2.6. Контроль за проведением предвыборной агитации
на территории избирательного участка
 _______________________________________________________


 

 

Понятие предвыборной агитации
 

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального закона № 20-ФЗ УИК контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной  агитации.
 

Предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

1

Компетенция  УИК

 

УИК контролирует соблюдение на территории избирательного участка:
 

  • правил  размещения  агитационных материалов;

 

  • запрета на проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования;

 

2

 

 

Правила распространения печатных агитационных материалов
 
Печатные агитационные материалы – плакаты, листовки, буклеты и т.п. могут быть размещены в специально отведенных для этой цели органами местного самоуправления местах.

 

Органы местного самоуправления по предложению ТИК не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места (специальное место) для размещения печатных предвыборных агитационных материалов.

 

Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную информацию. УИК следует получить в соответствующей ТИК список мест, выделенных для размещения указанных агитационных материалов.


Агитационные материалы могут быть размещены в других местах при соблюдении следующих установленных законом условий:


•   печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений;


•   запрещается размещать печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) любые предвыборные агитационные материалы в зданиях, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
В разрешении вопросов о том, какие именно объекты имеют историческую, культурную или архитектурную ценность, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».


Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
 
Правоохранительные органы обязаны принимать меры по предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых  мерах.
 

 

3

 

Нарушение сроков проведения предвыборной агитации


Распространение агитационных материалов, равно как и проведение предвыборной агитации иными методами в день голосования и в день, предшествующий ему, запрещается.


Из этого правила имеется следующее исключение: агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с законом и размещенные в установленном законом порядке на специально отведенных для этого местах, рекламных конструкциях и иных стабильно размещенных объектах, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
 

При обнаружении фактов ведения на территории избирательного участка противоправной предвыборной агитации, нарушения порядка и правил распространения агитационных  материалов  участковая  избирательная  комиссия  принимает решение:
 

  • об установлении факта нарушения предусмотренных законом порядка и правил проведения предвыборной агитации;
     
  • o передаче материалов, находящихся в распоряжении УИК, в том числе противоправных предвыборных агитационных материалов, правоохранительным органам;

 

  • об обращении к правоохранительным органам с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых  мерах.
 

В частности, подлежит пресечению со стороны сотрудника полиции агитация в помещении для голосования в день голосования. Если какой-либо гражданин в помещении для голосования агитирует избирателя голосовать за какого-либо кандидата, какой-либо список кандидатов, председатель УИК обращается к сотруднику полиции с требованием пресечь незаконную агитационную деятельность.
 

Сотрудник полиции вправе принять меры по привлечению указанного гражданина к административной ответственности по статье 5.10 КоАП РФ за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода.

 

4

 

Недопустимость подкупа избирателей


Пунктом 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ запрещено осуществлять подкуп избирателей:

 

  • вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу);

 

  • производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;

 

  • проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

 

  • предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного  самоуправления.
     

 

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона № 20-ФЗ при проведении выборов депутатов Государственной Думы разрешено бесплатно распространять любые агитационные материалы (например, бейсболки, кружки, магниты и т.п.), которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции.


При поступлении информации о подкупе избирателей УИК обращается к представителю полиции, который должен обеспечить пресечение незаконной агитации, принять меры по составлению в отношении нарушителя протокол по статье 5.16 КоАП, предусматривающей ответственность за подкуп избирателей, уведомить УИК о принятых мерах. О данном факте и о принятых мерах УИК незамедлительно  информирует вышестоящую ТИК.

 

5


Структура