Новые формы информирования в работе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года

Новые формы информирования в работе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года

Новые формы информирования в работе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в ходе подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года


(по результатам мониторинга РЦОИТ при ЦИК России)

Обеспечение динамичного присутствия организаторов выборов в информационном пространстве является важной задачей для проведения эффективной информационно-разъяснительной деятельности как в выборный, так и в межвыборный периоды. Работа избирательных комиссий с представителями средств массовой информации традиционно считается базовой формой информирования. С повышением роли сети Интернет в информационном пространстве активная работа электронных ресурсов избирательных комиссий (как официальных, так и дополнительных), дистанционное взаимодействие с избирателями посредством новых технологий, а также разъяснительная деятельность в социальных сетях и на блог-платформах, приобретают все большую актуальность и значимость.

В рамках подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года был проведен мониторинг информационного присутствия избирательных комиссий субъектов Федерации, по результатам которого обозначился ряд явных фаворитов. Среди них можно отметить Московскую городскую избирательную комиссию (или МГИК, председатель – В.П. Горбунов) и Избирательную комиссию Московской области (председатель – И.Р. Вильданов).

Результаты проведенного исследования показали, что организаторы выборов для обеспечения максимально широкого информационного охвата всех участников избирательного процесса вели активную работу с представителями журналистского сообщества.


При этом если говорить о Московской городской избирательной комиссии, то ее деятельность освещалась в основном ведущими федеральными печатными и электронными изданиями, а также телеканалами. Коллеги из Московской области для информирования своих избирателей о выборах использовали преимущественно ресурс региональных и муниципальных СМИ.

Среди форм работы организаторов выборов с представителями журналистского сообщества доминировали, в основном, традиционные (организация интервью, брифингов, пресс-конференций, подготовка информационных статей). Так, в центральном офисе информационного агентства «Интерфакс» состоялся брифинг Председателя Московской городской избирательной комиссии В.П. Горбунова на тему подготовки к выборам мэра Москвы и выборам депутатов представительных органов местного самоуправления 8 сентября 2013 года. В нем приняли участие практически все ведущие федеральные и региональные средства массовой информации (телеканалы «Первый канал», «Москва-24», НТВ, РЕН ТВ, «Россия 24»; информационное агентство РИА Новости; радиостанции «Вести ФМ», «ЭХО Москвы» и другие). 

Кроме того, в рамках подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года Председатель Московской городской избирательной комиссии В.П. Горбунов регулярно комментировал решения своих коллег для представителей средств массовой информации.



Журналисты широко освещали все этапы выдвижения и регистрации кандидатов. В ряде федеральных печатных СМИ (газета «Московский Комсомолец» и «Российская газета») появились интервью Председателя комиссии, в которых он подробно рассказывал о количестве выдвинутых кандидатов на пост столичного градоначальника, формировании состава участковых избирательных комиссий на постоянной основе сроком на пять лет, деятельности наблюдателей на выборах, особенностях использования комплексов обработки избирательных бюллетеней, сокращении числа открепительных удостоверений и прочее. Звучали комментарии представителей Московской городской избирательной комиссии и в эфире городских телеканалов (например, телеканала «Москва 24»). 


Позитивной оценки заслуживает опыт Московской городской избирательной комиссии, связанный с мониторингом публикаций в СМИ о деятельности комиссии, электоральной ситуации в столице и субъектах Российской Федерации. Результаты указанного мониторинга в ежедневном режиме размещались на электронных ресурсах комиссии (сайт «Вестник МГИК»).


Нужно отметить, что материалы, включаемые в информационные подборки по результатам мониторинга, нередко носили и открыто критический по отношению к деятельности МГИК характер, что позволяет судить о наличии у организаторов московских выборов взвешенного подхода к информированию посетителей ресурса.

Собственно сайт «Вестник Московской городской избирательной комиссии», являясь дополнительным ресурсом МГИК, заявлен как электронное периодическое издание и полностью оправдывает свое назначение. Он представляет собой удобный для навигации и регулярно наполняемый электронный ресурс с интуитивно понятной внутренней структурой, который отличается разносторонним контентом, призванным помочь избирателю разобраться не только в особенностях столичного, но также регионального и общефедерального избирательного процесса. «Вестник» содержит медиагалереи, календарь решений избирательной комиссии (для упрощения поиска необходимых документов), перекрестные ссылки на другие информационные ресурсы, посредством которых МГИК ведет разъяснительную работу и расширяет свое информационное присутствие.

