4.1.1. Взаимодействие участковой избирательной комиссии с наблюдателями, иностранными (международными) наблюдателями и представителями СМИ,

иными лицами, имеющими право присутствовать в помещении для голосования,

в день голосования

___________________________________________________________________________

 

ЦИК России напоминает

 

Статья 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей для гражданина и от одной тысячи до двух тысяч рублей для должностного лица за нарушение прав вышеперечисленных лиц на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, получение которых  предусмотрено  законом.

 

Выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии с правом решающего голоса заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
 
Недопустимо вмешательство в осуществление избирательной комиссией установленных законодательством полномочий, повлекшее нарушение установленного законодательством порядка работы комиссии, либо создание помех участию избирателей в голосовании. За нарушение указанного запрета статьей 5.69 КоАП установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

8

 

В соответствии с положениями законодательства в полномочия УИК при организации голосования и в ходе подсчета голосов избирателей входит:

 
  • организация на избирательном участке голосования, в том числе обеспечение голосования избирателей по открепительным удостоверениям и голосования вне помещения для голосования;

 

  • рассмотрение заявлений об ошибках и о неточностях в списке избирателей и принятие решений о внесении в него соответствующих изменений;

 

  • обеспечение надлежащего состояния ранее подготовленного помещения для голосования (в том числе в части наличия информации на информационном стенде), наличия мест для  представителей СМИ, наблюдателей;

 

  • обеспечение надлежащего состояния ящиков для голосования, кабин для голосования, в том числе наличия в них письменных принадлежностей, за исключением карандашей, системы освещения;

 

  • контроль за соблюдением на территории избирательного участка запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования;

 

  • проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, составление протоколов об итогах голосования и их передача в территориальную комиссию;

 

  • объявление итогов голосования на избирательном участке и выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

 

  • рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб (заявлений) и принятие по ним мотивированных  решений;

 

  • обеспечение хранения и передачи в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

 

Основы порядка работы УИК при осуществлении вышеуказанных полномочий установлены непосредственно законом и предусматривают:
 

  • приоритет обеспечения процедуры по выдаче избирательных бюллетеней избирателям при предъявлении ими документов, подтверждающих наличие избирательного права;

 

  • незамедлительное и коллегиальное рассмотрение заявления избирателя об ошибке или неточности в списке избирателей;

 

  • обеспечение работы со списком избирателей, исключающей возможность включения в него лиц, не обладающих активным избирательным правом, включение гражданина в список избирателей более одного раза, а также гарантирующей конфиденциальность содержащихся в списке персональных данных граждан, точность подсчета по списку избирателей числа включенных в него избирателей, числа избирателей, получивших бюллетени для голосования, и других данных, необходимых для составления протокола УИК об итогах голосования;

 

  • гласная подготовка к выезду (выходу) к избирателям для организации голосования вне помещения для голосования и обеспечение общественного наблюдения за проведением такого голосования;

 

  • непрерывный и гласный процесс подсчета голосов и составления протоколов об итогах голосования;

 

  • ведение строгого учета документов строгой отчетности: бюллетеней для голосования, специальных знаков (марок) открепительных удостоверений;

 

  • обязанность коллегиально рассмотреть поступившие в день голосования жалобы (заявления) до подписания протоколов УИК об итогах голосования;

 

  • надлежащее заверение копий протоколов об итогах голосования и их выдача под роспись с указанием даты и времени выдачи.

 

В помещении для голосования находится сотрудник полиции, который обеспечивает в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования.


В компетенции полиции находятся вопросы оперативного реагирования на факты совершения присутствующими в помещении для голосования действий, носящих признаки административного правонарушения или уголовного преступления. В полномочия должностного лица полиции входит составление протоколов об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям 5.6 и 5.69 КоАП.
 

При этом следует учитывать, что зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).
 

Член УИК с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

 


Структура