Федеративная Республика Германия: выборы в парламент

Федеративная Республика Германия: выборы в парламент

Федеративная Республика Германия: выборы в парламент

Бундестаг Федеративной Республики Германия – германский парламент – является высшим законодательным органом страны. Деятельность Бундестага регламентируется статьями 38–49 Конституции ФРГ, принятой  23 мая 1949 года. Согласно Конституции Бундестаг принимает законы, ратифицирует международные договоры, избирает федерального канцлера и федеральных судей, контролирует деятельность кабинета министров, утверждает федеральный бюджет, выносит решения об объявлении состояния обороны.


Бундестаг избирается сроком на 4 года путем всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании лицами, достигшими 18 лет. Право быть избранным имеет лицо, являющееся германским гражданином не менее года и достигшее на день выборов совершеннолетия (18 лет).

На выборах в Бундестаг применяется смешанная избирательная система: половина от общего числа депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе, другая половина – в многомандатных избирательных округах по пропорциональной системе через земельные партийные списки. В некоторых случаях возможно предоставление депутатам дополнительных мандатов.

Процесс допуска партии к федеральным выборам в Германии достаточно прост. Кандидату-одномандатнику от любой партии для допуска к парламентским выборам в одном округе достаточно собрать 200 подписей. Для партии, желающей идти на выборы по партийному списку, нужно представить 2000 подписей в каждой федеральной земле, где она хочет участвовать в выборах (в федеральных выборах в Бундестаг можно участвовать даже в том случае, если партийный список выставляется на голосование только в одной земле). 

Если же партия, до этого никогда не попадавшая в органы власти, хочет участвовать в парламентских выборах и быть помещенной в бюллетени, розданные на всей территории страны, ей нужно собрать всего 32 000  подписей – по 2000 в каждой из  16 федеральных земель. Вся территория Германии разделена на 299 одномандатных округов, от каждого из которых в Бундестаг избирается по одному депутату. Голосование по партийным спискам проходит в 16 многомандатных округах. Каждая федеральная земля представляет собой отдельный многомандатный округ, от которого избирается определенное число депутатов в соответствии с численностью населения федеральной земли. 


В каждом многомандатном округе партии представляют отдельные партийные списки. Другими словами, партия представляет 16 партийных списков – по одному в каждом округе (федеральной земле). Порог явки избирателей на парламентских выборах в Германии отсутствует. У каждого избирателя есть два голоса. Первый голос отдается за кандидата по избирательному округу (мажоритарная система). Вторым голосом избирается кандидат по земельному списку партии (пропорциональная система). При этом второй голос важнее первого, так как количество голосов, полученных каждой из партий, определяет состав Бундестага.
В одномандатных округах действует мажоритарная система простого большинства, при которой победителем становится кандидат, получивший больше голосов, чем любой другой. Депутатские полномочия, полученные по одномандатным округам, называются «прямыми мандатами».

После определения победителей в одномандатных округах проходит распределение второй половины депутатских кресел по пропорциональной системе. Сначала суммируется общее число набранных партиями «вторых» голосов и рассчитывается доля каждой партии от общего числа «вторых» голосов. Для дальнейшего распределения депутатских кресел на пропорциональной основе допускаются лишь партии, преодолевшие             5-процентный барьер (получившие более 5 % «вторых» голосов), либо партии, чьи кандидаты победили как минимум в трех одномандатных округах.

Представленные в Бундестаге партии создают парламентские фракции. Фракция может быть образована группой депутатов, насчитывающей не менее  5 процентов от общей численности Бундестага. 

Выборы 2013 года

22 сентября 2013 года в Германии состоялись парламентские выборы. Избирательные участки открылись в 8 часов утра. Более 60 миллионов избирателей было зарегистрировано для участия в выборах. Кроме известных партий – Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный союз (ХСС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая партия Германии (СвДП), Партия зеленых – в предвыборной гонке участвовали еще 30 небольших партий. Политический расклад по итогам голосования был следующим: ХДС/ХСС – 41,5 процента, СДПГ – 25,7 процента, Левые – 8,6 процента, Партия зеленых – 8,4 процента, СвДП –  4,8 процента, партия «Альтернатива для Германии» – 4,7 процента, Левоцентристская партия пиратов – 2,2 процента, прочие – 4,1 процента. 

Один из главных результатов германских выборов заключается в том, что в новом составе германского Бундестага на одну партию стало меньше. 

