Новеллы избирательного законодательства

Новеллы избирательного законодательства



27 марта 2013 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а 2 апреля 2013 года был подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

1. Что касается первого из названных федеральных законов, то он был разработан в целях совершенствования отдельных избирательных процедур на выборах всех уровней.

С учетом практики применения норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) на прошедших в 2011-2012 годах избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации, а также на совмещенных с ними выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, предлагается сократить сроки осуществления участковыми комиссиями отдельных избирательных действий и действий по проведению референдума, а именно: сократить с 20 до 10 дней составление списков избирателей, участников референдума, выдачу открепительных удостоверений, проведение досрочного голосования в помещениях комиссий референдума, оповещение избирателей, участников референдума о дне и месте проведения голосования.

Вместе с тем, с учетом установления в качестве единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах второго воскресенья сентября, увеличены сроки проведения досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, на полярных станциях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании с 15 до 20 дней до дня голосования ввиду того, что в летне-осенний период транспортное сообщение с указанными местами затруднено, что осложняет возможности проведения досрочного голосования групп избирателей (Республика Саха (Якутия), регионы Крайнего Севера, Сибири).

Также принятым Федеральным законом устраняются некоторые пробелы в правовом регулировании, выявившиеся в связи с применением Федерального закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ.

В частности, закрепляется возможность утверждения новой схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов до истечения срока (по № 157-ФЗ) 10 лет, на который была утверждена прежняя схема, которая не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования. 

В этом случае законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока. 

В Федеральный закон об основных гарантиях внесены изменения, касающиеся статуса избирательных участков: уточнено, что избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума. Также уточнено, что при проведении референдума участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Кроме того, предусмотрено продление срока полномочий участковой избирательной комиссии, истекающего в период избирательной кампании, до ее окончания.

С учетом осуществляющегося формирования в границах избирательных участков участковых избирательных комиссий на пятилетний срок полномочий предусмотрено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования не только на территориальную комиссию, но и на участковую комиссию, действующую в границах этого муниципального образования.

В принятом Федеральном законе устанавливается, что вне периода избирательной кампании, периода со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена участковой комиссии не позднее чем в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии, а не в месячный срок, как это было ранее. Это сделано в связи с тем, что в межвыборный период отсутствует необходимость восполнения вакансий в участковых комиссиях в кратчайшие сроки.

Учитывая пожелания регионов и возникающие на практике проблемы применения подпункта «л» пункта 1 статьи 29 Федерального закона об основных гарантиях, согласно которому не может быть членом комиссии с правом решающего голоса лицо, находящееся в непосредственном подчинении у кандидата, в пункт 7 указанной статьи внесены изменения, предусматривающие, что полномочия члена комиссии приостанавливаются не только в случае наличия родственных связей с кандидатом, но и в случае наличия непосредственного подчинения кандидату. Кроме того, действие данной нормы распространено не только на члена комиссии, работающего в ней на постоянной (штатной) основе, но и на всех членов комиссий всех уровней с правом решающего голоса.

В полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации включено установление единой нумерации избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации.

Новым Федеральным законом определен порядок размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, в том числе на изготовление бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов. Заказы размещаются у исполнителей (подрядчиков), которые определяются Правительством Российской Федерации по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в пять лет.

Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, может осуществляться комиссиями в соответствии с утвержденной бюджетной росписью соответствующего бюджета до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума.

В статье 66 Федерального закона об основных гарантиях уточняется, что заявления (устные обращения) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования могут быть поданы в участковую избирательную комиссию не в любое время после ее сформирования, а в течение 10 дней до дня голосования.

В Федеральный закон об основных гарантиях включена норма, позволяющая составлять протокол об итогах голосования в электронном виде, при этом для протокола, составленного на бумажном носителе, сохраняется требование о его составлении на одном листе и заверении его печатью участковой комиссии. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе. Второй экземпляр протокола, составленного в электронном виде, изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. 

Также предусмотрено, что схема избирательных округов для проведения ближайших выборов должна быть утверждена не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования, а не за один год, как это было установлено ранее. Если такая схема не утверждена уполномоченным органом, то она утверждается комиссией, организующей выборы.

2. Второй Федеральный закон, о котором упоминалось выше (№ 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») устанавливает возможность определения законом субъекта Российской Федерации иного, отличного от общего порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – избрание указанного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации по предложениям политических партий, представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

При этом каждая из указанных партий предлагает Президенту Российской Федерации не более трех кандидатур, которые могут являться членами данной или иной политической партии, а также не состоять членами политических партий. 

Порядок внесения Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается новой статьей 263 Федерального закона «О политических партиях». 

Законопроектом предусматривается вменить в обязанность политическим партиям до представления указанных кандидатур Президенту Российской Федерации проводить консультации с политическими партиями, не имеющими права представлять Президенту Российской Федерации кандидатуры для выдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и зарегистрировавшими свое региональное отделение в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок проведения таких консультаций определяется Федеральным законом «О политических партиях».

Такие предложения вправе вносить политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты) в действующем на день внесения Президенту Российской Федерации указанных предложений законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также вправе вносить Президенту Российской Федерации политические партии, федеральные списки кандидатов которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущены к распределению депутатских мандатов.

Предложения о кандидатурах вносятся Президенту Российской Федерации не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Вместе с предложениями о кандидатурах политические партии представляют Президенту Российской Федерации по каждой кандидатуре:

а) заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии на выдвижение его кандидатом с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий) выдвинутого лица. Если выдвинутое лицо является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Выдвинутое лицо вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения;
б) копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина;
в) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что выдвинутое лицо является депутатом;
г) сведения о размере и об источниках доходов выдвинутого лица, а также об имуществе, принадлежащем выдвинутому лицу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах;
д) сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе, о вкладах в банках, ценных бумагах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей выдвинутого лица;
е) сведения о принадлежащем выдвинутому лицу, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации выдвинутого лица, а также сведения о таких обязательствах его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
ж) сведения о расходах выдвинутого лица, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход выдвинутого лица и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Выдвинутое лицо обязано к моменту внесения его кандидатуры Президенту Российской Федерации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов.

Президент Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) из предложенных ему кандидатур представляет трех кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. 

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представление Президентом Российской Федерации таких трех кандидатов осуществляется в срок, не превышающий 50 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

При этом порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

В статью 33 Федерального закона об основных гарантиях внесены изменения, согласно которым кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Порядок проверки этих сведений устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Кроме того, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязан к моменту его регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов. В ближайшее время планируется разработка законопроекта, предусматривающего конституционно-правовые санкции (отказ в регистрации, отмена регистрации) за нарушение кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) этих требований.


Последние новости
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.