ЦИК России утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Госдумы

ЦИК России утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Госдумы

ЦИК России утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Госдумы 


2 сентября 2015 года состоялось 304 заседание ЦИК России, на котором заместитель Председателя ЦИК России Л.Г. Ивлев представил схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.


Схема утверждения одномандатных округов (1).jpg

Напомним, 24 февраля 2014 года вступил в силу новый Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, согласно которому выборы пройдут по смешанной избирательной системе. Половина состава Госдумы  (225 депутатов) будет избираться по федеральному избирательному округу по партийным спискам, а вторая - по 225 одномандатным избирательным округам (один депутат – один округ). Ранее выборы депутатов по одномандатным округам проводились в Российской Федерации с 1993 по 2003 год,  когда также формировалось 225 одномандатных округов. С  2004 года одномандатные округа были упразднены и выборы в Госдуму проходили по единому федеральному избирательному округу, исключительно  по партийным спискам.  Согласно новому Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы, ЦИК России должна разработать и представить на рассмотрение депутатов Госдумы  схему одномандатных  избирательных округов, которая затем утверждается федеральным законом  сроком на 10 лет. «Нарезка» одномандатных округов должна производиться таким образом, чтобы обеспечить относительно равное представительство избирателей в каждом из них. 

Схема утверждения одномандатных округов (2).jpg

Как отметил заместитель Председателя ЦИК России Леонид Ивлев, схема  одномандатных округов утверждается на 10 лет,  поэтому по ней будут проходить выборы не только Госдумы седьмого, но и следующего созыва.   Документ, который был вынесен на утверждение ЦИК России, подготовлен по методике распределения одномандатных округов между субъектами Российской Федерации, закрепленной в Федеральном законе о выборах депутатов  Госдумы, содержит описание схемы  одномандатных округов, информацию об избирателях, проживающих за пределами России, и графическое изображение. 
Методика нарезки одномандатных округов основана на единой норме представительства (по данным ЦИК России на 1 июля 2015 года ЕНП составляет чуть менее 500 тысяч человек) когда  число  всех избирателей делится на 225 думских мандатов. Затем количество избирателей в каждом регионе России делится на норму представительства – полученное число является тем количеством мандатов, которое получит  субъект. Исходя из этих данных и осуществляется территориальное распределение в схеме одномандатных округов. 

Схема утверждения одномандатных округов (3).jpg

Главной новацией формирования новой схемы одномандатных округов на выборах депутатов Госдумы, в отличие от образца 2003 г. в том, что преодолевает разрыв между «городом и деревней», когда части густонаселенных административных центров объединяются с сельскими территориями. Границы практически всех округов захватывают по части столиц субъектов Федерации. Саратов, Барнаул, Новосибирск, Екатеринбург, Волгоград разделены на схеме на четыре части. Казань, Кемерово, Симферополь, Ростов-на-Дону — на три. В наибольшей степени «нарезан» Нижний Новгород - на пять частей.  Исключение составили столицы, где одномандатные округа не будут территориально совмещать сельские территории – в Москве запланировано создать 15 округов, в Санкт-Петербурге – восемь.

Схема утверждения одномандатных округов (4).jpg

Важно, по какому принципу образуются избирательные округа в случае, когда население  субъекта меньше величины ЕНП (например, на Чукотке всего 35 тысяч избирателей). На территории Российской Федерации  существует 15 таких субъектов.  В этих случаях в субъекте Российской Федерации образуется один избирательный округ, а остальные мандаты распределяются между регионами, которые имеют более высокую плотность населения и где, соответственно, наблюдается «остаток» избирателей. Законом предусмотрено допустимое отклонение – «не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15%».

В ходе обсуждения представленной схемы,  в котором приняли участие члены ЦИК России, члены ОНМКС при ЦИК России, представители политических партий, основная дискуссия развернулась вокруг секторального принципа «нарезки» округов. Представителями политических партий высказывались различные мнения – от критики, до твердой поддержки. В частности, было отмечено, что представленный механизм  «нарезки» должен повысить активность политических партий в работе с избирателями.

В качестве примера было проведено сравнение схемы округов на примере  Томской области по схемам 2003 и 2015 годов. В 2003 году на территории области было сформировано также два округа, однако территории их  были несоизмеримы – областной центр в границах города, но с большой плотностью населения, а другой   объединял остальную  территорию региона. В схеме, предложенной в 2015 году,  этот дисбаланс устранен.  Каждый их двух одномандатных округов содержит часть областного центра с присоединенной  частью территории региона, включая сельские поселения. Таким образом,  и территориально, и по количеству избирателей эти два округа имеют равное представительство.

Схема утверждения одномандатных округов (5).jpg

В аргументации оппонентов секторальной «нарезки» округов прозвучали соображения о том, что в  случае сельско-городских округов  существуют риски для кандидатов, поскольку одновременно  проводить избирательную кампанию в городе и сельской местности финансово более затратно и предполагает разные стратегии для разных частей округа.  Но  в этом случае каждый кандидат, который будет избираться по одномандатному округу, просто должен более внимательно отнестись к своим избирателям, стать ближе к интересам избирателей, понимать и городскую, и сельскую специфику. Не стоит бояться того, что успех кампании кандидата будет зависеть от того, сумеет ли он донести свою программу  в равной степени эффективно как до городских, так и до сельских избирателей, поскольку в конечном итоге будет избран кандидат, реально представляющий интересы избирателей.

Схема утверждения одномандатных округов (6).jpg

Отдельным  пунктом в постановлении ЦИК России о схеме одномандатных избирательных округов, рассматривается приписка избирателей, проживающих за рубежом, к округам на территории Российской Федерации. По данным МИД России на 1 июля 2015 года, на территории 147 стран мира проживает немногим менее 2 млн граждан Российской Федерации.   Согласно избирательному законодательству, приписка  таких граждан возможна к  одномандатным округам,  число избирателей в которых должно быть меньше ЕНП.  Согласно представленной схеме это 102 округа. С учетом другого условия, по которому число приписанных к округу граждан, проживающих за рубежом, не должно превышать 10% от численности избирателей данного одномандатного округа,  были выбраны 75 округов с цифровыми каналами связи.

Схема утверждения одномандатных округов (7).jpg

Как отметил депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по законодательству и градостроительству Д.М. Вяткин,  представленная схема образования одномандатных округов  для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в полной мере отражает принципы федерализма и равного веса голосов, что полностью соответствует требованиям закона о выборах депутатов Госдумы, которые основаны на практике и позициях Конституционного суда Российской Федерации. 
Решением 14 голосов «За» при одном воздержавшемся предложенная схема одномандатных округов была  утверждена постановлением ЦИК России  и теперь поступает на обсуждение депутатов Государственной Думы.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.