Электронные и сетевые СМИ в деятельности избирательных комиссий
В начале текущего года ЦИК России приняла Постановление (от 14 января 2015 года № 267/1618-6), в соответствии с которым «Журнал о выборах» (Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации») и «Гражданин. Выборы. Власть» (научно-аналитическое приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации») прекращают свою работу. Одновременно объявлено об учреждении двух сетевых изданий: «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и «Гражданин. Выборы. Власть».
В связи с этим известный интерес представляет практика избирательных комиссий по созданию и функционированию электронных и сетевых СМИ в сети Интернет. В настоящее время подобным опытом, по данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, обладает ряд комиссий различных уровней:
№ п/п
|
Наименование ИК
|
Вид издания
|
Наименование издания
|
Дата регистрации
|
1
|
Избирательная комиссия Московской области
|
Сетевое издание
|
Вестник Избирательной комиссии Московской области
|
22.08.2014
|
2
|
Избирательная комиссия Владимирской области
|
Электронное периодическое издание
|
Вестник Избирательной комиссии Владимирской области
|
22.04.2010
|
3
|
Московская городская избирательная комиссия
|
Электронное периодическое издание
|
Вестник Московской городской избирательной комиссии/http://мосгоризбирком. рф; http://mosgorizbirkom.ru
|
15.03.2011
|
4
|
Санкт-Петербургская избирательная комиссия
|
Электронное периодическое издание
|
Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии
|
08.09.2011
|
5
|
Избирательная комиссия Свердловской области
|
Электронное периодическое издание
|
Официальный сайт Избирательной комиссии Свердловской области
|
25.01.2010
|
6
|
Ульяновская городская избирательная комиссия
|
Электронное периодическое издание
|
Ульяновская городская избирательная комиссия (www.ulgik.ru)
|
20.07.2009
|
В абсолютном большинстве ситуаций периодические издания организаторов выборов, функционирующие в Интернете, имеют статус «электронных периодических изданий» и только в одном случае – ресурс о выборах зарегистрирован в качестве «сетевого издания» (Вестник Избирательной комиссии Московской области). Как представляется, это связано с тем, что правовое определение понятия сетевого издания (как сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированного в качестве средства массовой информации) появилось в июне 2011 года с внесением изменений в Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 24.11.2014) «О средствах массовой информации» (далее–Закон о СМИ). Отметим, что в соответствии с положениями ст. 8 указанного Закона, регистрация сетевого издания носит добровольный характер. При этом собственно ресурс издания находится в неразрывной связи с идентифицирующим его в сети Интернет доменным именем. При изменении доменного имени сетевого издания учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 11 Закона о СМИ).
Формально в ряде случаев в качестве электронных периодических изданий избирательных комиссий выступают сайты соответствующих комиссий (Официальный сайт Избирательной комиссии Свердловской области и Ульяновская городская избирательная комиссия). При этом на главной странице ресурса организаторов выборов из Свердловска в разделе «О сайте» присутствует особая пометка: «Официальный сайт Избирательной комиссии Свердловской области зарегистрирован как СМИ: свид. Роскомнадзора от 25.01.2010 ЭЛ № ФС77-38736», а также размещена копия свидетельства о регистрации СМИ.
В формате «Вестников» ведут свою работу электронные периодические издания избирательных комиссий Владимирской и Московской областей, а также ресурсы Московской городской избирательной комиссии и Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В рамках ресурса Московской областной избирательной комиссии функционирует версия для слабовидящих пользователей, обеспечена возможность цитирования материалов в популярных социальных сетях. Создан также раздел «Новости», налажена работа медиаархива. Обеспечена возможность организации «обратной связи» между пользователями сайта и представителями избирательной комиссии, в частности, Председателем И.Р. Вильдановым.
Собственно говоря, формально сетевым СМИ из всех обозначенных выше ресурсов является только Вестник Избирательной комиссии Московской области. Но пока публикации ресурса в целом дублируют материалы сайта комиссии. Аналогичная ситуация сложилась и с Вестником Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Несколько более выигрышным выглядит ресурс Избирательной комиссии Владимирской области. Регулярно обновляется новостной раздел сайта, на страницах издания публикуется интересный фото- и видеоконтент.
Полноценно организованным электронным периодическим (сетевым) изданием является Вестник Московской городской избирательной комиссии. Указанный ресурс отличается четкой визуализированной структурой, динамизмом картинки, актуальным регулярным наполнением. Наряду с официальной информацией в рамках сайта публикуются новости, обзоры прессы, обновляется судебная практика.
Надеемся, что Постановление ЦИК России по созданию новых сетевых изданий федерального уровня актуализирует работу избирательных комиссий в данном направлении.