Национальные избирательные кампании в 2015 году: особенности подготовки и предварительная расстановка политических сил

Национальные избирательные кампании в 2015 году: особенности подготовки и предварительная расстановка политических сил

В 2015 г. в ряде государств мира пройдут общенациональные избирательные кампании. К ним привлечено большое внимание политиков и экспертов. Результаты голосования, как представляется, во многом будут определять международную ситуацию и расклад политических сил в дальнейшем. Рассмотрим наиболее интересные и важные кампании в хронологическом порядке:

1.Досрочные парламентские выборы в Греции (25 января 2015 г.)
Греция является парламентской республикой, во главе которой стоит высший законодательный (представительный) орган – однопалатный парламент (Палата Представителей). Греческий Парламент состоит из 300 депутатов, выборы которых проводятся каждые четыре года. Депутаты Парламента избирают главу государства. В соответствии с Конституцией Греции, срок его полномочий составляет 5 лет, но не более двух сроков подряд.

Для современной политической системы Греции характерно доминирование двух крупных политических партий: левоцентристская «ПАСОК» (Всегреческое социалистическое движение, основанное в 1974 г. А. Папандреоу1) и «Новая Демократия», являющаяся ведущей правой силой (организована в 1974 г. К. Караманлисом2).


В конце 2014 г. в Греции прошел ряд крупных митингов и выступлений, направленных против изменений курса страны в русле введения режима жесткой экономии в связи с долговыми обязательствами республики перед Европейским союзом. Волна протестов привела к тому, что оппозиционные партии выступили с идеей о необходимости проведения досрочных выборов в Парламент, которые были назначены на 25 января 2015 г. Эксперты уверены, что предстоящие парламентские выборы будут сопровождаться острой борьбой различных политических сил.

По данным социологических опросов, шансы получить места в греческом Парламенте по итогам выборов 2015 г. имеют следующие политические партии: правая «Новая демократия», Коалиция радикальных левых «СИРИЗА», Всегреческое социалистическое движение «ПАСОК», «Коммунистическая партия Греции», ультраправый «Народный союз — «Золотая заря», «Движение демократов-социалистов» (КИДИСО), левоцентристская партия «Река» и националистическая партия «Независимые греки». Разрыв между Коалицией радикальных левых сил «СИРИЗА» и коалицией «Новая демократия» небольшой. В случае победы левых, стране стоит ожидать серьезных изменений в политическом курсе, в частности в вопросах пересмотра условий экономической помощи Греции и выхода страны из состава Европейского Союза. 

2.Парламенсткие выборы в Эстонии (1 марта 2015 г.)
Согласно Конституции, Эстония является парламентской республикой. Президент избирается на пятилетний срок депутатами Эстонского Парламента (Государственного собрания или Рийгикогу) или коллегией выборщиков, в состав которой, кроме парламентариев, входят представители органов местного самоуправления. В том случае, если не менее 68 (из 101) депутатов Парламента, представители как правящей, так и оппозиционных партий, проголосуют за одного кандидата на пост Главы государства, выборы считаются состоявшимися. Если Рийкогу не удается избрать Президента, то участие в процедуре голосования принимает коллегия выборщиков, которая, в том числе вправе предлагать новых кандидатов. 

Депутатский корпус Государственного собрания избирается непосредственно гражданами страны на четырехлетний срок по пропорциональной системе по партийным спискам. Выборы в Парламент проходят в 12 многомандатных округах. Количество мандатов в каждом округе определяется Республиканской избирательной комиссией, исходя из численности граждан, проживающих на данной территории.


Особенностью избирательного процесса Эстонии является его сложная многоуровневая организация. Так, в республике сложилась четырехуровневая система избирательных комиссий, в состав которой входят Республиканская избирательная комиссия, уездные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии и избирательные комиссии по электронному голосованию. При этом функционирование последних представляет собой уникальный опыт в мировой избирательной практике. За каждым гражданином Эстонии закреплена ID-карта, выполняющая функции паспорта, водительского удостоверения, медицинского полиса. Кроме того, ее возможности позволяют осуществлять голосование по Интернету, которое согласно законодательству прекращается за три дня до официального дня выборов.

Сегодня ведущую роль в политической жизни Эстонии играют праволиберальная «Реформистская партия» и «Социал-демократическая партия». У них есть серьезные шансы укрепить свои позиции после парламентских выборов в марте 2015 г. Существенным влиянием и поддержкой населения также пользуются оппозиционные левая «Центристская партия» и «Союз правых партий «Отечество – Республика».

