Информационные услуги в СМИ: между информированием и пиаром

Информационные услуги в СМИ: между информированием и пиаром

Информационные услуги в СМИ: между информированием и пиаром

В марте текущего года на площадке Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки» по инициативе активистов и  экспертов Центра правовой поддержки журналистов Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) состоялся круглый стол на тему «Закупки информуслуг СМИ: между информированием и пиаром».


В качестве основной темы мероприятия организаторы обозначили вопрос о необходимости оптимизации расходов на информирование граждан о деятельности государственных органов. В частности, обсуждалась проблема завышенных трат чиновников на поддержание собственного имиджа. 

Участие в круглом столе приняли чиновники федеральных ведомств, журналисты и представители отдельных субъектов Российской Федерации. 


По данным ОНФ, наибольшие расходы на информирование населения о деятельности органов государственной власти в свой бюджет на 2015 год заложили (по убыванию): Москва (13 млрд. 590 млн. руб.), Московская область (3 млрд. 34 млн. руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (1 млрд. 798 млн. руб.), Санкт-Петербург (1 млрд. 241 млн. руб.) и Республика Татарстан (1 млрд. 168 млн. руб.).

В ряде случаев, в число расходов, помимо тендеров на пиар-сопровождение, входит и содержание целых медиа-холдингов. Так, в Москве деятельность власти освещает компания «Москва Медиа», в состав которой входят крупные телеканалы («Москва 24», «Москва Доверие»), радиостанции («Москва FM», «Радио Москвы», «Moscow-FM»), сетевое издание m24.ru. В Подмосковье в ведении Главного управления по информационной политике Московской области находится 56 информационных агентств, готовящих более 80 периодических изданий общественно-политической направленности, книги и другую печатную продукцию (брошюры, листовки, буклеты), радио «РТВ-Подмосковье», телеканал «Подмосковье 360º».

Отметим, что активисты рабочей группы «Общество и власть» и Центра правовой поддержки журналистов ОНФ на регулярной основе осуществляют мониторинг расходов региональных властей на реализацию мероприятия в сфере информационной политики. Полученные данные демонстрируют, что в 2014 году в субъектах Российской Федерации траты в данной области  увеличились по сравнению с аналогичным показателем в 2013 году: с 33 млрд. до 36 млрд.235 млн. руб. В отчете подчеркивается наличие практики замещения процесса информирования граждан о предоставляемых государственных услугах пиаром руководителей или большими затратами на содержание штатов пресс-служб. 

Эксперты отмечают, что вопрос зачастую необоснованных трат в области информирования граждан крайне актуален и требует незамедлительного решения в условиях экономического кризиса. По мнению политолога, президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, следует разделять финансирование на «информационные нужды» и «на социально-политические, связанные, например, с проведением выборов», что позволит сделать систему расходования бюджетных средств более прозрачной.


По словам Генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, основание для увеличения бюджета на улучшение имиджа существует только в том случае, когда в действиях региональных властей существуют пробелы. На практике «траты на пиар – это результат безответственности чиновников и нежелания слышать сигналы федеральной власти».

На региональном уровне ситуация с объемами затрат на пиар власти постепенно меняется в лучшую сторону. В частности, руководство Ямало-Ненецкого автономного округа намерено сократить расходы в данном направлении в текущем году на 200 миллионов рублей.

Можно выделить и субъекты РФ, где накоплен положительный опыт в сфере финансирования обеспечения информирования граждан. Например, в Саратовской области на информирование о деятельности органов власти расходуют около 15 рублей на человека. Руководство региона отказалось от опыта проведения государственных закупок информационных услуг в пользу практики получения СМИ грантов на освещение деятельности государственных органов, в том числе и с критических позиций. 

По результатам дискуссии, участники круглого стола сошлись во мнении, что понятие «информирование о деятельности органов власти» требует более детальной проработки на законодательном уровне, а именно оно должно включать в себя только данные о предоставляемых властями государственных услугах. Эксперты высказали предложение о внесении изменений в Бюджетный кодекс, которые позволят оптимизировать расходы на информирование. Речь идет о конкретизации того, какие траты субъектам следует включать в раздел «Средства массовой информации», к какой области необходимо относить расходы на информационное освещение деятельности органов государственной власти. Кроме того, Правительству Российской Федерации было рекомендовано разработать методические подходы, которые позволят нормировать информирование за счет установления максимально возможных расходов на душу населения на основании ряда коэффициентов (численность населения в субъекте, территориальная доступность, демографические и культурные особенности региона и т.д.) 

В качестве предложений по оптимизации расходов на информирование граждан экспертами была отмечена необходимость выработки стандартов и норм в области информационной политики. 

Своих коллег из ОНФ косвенно поддержали коммунисты, которые выступили с аналогичной инициативой. Так, заместитель Председателя КПРФ Валерий Рашкин и секретарь партии Сергей Обухов предложили запретить руководителям регионов и государственным служащим тратить бюджетные средства на осуществление рекламных и пиар-акций для поддержания положительного образа. Они предложили дополнить главу 7 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» статьей 111.2, регламентирующей расходы государственных и муниципальных органов власти, государственных корпораций на пиар-сопровождение своей деятельности и содержащей запрет на заключение заказчиком контрактов на размещение в СМИ и информационных сетях (кроме официальных сайтов) сведений о заказчике, кроме данных, подлежащих официальному опубликованию, и «договоров, связанных с выпуском официального периодического издания заказчика». Как полагают коммунисты, такие меры позволят гражданам «судить о деятельности государственных и муниципальных органов власти по их делам, публикациям в СМИ, не проплаченным из средств соответствующих бюджетов».
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.