Госдума отклонила ряд законопроектов в сфере выборов

Госдума отклонила ряд законопроектов в сфере выборов

В марте 2015 года Государственная Дума Российской Федерации рассмотрела и отклонила ряд законопроектов в сфере избирательного процесса, касающихся порядка применения «муниципального фильтра», механизма самовыдвижения кандидатов на выборах, а также административных санкций за вынос бюллетеней из помещения для голосования.

Одним из отклоненных законопроектов стал внесённый группой депутатов фракции КПРФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предполагающий отмену нотариально заверенных подписей муниципальных депутатов и избранных глав местного самоуправления в поддержку кандидатов на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, выдвигаемых политическими партиями (так называемого «муниципального фильтра»). По мнению авторов законопроекта, данная норма не соответствует современным политическим реалиям. 


В целях обеспечения единообразия федерального правового регулирования в сфере выборного законодательства, законопроектом предполагалось при выдвижении политическими партиями кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации применить нормы, аналогичные правовым нормам, регламентирующим выдвижение политическими партиями кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Отметим, что тема «муниципального фильтра» обсуждается давно и почти всегда вызывает острые дискуссии в политической и экспертной среде, а нередко, и открытую критику со стороны ряда политических партий.

Отклоненный документ предусматривал также закрепление положения о возможности самовыдвижения кандидатов на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В действующей редакции закона принятие указанной нормы отдано на откуп самих субъектов.


Кроме того, депутатами был отклонен и другой законопроект КПРФ «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Документом предполагалось установить норму, согласно которой депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах Глава муниципального образования может поддержать неограниченное число кандидатов, выдвинутых любыми политическими партиями, а также участвовать в выборах в порядке самовыдвижения. В ходе обсуждения норм указанного законопроекта, заместитель Председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Дмитрий Вяткин отметил, что отмена правила «один депутат – один голос приведет к злоупотреблениям в избирательной кампании».

В рамках парламентского заседания депутатами был отклонен и законопроект «О внесении изменений в статьи 5.2 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Предлагавшиеся поправки предусматривали запрет для избирателей (участников референдума) выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования и установление санкции за совершение данного правонарушения в виде штрафа: для граждан - в размере от двух до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - в размере от десяти до двадцати тысяч рублей. По замыслу автора законопроекта, депутата Государственной Думы от ЛДПР Алексея Диденко, данная инициатива должна была позволить пресечь использование противоправных избирательных технологий, включающих в себя, в том числе, и покупку голосов неблагополучных избирателей (так называемых «каруселей», «ромашек», «ручейков» и т.д.).


Кстати, Глава ЦИК России Владимир Чуров выступил за стабильность в избирательном законодательстве до выборов депутатов Государственной Думы 2016 года. Об этом он заявил на недавнем совместном заседании Экспертной группы при Председателе ЦИК России. По его мнению, возможно внесение лишь технических поправок, связанных с «гармонизацией» норм законодательства и оптимизацией финансовых затрат. Так, В.Чуров отметил, что ЦИК России в рамках действующего законодательства рекомендует возложить обязанности окружных избирательных комиссий на территориальные избирательные комиссии, а также оптимизировать затраты на голосование избирателей, проживающих в труднодоступных и удаленных территориях.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.