В начале 2014 г. Премьер-министр Эстонии А. Ансип (Andrus Ansip), член праволиберальной «Реформистской партии», подал в отставку и сообщил о том, что не намерен принимать участия в предстоящих в 2015 г. парламентских выборах, объясняя свое решение необходимостью естественной ротации в политическом процессе. Должность Премьер-министра страны занял председатель «Реформистской партии» Т. Рыйвас. В настоящее время он отрицает все предположения экспертов о создании предвыборной коалиции с оппозиционной левой «Центристской партией», по крайней мере, до тех пор, пока ею руководит мэр Таллина Э. Сависаар. Являясь одним из самых популярных политиков Эстонии, Э. Сависаар активно выступает против членства страны в НАТО и политики конфронтации с Россией.

3.Парламентские выборы в Израиле (17 марта 2015 г.)

Израиль – парламентская республика, где проведение избирательных кампаний регламентируется двумя основными законами: «Основной закон о Кнессете», принятый 1958 г., и «Закон о выборах в Кнессет» 1969 г. В соответствии с израильским законодательством, выборы в стране являются всеобщими, повсеместными, прямыми, равными, тайными и пропорциональными. Голосование по выборам депутатов Кнессета, в состав которого входят 120 человек, проходит раз в 4 года. 


В декабре 2014 г. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, лидер правоцентристской партии «Ликуд», объявил об отставке министра финансов Я. Лапида и министра юстиции Ц. Ливни, которые возглавляют партию «Еш Атид» и движение «Ха-Тнуа» соответственно. Поскольку указанные партии входят в правящую коалицию, после ее распада появилась необходимость в проведении досрочных выборов в парламент. 

Коалиционный раскол произошел в связи с тем, что партия «Ликуд» совместно с партией «Наш дом Израиль» внесли на рассмотрение Кнессета законопроект «О национальном характере государства Израиль», предполагающий процедуру лишения арабского языка государственного статуса. Ц. Ливни и Я. Лапид оценили данную инициативу как угрозу демократическим нормам. Разногласия в позициях привели к роспуску Парламента и назначению досрочных выборов в Кнессет на март 2015 г. (на два года ранее предполагаемых по срокам). По словам действующего Премьер-министра страны Б. Нетаньяху, «досрочные выборы – это плохо, но правительство, в котором есть министры, действующие против кабинета, – еще хуже».

Социологи отмечают, что граждане Израиля в последнее время стали больше ориентироваться на идеологические установки правых партий. По данным опросов, правая партия «Ликуд» обладает достаточно высокими шансами на расширение своего присутствия в Парламенте. Б. Нетаньяху также уверен в своей победе, которая позволит принимать решения «без оглядки на лево-центристов». 

4. Парламентские выборы в Швейцарии (22 марта 2015 г.)

С точки зрения своего государственного устройства, Швейцария представляет собой конфедерацию, а де-факто – федеративную республику. До середины XX в. политическими правами в стране обладало только мужское население. После проведения всенародного голосования 7 февраля 1971 г. женщины получили право высказывать свое мнение по федеральным вопросам и посылать своих представителей в Парламент.



Парламент Швейцарии состоит из двух палат: Совета кантонов (46 членов) и Национального совета (200 членов). Каждая административная единица Швейцарии, кантон, самостоятельно выбирает процедуру для избрания своего представителя. В частности, в кантоне Юра применяется пропорциональная система выборов, в остальных кантонах – депутаты избираются большинством голосов. Выборы в Национальный совет проводятся каждые четыре года по пропорциональной системе. Каждый кантон территориально соответствует избирательному округу, который представлен в Совете как минимум одним депутатом. 

В настоящее время, по данным Института исследования общественного мнения (gfs.bern), в швейцарском обществе наметилась тенденция к усилению центристских предпочтений. Следующую позицию по уровню политического влияния занимает блок левых партий и движений во главе с Социал-демократической партией Швейцарии. Директор Института К. Лоншан отмечает, что «последние 20 лет политический ландшафт Швейцарии характеризовался процессом идеологической поляризации». Отметим, что полярность взглядов швейцарцев определяется по-преимуществу расхождением позиций по вопросам миграции и выстраиванию отношений с Европейским Союзом. 

Эксперты не дают прогнозов относительно возможных результатов голосования на выборах 22 марта 2015 г., полагая, что население Республики подвержено влиянию текущих политических импульсов, поэтому многое будет зависеть от эффективности агитационных кампаний ведущих политических партий.

