Избирательной системе США в рамках программы «Их выбор» на радиостанции «Эхо Москвы» было посвящено две передачи: 9 августа – об особенностях федеральных избирательных кампаний, а 16 августа – об особенностях региональных (муниципальных) выборов

Избирательной системе США в рамках программы «Их выбор» на радиостанции «Эхо Москвы» было посвящено две передачи: 9 августа – об особенностях федеральных избирательных кампаний, а 16 августа – об особенностях региональных (муниципальных) выборов

Избирательной системе США в рамках программы «Их выбор» на радиостанции «Эхо Москвы» было посвящено две передачи: 9 августа разговор в студии велся об особенностях федеральных избирательных кампаний, а 16 августа – рассматривались особенности региональных (муниципальных) выборов в США. Собеседниками ведущих передачи и Председателя ЦИК России В.Е. Чурова стали известная российская телеведущая Елена Ханга и Джед Холмс, аналитик по политическим вопросам крупной консалтинговой компании.
Темой беседы 9 августа стали особенности избирательной системы Соединенных Штатов Америки на федеральном уровне – в процессе выборов Президента и конгресса США, который отличается особым своеобразием и массой отличий от российской практики.
Еще в 1787 году Филадельфийским конвентом были установлены конституционные основы США как нового суверенного демократического государства, в котором вся исполнительная власть предоставляется президенту США, избираемому коллегией выборщиков (правительство каждого штата назначает выборщиков, общее число которых должно быть равно общему числу сенаторов и представителей в Конгрессе – 538 человек) и занимающему свою должность в течение 4-летнего срока. При этом важно отметить, что в 48-ми штатах и федеральном округе Колумбия победитель забирает всех выборщиков: то есть достаточно проголосовать на одного избирателя за ту или иную партию больше в этом штате, и все выборщики этого штата отходят к победившей партии (кандидату на должность Президента США);
Каждый кандидат на должность Президента США должен выдвинуться и зарегистрироваться, причем в отдельности в каждом штате. И в каждом штате по своим законам. В каких-то штатах для этого надо собирать подписи избирателей, в каких-то штатах партии, победившие на прошлых выборах, освобождаются от сбора подписей.
Конгресс США с 1787 года – это двухпалатный парламент: сенат, обновляемый каждые 2 года на 1/3, – 100 сенаторов, по 2 сенатора от каждого штата, и 435 членов палаты представителей, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства (срок пребывания конгрессмена в палате представителей – это 2 срока. Они избираются на ротационной основе, то есть по 2 года, с полным перевыбором палаты представителей также в течение 6 лет).
Только в 1920 году в США был отменен избирательный ценз по признаку пола (в Российской империи первые выборы, в которых приняли участие женщины, произошли в 1906 году - в Сенат Финляндии), а в 1971 году возраст американского избирателя был снижен до 18-ти лет.
В каждом графстве, а их в США более 3 000, по законам должен быть как минимум 1 участок, приспособленный для голосования инвалидов. Число участков, специально оборудованных для инвалидов, только в Москве 600.
Среди документов, которыми пользовались отцы-основатели США, были и документы российские – например, знаменитое уложение Екатерины II Великой.
Несмотря на разительное отличие избирательную систему США (федеральный уровень) роднит с российской избирательной системой последовательные шаги по максимальному учету мнения большинства избирателей. Вместе с тем следует особо отметить тот факт, что наша избирательная система в силу различных причин смогла вобрать в себя новейшие принципы и подходы к организации избирательного процесса и проведению выборов (ЦИК имеет статус постоянного органа и строит свою работу на коллегиальных началах, выборы, как правило, являются прямыми, т.е. избиратель непосредственно участвует в выборах тех или органов и должностных лиц, и т.д.)
Вторая передача цикла была посвящена особенностям избирательной системы Соединенных Штатов Америки на региональном (муниципальном) уровне, который, как стало известно слушателям, отличается многообразием подходов в организации избирательного процесса в том или ином штате и более широким кругом должностных лиц, избираемых непосредственно населением (мэры городов, губернаторы, прокуроры, казначеи и аудиторы штатов, шерифы, а также судьи, секретари штатов и аудиторы, отвечающие за правильность регистрации и выдвижения кандидатов (партийных списков) и подводящие итоги выборов, школьных инспекторов – всего около 80 тысяч выборных управленческих структур и более 500 тысяч выборных должностей).
Российская практика отличается в этом плане от американской: у нас на муниципальном уровне выборных должностных лиц гораздо меньше. Именно поэтому принципы и подходы к организации избирательного процесса на региональном (муниципальном) уровне в США представляют особый интерес для российских организаторов выборов и законодателей.
Вместе с тем Российская Федерация в отличие от США имеет федеральную систему законодательных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на всех уровнях выборов – это Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и т.д. Региональный законодатель в России вправе лишь расширить объем указанных гарантий, но никак не уменьшить.
На стадии подготовки находится в России механизм введения электронного голосования в ходе избирательных кампаний – посредством мобильной связи (СМС-голосование) или с использованием сети общего пользования Интернет.
Более подробно с особенностями создания и функционирования избирательной системы США можно познакомиться в книге «Современные избирательные системы. Выпуск третий. Испания, США, Финляндия, Япония», вышедшей в серии «Зарубежное и сравнительное избирательное право», изданной Российским центром обучения избирательным технологиям при ЦИК России в 2009 году («Новости»).

Доктор юридических наук
А.В. Иванченко

Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.