Информационная открытость избирательных комиссий в Российской Федерации

Информационная открытость избирательных комиссий в Российской Федерации

А. В. Павлушкин,
заведующий отделом мониторинга законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ, кандидат юридических наук


Информационная открытость избирательных комиссий в Российской Федерации

В рамках данной темы полагаем необходимым остановиться не только на вопросах доступа к информации о решениях и деятельности избирательных комиссий, но и на вопросах общей характеристики информационной открытости государственных органов и органов местного самоуправления. Следует учитывать, что избирательные комиссии действуют не изолированно, а в тесной связи с органами публичной власти. Поэтому вопросы прозрачности всей системы публичных институтов надо рассматривать комплексно.

Право на участие в управлении делами государства входит в число основных политических прав граждан. В современном обществе именно существование гарантий и реальное использование политических прав является показателем правового государства. В свою очередь, право на управление делами государства осуществляется, прежде всего, посредством выборов. И особое значение здесь имеют структуры, обеспечивающие организацию и проведение выборов – избирательные комиссии . Именно от их информационной открытости во многом зависит весь выборный процесс.

Следует отметить, что информационная сфера – это одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в адекватном правовом регулировании. Важность этой сферы общественных отношений подтверждается и конституционными положениями. 

В части 4 статьи 29 Конституции установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 24) также установлено, что каждому предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, граждане, обращаясь за информацией о решениях органов публичной власти, реализуют свое конституционное право, а на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность предоставлять такую информацию. 

Правовую основу отношений в информационной сфере составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, принимаемые на основании и в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, акты избирательных комиссий.

В Российской Федерации, как и в большинстве государств мира, существует два вида законов, регулирующих предоставление информации о деятельности избирательных органов – собственно избирательное законодательство (кодексы, законы о выборах и референдумах и законы об избирательных органах), а также законы о транспарентности власти в целом, которые также нередко распространяют свое действие и на избирательные органы. 

Согласно статье 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. В пункте 6 статьи 20 этого Федерального закона установлено, что комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Подробнее содержание принципа гласности раскрывается в статье 30 этого же Федерального закона.

Подробнее содержание принципа гласности раскрывается в статье 30 этого же Федерального закона. Так, на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать ряд указанных в статье лиц. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. Особо подчеркивается, что при опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.

Следует также упомянуть о новых международных правовых актах, которые урегулировали вопросы информационной открытости. В частности, речь идет о подписании 7 ноября 2002 года в Кишиневе Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Особо следует отметить статью 7 Конвенции («Открытые и гласные выборы»), поскольку большинство ее положений посвящено именно открытости и гласности в деятельности избирательных органов.

Нередко в субъектах Российской Федерации принимаются отдельные законы, регулирующие порядок формирования и организации деятельности избирательных комиссий этих субъектов Федерации. В таких законах предусмотрены специальные положения об информационной открытости комиссий. Как правило, в них воспроизводятся соответствующие положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В Российской Федерации особое внимание избирательных всегда было сосредоточено на информировании избирателей о ходе избирательного процесса, разъяснении законодательства о выборах. Как правило, эта работа осуществляется в рамках реализации программ информационно-разъяснительной деятельности, утвержденных на заседаниях избирательных комиссий. Информационно-разъяснительная деятельность включает комплекс информационных, разъяснительных, организационных и иных мероприятий, реализуемый с учетом социально-экономической и политической ситуации в стране в целом и на отдельных территориях с использованием средств информационного пространства и возможностей медиасообщества.
Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» был принят в январе 2009 года, а вступил в силу с 1 января 2010 года.

Действие этого Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. 

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

В названном Федеральном законе предусмотрено 6 способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов:

  1. Обнародование информации в СМИ.
  2. Размещение информации в сети Интернет.
  3. Размещение информации в помещениях органов власти и иных, отведенных для этих целей местах.
  4. Ознакомление пользователей с информацией в помещениях органов власти.
  5. Присутствие пользователей информацией на заседаниях органов власти.
  6. Предоставление информации по запросу.

При этом законодательно закреплена и возможность использования также и других способов, предусмотренных законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления – также муниципальными правовыми актами.

Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Дальнейшая регламентация информационной открытости избирательных комиссий в Российской Федерации происходит в актах самих этих органов, включая регламенты. Так, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 188/1322-5 был утвержден Перечень информации о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.