5. Президентские выборы в Узбекистане (март 2015 г.)

Согласно своей Конституции, Узбекистан является президентской республикой. Глава государства избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет. В статье 90 Основного закона страны закреплено, что «одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд». 

Действующий глава государства И. Каримов впервые был избран на пост Главы Республики 24 марта 1990 г. на сессии Верховного Совета Узбекской ССР. Независимость Узбекистана была провозглашена 31 августа 1991 г., а 29 декабря того же года И. Каримов одержал победу на всенародных выборах.


В экспертном сообществе в преддверии выборов Президента Узбекистана развернулась дискуссия о том, существует ли у действующего Главы государства достойный противник, возможна ли в стране смена политического курса. Данные социологических опросов говорят о том, что население столицы Узбекистана демонстрирует лояльное отношение к власти. Сложившаяся ситуация объясняется наличием в Ташкенте достаточного количества рабочих мест и сравнительно высоким уровнем жизни населения. В провинции страны условия жизни людей несколько хуже. Кроме того, как отмечают эксперты, ряд регионов Узбекистана «известны своей религиозностью», которая в зависимости от результатов выборов, того или иного политического решения, может стать катализатором оппозиционных настроений. 

Аналитики в качестве возможных кандидатур на пост Главы государства, помимо И. Каримова, называют известных оппозиционеров, проживающих за границей. Другие видят в качестве преемника действующего Президента его ближайших сторонников.

6. Парламентские выборы в Египте (весна 2015 г.)

Арабская Республика Египет является президентско-парламентской республикой. На национальном уровне избираются глава государства и Парламент.



В конце 2014 г. Высшей избирательной комиссией Египта было объявлено, что парламентские выборы в стране пройдут в три этапа, начиная с 21 марта 2015 г. Такое решение было принято после утверждения Президентом страны Абдель-Фаттахом ас-Сиси «Закона о парламентских выборах», согласно которому в стране будут избраны 567 депутатов. За 420 членов Парламента граждане будут голосовать по одномандатным округам, за 120 – по партийным спискам, 27 – будут назначены лично Президентом. 

Выбор такой сложной процедуры формирования депутатского корпуса обусловлен задачей обеспечения максимально широкого представительства национальных политических сил в Парламенте страны, что, как полагают эксперты, поможет Египту выйти из кризиса. Кроме того, прогнозируется, что результаты выборов смогут укрепить позиции действующего Главы государства Абдель-Фаттаха ас-Сиси. 

7. Выборы в Палату общин Великобритании (7 мая 2015 г.)

Великобритания представляет собой конституционную монархию с  преимущественно церемониальными функциями Королевы. Правом голосовать на парламентских выборах обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста, подданные стран Содружества и Ирландской Республики, лица, зарегистрированные в избирательном округе и внесенные в списки избирателей. В Великобритании отсутствует единый закон, где было бы определено, кто имеет право стать кандидатом для участия в парламентских выборах. Различные правовые акты устанавливают, что кандидатами могут быть лица старше 21 года. 

Выборы в стране проходят в одномандатных округах по мажоритарной системе. Возможность быть избранным есть у кандидатов, получивших большинство голосов в конкретном избирательном округе.

В современном английском обществе наблюдается спад интереса к политике, к процедуре выборов. Особенно заметна данная тенденция в молодежной среде. По данным социологических опросов, в парламентских выборах 2015 г. планирует принять участие только один из десяти молодых англичан. В качестве основной формы выражения своей гражданской позиции граждане Великобритании рассматривают митинги, общественные выступления, на которых все чаще население высказывает свое недоверие политическим партиям. Преподаватель политологии Лондонского университета Д. Слоам в этой связи отмечает, что «политики и партии виноваты в том, что молодые избиратели их не поддерживают». По мнению эксперта, политики должны учитывать, что современная молодежь использует различные способы участия в политической жизни, в том числе и посредством Интернета.

Традиционно для политической жизни Великобритании характерно исторически сложившееся противостояние Либеральной и Консервативной политических партий. Накануне предстоящих весной 2015 г. парламентских выборов основная борьба за влияние и поддержку со стороны граждан, как предполагается, развернется между ними. В связи с этим, действующий Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, член Консервативной партии, заявил, что если по результатам выборов 2015 г. консерваторы получат большинство мест в Парламенте, то до 2017 г. в стране состоится референдум по вопросу ее выхода из состава Европейского Союза3.

