Очередная передача нового цикла передач об избирательных системах стран «большой восьмерки» – «Их выбор», вышедшая в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 23 августа 2009 года, была посвящена избирательной системе Франции. В качестве приглашенного гостя на этот раз выступил советник-посланник посольства Французской республики в России Филипп Лефор.
Не секрет, что государственное устройство Французской республики очень похоже на российское – президент, избираемый путем всеобщих и прямых выборов сроком на 5 лет (до 2002 года – на 7 лет), двухпалатный парламент – Национальное собрание, 577 депутатов которого избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства и 321 сенатор, избираемые путем непрямых (косвенных) выборов, когда каждая территория выбирает своих выборщиков, к ним добавляются члены национального собрания от данной территории, а они, в свою очередь, избирают верхнюю палату парламента, как и в России во Франции существует трехуровневая система выборов. Наконец, Конституции Российской Федерации и Франции во многом тождественны (за исключением особенностей федеративного устройства России).
Интересно, что во Франции человек может быть избран президентом неограниченное количество сроков (в России, например, не более 2 сроков подряд), а гражданам разрешено выдавать доверенности на право участия в голосовании, причем можно проголосовать по доверенности за 1-го избирателя, проживающего в метрополии, либо за 2-х граждан, проживающих за границами метрополии (для этого необходимо получить оформленные специальным образом и нотариально заверенные доверенности). Например, в 2007 году в ходе выборов Президента Франции по доверенности проголосовало 3 миллиона избирателей.
Особенностями Великой французской революции обусловлен сохраняющийся и поныне порядок, когда Президентом Республики гражданин может стать в 23 года, а сенатором лишь в 35 лет.
Говоря об интересных особенностях избирательного процесса во Франции нельзя не упомянуть тот факт, что из всех стран Франция наиболее четко и строго регулирует предвыборную агитацию: существует запрет на коммерческую (оплаченную кандидатом) рекламу, установлен принцип равенства кандидатов, в том числе в доступе к СМИ, запрет на проведение агитации за сутки до дня голосования.
Мониторинг СМИ (эфирного времени на радио и телевидении) во Франции осуществляется как в период выборов, так и в межвыборный период. Высшим советом по аудиовизуальным средствам информации (высшим органом регулирующим деятельность телерадиовещательных организаций во Франции от выдачи лицензий на вещание до контроля за нормой звучания в эфире национальной продукции). Высокий и независимый статус Высшего совета подкрепляется тем, что его состав в равном количестве формируют Президент Франции, Национальное собрание и Сенат. Именно Высший аудиовизуальный совет следит в период выборов за тем, предоставляют ли электронные СМИ без взимания оплаты 45 минут для роликов кандидатов. Однако следует отметить, что по данным независимых наблюдателей от медиасообщества, ни на одних выборах во Франции абсолютного равенства кандидатов в электронных СМИ достигнуто не было.
И хотя во Франции, в отличие от России, участие печатных СМИ в выборах никак не регулируется, вместе с тем, вся наглядная, наружная агитация абсолютно одинакова, потому что ее изготовление осуществляет государство по эскизам предоставляемым участником избирательного процесса, тем самым достигается единообразие и равенство условий.
И наконец, еще одной особенностью избирательной системы Франции является наличие единого Избирательного кодекса, в то время как в большинстве стран (Российская Федерация не исключение) законодательное регулирование избирательного процесса осуществляется комплексом национальных законодательных актов.
Доктор юридических наук
А.В. Иванченко