Основанная в 1949 году Либеральная партия свободных демократов выпала из политической системы. Послевоенная немецкая политическая система в ФРГ традиционно имела две партии: левую СДПГ и консервативную ХДС/ХСС. Однако для формирования однопартийного правительства ведущим партиям необходимо было набрать больше половины голосов избирателей. 

После середины 1960-х ни СДПГ, ни ХДС/ХСС уже не набирали более половины голосов германских избирателей. Поэтому существенно возросла роль СвДП, которая, получая более 5 процентов голосов, при формировании правительства могла устанавливать коалицию или с левой СДПГ, или с правой ХДС. Либеральная СвДП оформляла центр германской демократической политики. По причине ключевой роли в формировании коалиций, СвДП получила в Германии прозвище «делатель королей».  

В 2013 году на состоявшихся выборах члены Свободной демократической партии потерпели самое сокрушительное поражение за всю новейшую историю Германии. СвДП набрала менее 5 процентов голосов и впервые с 1949 года не представлена в Бундестаге. Либералы участвовали в формировании правительства ФРГ на протяжении 45 из 64 лет существования страны. С 1969 по 1998 год СвДП непрерывно входила в правительство, создавая по итогам выборов коалицию то с консерваторами, то с социал-демократами. В 2009 году СвДП вошла и в находящееся до сих пор у власти коалиционное правительство во главе с Ангелой Меркель, набрав 14,6 процента голосов и 93 депутатских мандата в Бундестаге. Всего за 4 года, прошедших с последних выборов, либералы сумели снизить свой рейтинг с 14,6 до 4,8 процента. Данное обстоятельство означает полное фиаско либеральной партии и лишь следующие четыре года покажут, сможет ли партия вернуться в большую германскую политику или нет. Новый Бундестаг стал первым за 19 лет, в котором представлено всего 4 партии. 

Ангела Меркель на пост федерального канцлера первый раз была избрана 22 ноября  2005 года, став одновременно первой женщиной-канцлером и самым молодым канцлером (на момент избрания ей исполнился 
51 год). Ее кандидатуру поддержали 397 депутатов Бундестага из 614. Для избрания А. Меркель необходимо было набрать не менее 308 голосов. На досрочных выборах в Бундестаг 18 сентября 2005 года блок ХДС/ХСС во главе с А. Меркель получил 35,2 процента голосов против 34,2 процента, отданных за основного конкурента – партию тогдашнего канцлера Герхарда Шредера СДПГ. В результате было сформировано коалиционное правительство ХДС/ХСС и СДПГ.

28 октября 2009 года А. Меркель была избрана канцлером Германии на второй срок. Ее кандидатуру в ходе тайного голосования поддержали 323 депутата Бундестага из 612 при необходимом абсолютном большинстве в 312 голосов. Победив на прошедших выборах, А. Меркель стала третьим канцлером в истории Германии, получившим право управлять страной третий срок подряд. Ранее это удавалось лишь Конраду Адэнауэру и Гельмуту Колю (оба побеждали на выборах по 4 раза подряд).


Ангела Меркель, по мнению многих, переживала заслуженный триумф. За 8 лет на посту канцлера она сумела уберечь Германию от глобального финансового кризиса и возможного распада Европейского Союза. Причина успеха –  в прагматизме и достижениях последних, в частности, четырех лет. Выиграв выборы, А. Меркель стала единственным мировым лидером, благополучно «прошедшим» эти сложные времена. Избиратель доволен и проголосовал соответствующим образом. Видимо, разделяя это мнение большинства, госпожа канцлер заявила на съезде Христианско-демократического союза (ХДС) еще в начале декабря, что ее нынешнее правительство «лучшее за все время после воссоединения Германии». 

«Мы многого достигли вместе. Я, так же как и вы, хочу, чтобы следующие четыре года прошли хорошо», – обратилась госпожа Меркель в открытом письме к гражданам Германии. До абсолютного большинства Ангеле Меркель и ХДС/ХСС не хватило всего 5 голосов. 

Партия «Альтернатива для Германии» дебютировала на выборах 2013 года и сразу едва не прошла в Бундестаг, показав результат на 1,7 процента больше, чем ей сулили предвыборные рейтинги. Новую партию можно считать наследницей созданной в сентябре 2012 года организации «Выборная альтернатива 2013», которая на выборах в ландтаг Нижней Саксонии поддержала независимых кандидатов. Однако в то время как «альтернативщики» выступали и продолжают выступать за «увеличение национального суверенитета», свободные избиратели предпочли поддержать Европу и признают «историческую необходимость европейского объединения» – здесь и пролегла линия разрыва, в результате чего было принято решение о создании собственной партии, готовой представлять себя на выборах. Тремя основными пунктами партийной программы партии «Альтернатива для Германии» являлись: ликвидация «режима евро», прекращение выдачи кредитов из средств Европейского валютного фонда и введение «прямой демократии». 