Аналитики видят в такой позиции серьезную угрозу, которая в перспективе может привести к масштабному политическому и институциональному кризису в истории ЕС. Некоторые английские политики также высказывают свои опасения по данному вопросу. Так, лидер либерал-демократов Н. Клегг уверен в том, что «Британия не имеет будущего вне Европейского Союза». Глава оппозиционных лейбористов Э. Милибэнд также считает, что Великобритании не сможет существенно улучшить социально-экономическую ситуацию, развиваясь самостоятельно.

В настоящее время результаты выборов депутатов Палаты общин не очевидны для экспертов. По данным имеющихся опросов, разрыв между ведущими политическими партиями страны по уровню поддержки населением минимален. 

8. Парламентские выборы в Турции (14 июня 2015 г.)

Турецкая Республика представляет собой унитарное государство со смешанной формой правления, где сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики. Выборы в стране проводятся в соответствии с ныне действующей Конституцией, принятой в 1982 г. с многочисленными поправками, ключевой из которых считается поправка от 2007 г. о введении института прямых выборов Президента Республики. Кроме того, процедура голосования регламентируется «Законом о выборах» 1983 г.

В период с 1923 г. по 2007 г. Президента Турции избирал Парламент. В 2014 г. в стране впервые состоялись прямые, всеобщие выборы Главы государства по мажоритарной системе абсолютного большинства. 

Законодательная власть в Турецкой Республике принадлежит Великому Национальному собранию, 550 членов которого избираются на основе всеобщих, прямых выборов по пропорциональной системе на 5 лет. «Закон о выборах» вводит в избирательную систему два так называемых «барьера». Суть первого  «общего барьера» состоит в том, что политическая партия, не получившая 10 % голосов на территории всей страны,  не получает депутатских мандатов. Действие второго «барьера» аналогично, но ограничивается отдельным избирательным округом. Все голоса в округе делятся на количество депутатских мандатов, установленных для этого округа. Итоговое число, получившееся по результатам деления, и составляет величину указанного «барьера».



Как сообщается, парламентские выборы в Турции в 2015 г. будут проходить по смешанной избирательной системе. Предполагается увеличить количество депутатских мандатов в Парламенте за счет так называемых «независимых кандидатов», разбавив тем самым депутатский корпус, состоящий из представителей партии власти. 

В настоящее время основная политическая борьба в Турции ведется между двумя партиями: умеренно консервативной «Партией справедливости и развития» (ПСР), основанной действующим Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в 2001 г. и левоцентристкой «Республиканской народной партией» (РНП). Отметим, что ПСР с начала своего существования при поддержке бедного населения страны традиционно успешно участвовала в парламентских выборах и занимала большинство мест в Парламенте. Электоральной базой РНП, наоборот, выступают представители турецкого среднего класса, люди с высшим образованием, высоким уровнем религиозной терпимости, которые отличаются немногочисленностью.

Глава правящей «Партии справедливости и развития» Р.Т. Эрдоган занимавший пост Премьер-министра страны с 2002 г., в 2014 г., впервые был избран Главой государства по результатам прямых всенародных выборов. В качестве Премьер-министра ему удалось провести ряд денежных реформ, преобразований в социальной сфере, направленных на улучшение уровня жизни населения, а также уменьшить темпы инфляции. Пребывание же Р.Т. Эрдогана на посту Президента, равно как и выбранный им политический курс, подверглись резкой критике со стороны оппозиции. В частности, лидера страны обвиняют в стремлении укрепить институт Президента, а также в необоснованном расходовании бюджетных средств на строительство резиденций. На этом фоне «Республиканская народная партия» рассчитывает получить большую поддержку со стороны населения на предстоящих в 2015 г. парламентских выборах. 

9. Парламентские выборы в Мексике (июль 2015 г.)

С точки зрения государственного устройства Мексиканские Соединенные Штаты представляют собой президентскую республику. В Мексике различают одномандатные (униноминальные) и многомандатные (полиноминальные) избирательные округа. Административно страна разделена на 31 штат и один федеральный округ. Президент Республики избирается на шестилетний срок по системе относительного большинства. 

Законодательную власть осуществляет Национальный конгресс, состоящий из Палаты депутатов (нижняя палата) и Палаты сенаторов (верхняя палата). В состав нижней палаты Национального конгресса входят 500 депутатов, 200 из них избираются по униноминальным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 300 – в соответствии с принципами пропорционального представительства по региональным спискам в полиноминальных округах. Палата сенаторов состоит из 128 сенаторов. От каждого штата и федерального округа в верхней палате представлено по два сенатора, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, где один назначается по системе первого меньшинства, остальные избираются по системе пропорционального представительства по общенациональному избирательному округу.