Результаты исследования показали, что не менее активную работу в информационном пространстве ведут и коллеги МГИК в Московской области. Общий объем материалов, посвященных избирательной кампании по выборам Губернатора региона 8 сентября 2013 года, свидетельствует о том, что она пользуется не меньшей популярностью у журналистов. О выдвижении, регистрации и публикации обязательных данных кандидатов в привязке к деятельности Избирательной комиссии Московской области регулярно сообщали практически все региональные информационные агентства, печатные СМИ и телеканалы.

В рамках информационно-разъяснительной деятельности стоит особо отметить активную работу организаторов выборов в Московской области с региональными телеканалами. Так, Председатель комиссии И.Р. Вильданов выступил с получасовым интервью в программе химкинского телевидения «Прямой эфир», в ходе которого ответил на вопросы жителей подмосковных Химок о подготовке к выборам 8 сентября 2013 года, дал свои разъяснения по ряду положений избирательного законодательства. Телеканал «Помосковье» транслировал сюжеты с комментариями Председателя Мособлизбиркома по ходу избирательной кампании. 



Представляется важным отметить определенные новации в сфере информирования избирателей посредством сети Интернет, которые в своей работе использует Избирательная комиссия Московской области. К числу таковых относится сотрудничество организаторов выборов с внешними структурами, направленное на обеспечение более широкого освещения деятельности избирательной комиссии. В рамках данного направления работы Избирательная комиссия Московской области заключила соглашение о сотрудничестве с АНО «Агентство реализации социально-политических инициатив» на организацию информационной деятельности по вопросам освещения работы системы избирательных комиссий региона путем публикации соответствующей информации на общефедеральном информационном ресурсе в сети Интернет «Депутаты России». Сообщается, что указанный проект создан в целях соблюдения принципа равенства доступа к информации о каждом депутате в Российской Федерации. Официальный электронный ресурс проекта позволяет посетителю получить всю информацию о деятельности политических партий, депутатов, возможность задать вопрос через Интернет-приемную депутата и оставить свой отзыв о его деятельности.


Надо сказать, что в рамках подготовки и проведения единого дня голосования 8 сентября 2013 года, в соответствии с запросами времени, руководители и сотрудники избирательных комиссий обоих субъектов Российской Федерации вели активную работу в социальных сетях и на блог-платформах. В частности, Председатель Избирательной комиссии Московской области И.Р. Вильданов ведет собственный твиттер (@IrekVildanov), на платформе которого делится с подписчиками актуальной информацией о своей работе в различных районах области, взаимодействии с органами муниципальной власти, размещает фотографии с разнообразных мероприятий. На момент проведения исследования твиттер Председателя Избирательной комиссии Московской области насчитывал более тысячи подписчиков и более пяти тысяч твитов.


Аналогичную форму информирования граждан – пользователей блогов применяет и Московская городская избирательная комиссия. На твиттер-платформе функционирует ее ресурс (@Mosgorizbirkom), где размещаются новости, материалы комиссии, а также интересные и актуальные публикации по электоральной проблематике со ссылкой на ведущие российские федеральные печатные и электронные СМИ.


Помимо ведения собственных блогов, избирательные комиссии создавали специализированные группы по электоральной тематике в социальных сетях. Численность группы Московской городской избирательной комиссии «Вконтакте» уже составляет 1350 человек. Еще более популярна страница Московской городской избирательной комиссии в «Фейсбуке»: 1648 человек изъявили желание делиться ее контентом с другими подписчиками социальной сети. В сообщениях, адресованных членам группы и посетителям ресурса, сотрудники МГИК сообщают о ходе подготовки к проведению выборов 8 сентября 2013 года, деятельности наблюдателей, планах по поощрению впервые голосующих москвичей, порядке осуществления видеонаблюдения за ходом голосования и прочее. 


Информационно-разъяснительная работа и присутствие избирательных комиссий Москвы и Московской области в социальных сетях и на блог-платформах позволяет устанавливать прямую «обратную связь» с избирателями, придавая данному направлению работы организаторов выборов интерактивный характер. Ряд мероприятий, проводимых избирательными комиссиями посредством социальных сетей, имеют еще и так называемый «рекрутинговый потенциал», поскольку привлекают к электоральной проблематике внимание молодежи, позволяют завязать дискуссию и определить круг потенциально заинтересованных неравнодушных граждан.

Подводя итоги, стоит отметить, что характер деятельности организаторов выборов по обеспечению собственного информационного присутствия существенно различается в зависимости от региона. Далеко не все комиссии при работе в данном направлении используют потенциал современных информационных технологий. В этом смысле опыт обеспечения широкого информационного присутствия, имеющийся у избирательных комиссий г. Москвы и Московской области, и новации, применяемые ими в этой сфере, заслуживают положительной оценки, развития и применения на практике в дальнейшем.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.