательных комиссий, как отметил Валерий Аркадьевич, в Свердловской области проводится планомерная работа с молодыми и будущими избирателями, в том числе – обучение молодых наблюдателей. К единому дню голосования 2015 года планируется обучить порядка 1000 молодых юристов, и это обучение будет проводиться совместно с УрГЮУ.
Руководитель РЦОИТ при ЦИК России Александр Иванченко дополнил выступление Валерия Чайникова предложением сопровождать целевое обучение бюджетников стажировками, обязательным прохождением практики в избирательных комиссиях. Только при активном взаимодействии с региональными и территориальными избирательными комиссиями эти студенты пополнят ряды штатных организаторов выборов. Кроме того, Александр Владимирович поднял ещё одну тему о профессиональной подготовке кадров территориальных избирательных комиссий. Речь идёт о специализированном дайджесте СМИ для членов ТИК, который РЦОИТ при ЦИК России еженедельно готовит и размещает по рассылке на своём интернет-портале. Подписка на дайджест чрезвычайно важна для поддержания уровня профессионализма руководителей и членов территориальных комиссий. Необходимо, чтобы они постоянно были в курсе электоральных новостей и событий, вовлечены в единое информационное пространство российской избирательной системы.
К обсуждению вопросов профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий подключились другие участники «круглого стола». Так, председатель ЦИК Республики Башкортостан Х.А. Валеев, рассказал о республиканской практике организации обучения членов 69 территориальных избирательных комиссий, из которых руководители 61-й комиссии работают на освобождённой основе. Обучение членов УИК проводится два раза в год на обучающих семинарах по кустовой схеме – на базе территориальных комиссий. Для проведения обучения в Башкирии также привлекают учёных, экспертов, опытных сотрудников избирательных комиссий.
Председатель ЦИК Чувашской Республики А.И. Цветков дополнил обсуждение вопроса формирования кадрового резерва избирательных комиссий предложением включать в кадровый резерв членов молодёжных избирательных комиссий. В этом случае, по мнению Александра Ивановича, можно будет избежать лишних проблем и частых ротаций накануне выборов. Участники «круглого стола» поддержали данное предложение и приняли решение изучить практику формирования кадрового резерва участкового и территориального уровней.
Прозвучал и ряд предложений от председателя Избирательной комиссии Приморского края Т.В. Гладких, которая также говорила о проблемах профессионализации работы ТИКов. Чтобы перевести их деятельность на постоянную основу, необходимо внести ряд изменений в законодательство по обеспечению деятельности госорганов. В Приморском крае используют и дистанционные формы обучения, но их, как показывает практика, необходимо сочетать и с очными формами обучающих мероприятий. В связи с этим было предложено рассмотреть вопрос о финансировании транспортных расходов, который остро встаёт при организации обучения членов участковых избирательных комиссий, которые находятся в отдалённых территориях.