В 2015 г. парламентские выборы в Мексике планируется проводить в соответствии с новыми правилами. Теперь члены Палаты депутатов смогут переизбираться 4 раза на трехлетний период, а сенаторы – 2 раза на шесть лет. Эксперты  полагают, что такие меры позволят обеспечить стабильность и преемственность в социально-экономическом развитии страны. 

В настоящее время важную роль в политической жизни Мексики играют три ведущие партии: правящая, консервативная, правоцентристкая «Партия национального действия»; центристская «Институционно-революционная партия»; левоцентристская «Партия демократической революции». По данным социологических опросов, в последние годы в мексиканском обществе наблюдается повышение уровня недовольства результатами работы Парламента страны, сопряженной с высоким уровнем бюрократии и ростом преступности. На этом фоне граждане отдают все большее предпочтение «Институционно-революционной партии», которую отличает более последовательный политический курс.

10. Парламентские выборы в Дании (сентябрь 2015 г.)

Дания является конституционной монархией. Основы ее избирательной системы законодательно закреплены в Конституции 1953 г., Избирательном акте от 1987 г., актах Министерства внутренних дел. Представительный орган страны (или Фолькетинг) является однопалатным и состоит из 179 депутатов. При этом 175 из них выбираются датчанами, по два – жителями Фарерских островов и Гренландии, сроком на 4 года.

На парламентских выборах в 2011г. ведущие политические партии Дании выступили в составе двух блоков («синего» и «красного»). В так называемый «синий блок» (центристские и правые партии) вошли следующие политические силы: либерально-консервативная «Венстре», Консервативная народная партия, национал-консервативная «Датская народная партия», «Христианские демократы» и «Либеральный альянс»; и в «красный блок» – «Социал-демократическая партия», «Социалистическая народная партия», партия левосоциалистического толка «Список единства». По результатам голосования представители «красного» блока получили право на формирование коалиционного правительства.



Сегодня два этих блока по-прежнему сохраняют сильные позиции. Широкий общественный резонанс в Дании вызвала победа на выборах в Европарламент в 2014 г. «Датской народной партии», ориентированной на националистическую консервативную идеологию. Ключевым требованием указанной партии является формирование курса на снижение уровня иммиграции и осознание представителями датских властей необходимости противостояния исламизации европейского общества. 

11. Федеральные выборы в Канаде (19 октября 2015 г.)

Канада является конституционной монархией. Государство было образовано в 1867 г. в соответствии с «Актом о Британской Северной Америке» как федерация британских колоний. Формально Главой государства является английская Королева, де-факто – руководство страной осуществляет Парламент. Правительство Канады возглавляет Премьер-министр, который, как правило, является лидером политической партии, победившей на парламентских выборах. Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент, состоящий из Сената (верхняя палата) и Палаты общин (нижняя палата). Члены верхней палаты (105 мест) назначаются Генерал-губернатором4 по рекомендации Премьер-министра. Состав Палаты общин (308 мест) определяется в результате прямого, равного и тайного голосования гражданами Канады по мажоритарной системе относительного большинства.

С середины 1990-х гг. в Канаде (преимущественно на муниципальном уровне) функционирует институт электронного голосования. С 2006 г. компания «CanVote» обеспечивает интернет-голосование на муниципальных выборах с помощью системы, использующей личные идентификационные номера избирателей и пароли. 


Дата проведения выборов в Парламент Канады (19 октября) закреплена на законодательном уровне. В 2014 г. в средствах массовой информации страны активно обсуждался вопрос о возможном переносе дня голосования на более ранний период. Тогда канадский Премьер-министр Стивен Харпер в своем интервью опроверг данную информацию, заявив о ее крайней недостоверности и несостоятельности.

Отметим, что С. Харпер занял пост Премьер-министра страны после победы на парламентских выборах в Канаде в 2011г. «Консервативной партии». Главными конкурентами партии, как и сейчас, выступали «Новая демократическая партия» и «Либеральная партия».

Накануне выборов оценки канадцев результатов деятельности собственного Парламента выглядят неоднозначно. Так, по данным социологических опросов, 45 % граждан страны склонны оценивать его работу отрицательно, 37 % опрошенных, напротив, уверены в эффективной деятельности депутатов. Кроме того, снижается убежденность населения в правильности избранного политического курса: если в 2011 г. 64 % респондентов полагали, что политический курс соответствует сложившимся реалиям, то сейчас этот показатель снизился до уровня в 31 %.

