Вторая передача нового цикла передач об избирательных системах стран «большой восьмерки» – «Их выбор» вышла в эфире радиостанции радиостанции «Эхо Москвы» 19 июля 2009 года и была посвящена избирательной системе Федеративной Республики Германия.
В качестве приглашенного гостя на этот раз выступил Борис Райтшустер, глава московского бюро немецкого журнала «Focus», продемонстрировавший прекрасное знание национального выборного законодательства, что позволило вести в студии глубокий и основательный разговор. Тем более, что Россия и Германия очень похожи. Прежде всего принадлежностью к одной правовой семье, возникшей на основе рецепции римского права и имеющей в качестве основного источника права нормативный акт (в отличие от англо-саксонской правовой семьи, прародительницей которой была Англия, а в основах которой – принцип stare decisis («стоять на решенном»), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту), а также схожим федеративным устройством (при сильном федеральном центре в каждой земле свое законодательство и органы государственной власти). Наконец, сходство прослеживается в системах законодательных актов, основу которых составляет Конституция страны (не секрет, что действующая Конституция Российской Федерации содержит в себе немало общего с Конституцией современной Германии). Избирательная система ФРГ, также как и в России, является трехуровневой – выборы проводятся на федеральном уровне, на уровне субъекта федерации и на уровне местного самоуправления.
Германия отличается большей оперативностью в подведении итогов голосования. Именно опыт ФРГ был взят нами за основу при подведении итогов избирательной кампании на выборах Президента Российской Федерации 1996 года и использования ГАС «Выборы».
Заслуживают внимания и подходы в практике освещения выборов немецкими телеканалами, которых во всей ФРГ свыше 3 десятков, прежде всего основными публично-правовыми – первым и вторым (ARD и ZDF), которые также схожи с применяемыми в российской практике. Так, за пять минут до закрытия избирательных участков в Германии (18 часов) оба телеканала начинают отсчет обратного времени, и ровно в 18:00 оба канала дают прогноз исхода выборов. Причем первый канал работает с другим институтом общественного мнения, чем второй: таким образом обеспечивается не только конкуренция двух каналов, но и двух институтов, изучающих общественное мнение, которые, конечно же, стремятся быть наиболее точными. И уже в 18:01 зритель уже знает приблизительный расклад сил. А в 18:02 в студиях журналисты начинают обсуждать с представителями партий результаты состоявшихся выборов. Также как и в России после закрытия избирательных участков телеканалы осуществляют прямые эфиры из штаб-квартир всех партий. Особенностью Германии является лишь сложившаяся практика, когда в 20 часов дня голосования в телевизионном эфире проводится круглый стол лидеров партий, принимавших участие в выборах, о ходе избирательной кампании и результатах выборов.
Любопытно, что специально созданного и постоянно действующего федерального органа, обеспечивающего организацию и проведение выборов в ФРГ нет: Федеральный руководитель по проведению выборов и его заместитель, являющиеся, как правило, руководителями Федеральной статистической службы, назначаются Федеральным министерством внутренних дел. Именно Федеральный руководитель по проведению выборов формирует Федеральную комиссию по выборам для всей территории ФРГ из числа заседателей, предложенных партиями. Как и в России в Германии создаются и действуют земельные избирательные комиссии (комиссии субъектов федерации), окружные и участковые избирательные комиссии, а также правления для определения голосования по почте в каждом избирательном округе.
Доктор юридических наук
А.В. Иванченко