Конституционный Суд подтвердил право региональных законодателей отменять прямые выборы мэров

Конституционный Суд подтвердил право региональных законодателей отменять прямые выборы мэров

Конституционный Суд подтвердил право региональных законодателей отменять прямые выборы мэров

1 декабря 2015 года Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Иркутской области от 30 мая 2014 года N 54-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области».



Запрос в Конституционный Суд 7 июля 2015 года направила группа депутатов Государственной Думы. Они оспаривали право региональных законодателей участвовать в определении порядка формирования органов власти муниципальных образований. По мнению заявителей, поправки в федеральное и региональное законодательство, внесенные в 2014-2015 годах, лишили муниципалитеты возможности самостоятельно выбирать способ формирования органов местного самоуправления. Депутаты отмечали, что это является нарушением Конституции РФ, решений Конституционного Суда РФ и Европейской хартии местного самоуправления.

Конституционный Суд не согласился с заявителями и подтвердил конституционность оспариваемых положений. Судьи пришли к выводу, что в целях согласования общегосударственных, региональных и местных интересов не исключается возможность совместного участия субъекта РФ и входящих в него муниципальных образований в решении вопросов осуществления публичной власти. В постановлении отмечается, что структура органов местного самоуправления должна определяться населением в рамках установленных федеральным законом общих принципов. При этом общие принципы организации местного самоуправления составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому региональный законодатель вправе осуществлять регулирование в этой сфере в рамках предписаний, установленных федеральным законодательством. Также суд указывает, что прямые выборы являются предпочтительным, но не единственным допустимым способом формирования всех органов местного самоуправления.

Конституционный Суд допустил введение законом субъекта РФ безальтернативной модели формирования органов местного самоуправления в отношении региональных столиц, городов, отдельных городских поселений, муниципальных и внутригородских районов. При этом региональные законодатели должны обосновывать такое решение в зависимости от степени концентрации государственных функций в муниципалитете и наличия особого статуса.

Не разделяя изложенные в постановлении выводы, судья Конституционного Суда Александр Кокотов изложил свое особое мнение. Он отмечает, что установление законом субъекта РФ единственной формы организации муниципальной власти ограничивает право граждан на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, хотя в некоторых случаях такой подход конституционно приемлем. Судья также предполагает, что требование Конституционного Суда об установлении критериев для введения единственного варианта избрания главы муниципального образования будет исполняться региональными законодателями лишь формально. Александр Кокотов в особом мнении предостерегает, что ослабление независимости местного самоуправления может негативно сказаться на фундаментальной модели публичной власти в России. Подлинно самостоятельное местное самоуправление является мощной гарантией целостности страны, отмечает он.

Директор Института стратегического развития муниципальных образований «Малые города» Александр Балобанов неоднозначно оценил данное постановление Конституционного Суда РФ. Признавая его аргументированность, он подверг критике отдельные детали документа. В то же время он выделил в качестве ключевой мысли постановления необходимость выработки договоренностей между региональными и местными властями, поиска совместных решений.

Политолог Сергей Асеев считает, что решение Конституционного Суда увеличило степень зависимости местного самоуправления от региональных властей в отношении замещения должности главы муниципалитета или главы администрации. Тем не менее, он отмечает, что независимость самоуправления в полной мере реализуется в формировании представительных органов поселений.

Последние новости
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.
Обучение: практикум для членов УИК

Для обеспечения единого подхода к обучению членов участковых избирательных комиссий к выборам Президента Российской Федерации подготовлены учебные материалы для членов УИК.