Эксперты, тем не менее, отмечают, что в ситуации международного кризиса в Канаде наблюдается стабильность и даже небольшой рост экономических показателей. Несмотря на то, что до начала избирательной кампании остается достаточно много времени, «Консервативная партия» уже начала делать громкие заявления, обещая избирателям дальнейшие изменения в социальной сфере, в частности, увеличение размера почасовой оплаты труда. 

12.Президентские выборы в Аргентине (25 октября 2015 г.)

Аргентинская республика является федеративным государством. Согласно действующей Конституции страны, Глава государства осуществляет высшую исполнительную власть, но в ряде случаев (болезнь, отставка или отстранение от должности) его полномочия могут перейти Вице-президенту. При невозможности последним исполнять свои обязанности, Национальный Конгресс (законодательный орган) назначает новое официальное лицо или дату досрочных выборов. Президент и Вице-президент страны избираются сроком на 4 года не более двух раз подряд по мажоритарной системе абсолютного большинства. 

 Собственно Национальный конгресс состоит из двух палат – Палаты депутатов (257 человек) и Сената (72 человека). Депутаты нижней палаты аргентинского Парламента избираются напрямую гражданами, проживающими в провинциальных округах, Буэнос-Айресе и столичном округе, сроком на 4 года (по квоте один представитель на каждые 33 тысячи жителей от провинций и один – на каждые 16500 от территории). При этом по результатам периодически проводящихся переписей населения страны (раз в 10 лет) указанные квоты могут пересматриваться. Палата депутатов обновляется наполовину каждые два года. Члены Сената избираются прямым голосованием, по три сенатора от каждой провинции и от Буэнос-Айреса. Два места получают кандидаты от партии, получившей большинство голосов, третье – кандидат от партии, занявшей второе место. Состав Сената обновляется каждые два года на треть. 

Аргентина, наряду с такими крупными странами Латинской Америки, как Бразилия и Венесуэла, на протяжении нескольких лет на выборах разного уровня практически повсеместно использует систему электронного голосования. На начальном этапе масштабный эксперимент по внедрению данной системы был проведен в провинции страны Салта (Salta), где списки избирателей включали в себя порядка 850 тыс. человек. При этом часть территории провинции представляла собой труднодоступную гористую местность без электричества и с большим этническим разнообразием населения. Данный эксперимент проводился в период с 2009 по 2013 гг. и завершился 100% охватом системой электронного голосования всех граждан, включенных в списки. Указанный опыт в дальнейшем стал основой для постепенного внедрения системы электронного голосования уже на территории всей Аргентины.

Отметим, что в настоящее время политический курс правящей партии «Фронт за победу» и действующего Президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, которая уже заявила о своих намерениях баллотироваться на пост Главы государства в 2015 г., резко критикуется экспертами и населением. В стране отмечается существенный рост темпов инфляции, усиливается социальное расслоение и недовольство экономической политикой. На фоне непростой экономической ситуации рейтинг действующего Президента опустился до уровня в 25 %.

В качестве основных конкурентов К. Киршнер на предстоящих президентских выборах 2015 года эксперты называют губернатора провинции Буэнос-Айрес Д. Сиоли (Daniel Scioli); члена «Республиканской партии», мэра города Буэнос-Айрес М. Макри (Mauricio Macri); основателя левоцентристкой партии «Гражданская коалиция» Э. Карио (Elisa Carrió).

13.Парламентские выборы в Азербайджане (1 ноября 2015 г.)

Азербайджанская Республика – государство с президентской формой правления. Высшим законодательным (представительным) органом страны является однопалатное Национальное Собрание (Милли меджлис Азербайджана), в состав которого входит 125 депутатов. В соответствии с законодательством Азербайджана депутаты Милли меджлис избираются гражданами на пятилетний срок по одномандатным округам в первое воскресенье ноября.



В предстоящих выборах Парламента страны намерены принять участие правящая партия Азербайджана «Новый Азербайджан», «Партия единого народного фронта Азербайджана», «Демократическая партия», «Социал-демократическая партия», «Партия демократических реформ», «Партия Граждан и Развития», «Национальный совет демократических сил», «Партия Классического Народного Фронта Азербайджана», «Партия Национальной Независимости Азербайджана». 

