Очередная передача нового цикла передач об избирательных системах стран «большой восьмерки» – «Их выбор», вышедшая в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 26 июля 2009 года, была посвящена избирательной системе Италии.
В качестве приглашенного гостя на этот раз выступил итальянский избиратель Антонио Пикколи, директор Ассоциации итальянских предпринимателей в Москве.
Несмотря на давние и тесные связи между Италией и Россией и активный информационный и культурный обмен между нашими странами, слушатели «Эха Москвы» узнали немало нового и любопытного о нашем южном партнере. Так, Италия и Россия прошли одни и те же этапы строительства политической системы в поисках наиболее оптимальной ее структуры – начиная от истоков создания избирательной системы (в Италии - 1861 год) до современного законодательного регулирования избирательного права и процесса (с характерным для наших стран отказом от мажоритарной системы и частым изменением основных принципов и норм избирательного законодательства).
Особый интерес вызвал целый ряд любопытных фактов:
• в последние десятилетия Италия демонстрирует последовательное движение в сторону федеративной республики (уже пять областей из 20 обладают всеми необходимыми признаками субъекта федерации);
• в 2005 году был закреплен переход к формированию двухпалатного Парламента Италии полностью на пропорциональной основе;
• на заре создания российской избирательной системы в 1905 году именно итальянская избирательная система вызывала у российских политологов особый интерес;
• избирательная практика Италии знает институт сбора подписей для регистрации партий как участников выборной кампании (за исключением парламентских партий) и высокие процентные барьеры для прохождения партий в парламент, но не знает залог и барьер явки избирателей на участки для голосования;
• в Италии составляются пассивные избирательные списки, т.е. списки тех граждан, кого избирали в органы власти и управления, причем списки составляются отдельно для мужчин и отдельно для женщин;
• несмотря на имеющийся монополизм в сфере СМИ в Италии, который сами итальянцы чаще всего связывают с Премьер-министром Италии С. Берлускони и его семьей, с точки зрения закона и его формального соблюдения процедуры освещения избирательной кампании в СМИ очень чётко и очень строго контролируются, а время, отпущенное партиям для бесплатной пропаганды или бесплатных разъяснений своих предвыборных позиций, тщательно соблюдается. За обеспечением равных условий доступа партий к электронным СМИ в период выборов следит специальная парламентская комиссия;
• законодательные инициативы по демонополизации телерадиовещания в Италии, оказывающего существенное влияние в том числе и на избирательные кампании, тормозятся действующим правительством Италии, семья главы которого и контролирует подавляющую массу электронных СМИ Италии (в законопроектах предлагается ограничить право лица владеть более чем одной телекомпанией);
• мониторинг как государственных, так и частных СМИ в ходе выборов в Италии осуществляют два государственных органа (комитета), причем один из них, парламентский, состоящий из 20 представителей от каждой из палат Парламента, возглавляет обязательно представитель оппозиции.
Доктор юридических наук
А.В. Иванченко