Основателем партии «Альтернатива для Германии» является 50-летний профессор экономики Гамбургского университета Бернд Люке, который в свое время заявил, что введение общеевропейской валюты было исторической ошибкой, которую необходимо исправить. Люке и его соратники считают, что Европа раскололась на обедневший Юг и экономически успешный Север именно в результате объединения евро. Один из самых известных представителей данной партии – крупный бизнесмен, бывший глава Федерального союза немецкой промышленности Х.О. Хенкель, автор книги «Спасите наши деньги» (2010), признал, что допустил 
«самую большую ошибку в своей жизни», поддержав в свое время идею единой валюты. 

Время для учреждения подобной партии было выбрано как нельзя кстати: газеты пестрили планами спасения Кипра. По мнению «альтернативщиков», ситуация с Кипром являла собой очередное подтверждение безвыходности политики Европейского Союза. Партия «Альтернатива для Германии» требовала роспуска Европейского валютного союза и предоставление возможности возвращения к национальным валютам. «Возвращение к немецкой марке не должно оставаться табуированной темой», − стояло в числе основных пунктов в трех-страничной предвыборной программе. 

На преобразования, которые, по мнению членов партии, необходимо провести в жизнь, они отводили 5 лет. Правда, новоиспеченная партия на момент проведения избирательной кампании не давала ответа на многие вопросы: как именно должно быть осуществлено возвращение к марке, что произойдет с другими европейскими странами и не окажется ли подобный переход «обратно» более дорогостоящим, чем план спасения отдельных стран из средств кризисного фонда. Бывшие соратники в лице независимых кандидатов видели успех прежде всего в новизне. 

Однако представители ХДС/ХСС все равно держали «Альтернативу для Германии» под пристальным наблюдением. Председатель фракции Фолькер Каудер обозначил факт появления подобной группировки как «институционализированный страх перед будущим», а премьер-министр Гессена Фолькер Буффье назвал партию «выражением латентного неблагополучия». На этой почве, подчеркивал он, не может вырасти полноценная политическая программа. Впрочем, этот факт не воспрепятствовал «альтернативщикам» навредить консервативному лагерю, отняв на выборах тысячи голосов. 

Основатели партии заявляли, что, в частности, были недовольны положением вещей, когда ни одна из представленных в Бундестаге партий даже не ставила под сомнение необходимость присутствия Германии в еврозоне. Их также раздражало, что ФРГ тратит десятки миллиардов евро на поддержание на плаву экономик юга Европы, переживающих серьезный кризис.

Бернд Люке в интервью «Немецкой волне» заявил, что «единая валюта не только не помогает Европе выйти из кризиса, она постепенно разрушает экономику континента». В этой связи «Альтернатива для Германии» предлагала либо вернуться к немецким маркам, либо создать единую валюту с финнами, голландцами и австрийцами. 

В прошлом партии евроскептиков в Германии большой популярностью не пользовались, что отчасти вызвано историческим неприятием любых форм национализма. Однако на фоне экономических неурядиц в Европе все большее число немцев не видит ничего плохого в некотором обособлении. При этом даже «Альтернатива для Германии» не выступала за роспуск Евросоюза, называя эту организацию полезной для своей страны. Однако участие ФРГ в еврозоне в новой партии считали неприемлемым.

По итогам прошедших выборов позиции радикальной партии евроскептиков оказались неожиданно сильны. Количество отданных за них голосов составило 4,9 процента. Бернд Люке хотя и не попал в Бундестаг, но по праву посчитал себя одним из триумфаторов. Неприятным же итогом прошедших выборов можно назвать тот факт, что по их результатам речь шла о создании парламента, далеко не идеально представляющего волеизъявление народа.  15,6 процента голосов, или почти  7 миллионов бюллетеней, были отданы за партии, не прошедшие в парламент: за СвДП, «Альтернативу», Левоцентристскую партию пиратов, праворадикальную Национал-демократическую партию и за другие политические силы. Так что Бундестаг был сформирован при игнорировании мнения почти 7 миллионов человек, принявших участие в выборах. Такой доли голосов, отданных «впустую», на выборах в ФРГ ранее никогда не фиксировалось. 

Юлиана Петренко 
Главный консультант 
Управления внешних связей 
Аппарата ЦИК России
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.