Правящая партия «Новый Азербайджан» во главе с действующим Президентом республики И. Алиевым играет ведущую роль в политической жизни страны. Несмотря на то, что Министерством юстиции Азербайджана зарегистрировано более 50 политических партий, среди которых немало оппозиционных, всем им достаточно сложно конкурировать с нею в предвыборной гонке.

По оценкам экспертов, причина сложившейся ситуации состоит в отсутствии единства в рядах оппозиции, где каждая партия стремится принять участие в выборах в качестве самостоятельного участника избирательного процесса, в то время как коалиция позволила бы обеспечить им большее количество мест в Парламенте. 

14. Президентские выборы в Белоруссии (15 ноября 2015 г.)

Белоруссия является президентской республикой. Глава государства избирается путем прямых всеобщих выборов по мажоритарной избирательной системе сроком на 5 лет. Выборы Президента страны считаются состоявшимися, если в голосовании участвовало более половины граждан, включенных в списки избирателей. В том случае, если ни один из кандидатов не получил в первом туре в свою поддержку абсолютного большинства голосов, то повторное голосование проводится не позднее, чем в двухнедельный срок.

В настоящее время уже несколько человек объявили о своем намерении принять участие в президентских выборах. Прежде всего, это действующий Глава государства А. Лукашенко, занимающий данный пост с 1994 г. От либерал-демократической партии будет выдвигаться С. Гайдукевич; от кампании «Говори правду»5 – В. Некляев; участвовать в выборах намерены заместитель Белорусской социал-демократической партии, генерал-майор в отставке В. Фролов и лидер движения «За свободу», бывший заместитель мэра Гродно А. Милинкевич.

Крупная оппозиционная партия «Белорусский Народный Фронт», выступающая за вхождение страны в ЕС и НАТО, лишение русского языка официального статуса, отказалась от выдвижения своих кандидатов на предстоящих в 2015 г. выборах Президента. По заявлению оппозиционеров, важной задачей для них в настоящее время является создание коалиции национал-демократических объединений.

Результаты социологических опросов, проведенных Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, демонстрируют высокий уровень поддержки действующего Президента Белоруссии А. Лукашенко гражданами страны. Несмотря на ухудшение социально-экономической ситуации в Белоруссии, электоральный рейтинг Президента в декабре 2014 г. составил около 40%, а рейтинг доверия подошел к отметке в 49,9%. 

Вместе с тем заместитель Председателя «Объединенной гражданской партии» Л. Марголин полагает, что в ситуации экономического кризиса «в стране создастся обстановка, которая будет способствовать победе нового кандидата». 

15. Парламентские выборы в Испании (декабрь 2015 г.)

Королевство Испания представляет собой конституционную монархию. Согласно статье 66 Основного закона страны, испанский парламент (или Генеральные кортесы), представительный орган и носитель законодательной власти, состоят из двух палат – Конгресса депутатов (нижняя палат) и Сената (верхняя палата), чьи сроки полномочий совпадают (4 года). Сенат (256 человек) состоит из двух типов сенаторов: тех, кто баллотируется на провинциальном уровне, и тех, кто представляет автономные сообщества. При этом напрямую населением избираются 208 сенаторов, а 48 человек – назначаются законодательными органами провинций страны. Нижняя палата испанского Парламента формируется из 350 депутатов на основе всеобщего, прямого, тайного и равного голосования за кандидатов по партийным спискам. Отметим особенность избирательного процесса страны, где законом «Об электронном правительстве в Баскской Автономии» введен институт электронного голосования, однако исключительно для населения, проживающего на данной территории страны.

В настоящее время в Испании сложилась неоднозначная политическая ситуация. Большую популярность после выборов в Европарламент в 2014 г. в испанском обществе завоевала недавно созданная ультралевая партия «Подемос» («Мы можем»). Предвыборная кампания «Подемос» основывается на критике экономической политики Правительства: уменьшения зарплат бюджетникам, увеличения налога с продаж, сокращения пособий по безработице и прочих мер жесткого режима экономии. По данным социологических опросов, данную партию в настоящее время готовы поддержать 15,8 % граждан страны, в то время как электоральный рейтинг левоцентристской «Испанской социалистической рабочей партии» (ИСРП) и консервативной «Народной партии» стремительно падает. Так, ИСПР поддерживают только 31,9%, а Народную партию – 26,2% опрошенных. 

Профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Р. Костюк объясняет высокий уровень поддержки населением «Подемос» несколькими факторами. Один из них – неудачные результаты деятельности ИСРП во власти в начале 2000-х гг., после которой партии не удалось восстановить свои позиции. Кроме того, по мнению эксперта, «Подемос» представляет собой совершенно новое для испанской политической структуры явление, партия «отвергает игру элит», сложившуюся в стране двухпартийную систему, выступает против социальных сокращений, уделяет большое внимание местным собраниям, ассамблеям.

***

В условиях социально-экономического кризиса и определенного обострения ситуации в сфере международных отношений, характер проведения избирательных кампаний и результаты голосования в странах Европы, Северной, Центральной и Южной Америки в 2015 году обладают некоторой степенью непредсказуемости, предоставляют богатый материал для исследования, оценки и анализа с целью формирования электоральных прогнозов. В ряде государств, прежде всего в бывших советских республиках (таких как, например, Белоруссия, Азербайджан, Узбекистан), ситуация, наоборот, выглядит более устойчивой и стабильной. На первый взгляд, наблюдается политическая преемственность, позволяющая с уверенностью прогнозировать результаты выборов. Вместе с тем и в этих странах не утихают экспертные дискуссии относительно кандидатур возможных преемников для действующих политических лидеров, в том числе – для глав государств. Одновременно с этим во многих обозначенных выше странах меняется избирательное законодательство. 

Указанные факторы придают особую актуальность мониторингу зарубежных избирательных кампаний, который позволит своевременно отслеживать динамику проведения выборов, расстановку политических сил, трансформацию избирательного законодательства, применение различных избирательных технологий и колебания в электоральных предпочтениях населения. 


  1. Папандреоу А. (1919-1996) (http://www.peoples.ru/state/politics/andreas_papandreou/) Впервые был избран депутатом греческого Парламента в 1964 г., затем занял пост государственного министра. В 1965 г. в результате конфликта с королем Константином II был уволен, а в 1967 г. арестован, вскоре освобожден, после чего покинул страну. После падения режима хунты Папандреоу вернулся в Грецию, где основал Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), быстро завоевавшее популярность, и по-прежнему является одной из ведущих политических сил страны. В 1981 г. ПАСОК заняла большинство мест в Парламенте. На посту Премьер-министра Папандреоу провел ряд социальных реформ, в частности в системе здравоохранения и семейного права. Во время своего второго срока (1985-1989) политический деятель пытался вывести страну из экономического кризиса.
  2. Караманлис К. (1907-1998) (http://pomnipro.ru/memorypage10022/biography/) В 1955-1963 гг. на посту Премьер-министра Греции Караманлис активно модернизировал экономику страны, но после конфликта с королем Павлом I по вопросам руководства вооруженными силами, подал в отставку. В 1974-1980 гг., вновь занимая пост Премьер-министра, он смог добиться перехода Греции от диктатуры к демократии, экономического подъема, расширения сфер международного сотрудничества. Этот период в истории государства получил название «политический переворот», тогда же была создана политическая партия «Новая демократия». В 1980-1985 гг. и в 1990-1995 гг. возглавлял Грецию.
  3. Примечание: сотрудничество Великобритании с Европейским Союзом является одной из наиболее острых проблем английской внутренней политики с середины XX в. и предметом внутрипартийной борьбы между либералами и консерваторами. Великобритания вошла в состав Европейского Союза в 1973 г. Впоследствии Великобританией и Ирландией было подписано Шенгенское соглашение по вступлению в ЕС на условиях ограниченного членства. Кроме того страна не вошла в зону евро, сохранив свою национальную валюту.
  4. Примечание. Генерал-губернатор в Канаде (http://www.gmu-countries.ru/america/canada/glava_gosud_general.html) - должностное лицо, глава исполнительной власти Канады, входящей в состав Содружества и признающей Короля Британского Содружества в качестве Главы государства.
  5. Примечание: Движение «Говори правду» создано в 2010 году. В качестве основной цели своей деятельности провозглашает желание «построить Беларусь для граждан, а не для больших и маленьких начальников» (http://zapraudu.info/about-company/).

Последние новости
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.
Обучение: практикум для членов УИК

Для обеспечения единого подхода к обучению членов участковых избирательных комиссий к выборам Президента Российской Федерации подготовлены учебные материалы для членов УИК.
Бюллетени: внешний вид и сохранность

ЦИК России утвердила форму, текст и количество избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Определен и порядок обеспечения сохранности бюллетеней в дни голосования и до начала подсчета голосов.