«Земская избирательная кампания и административный надзор»

«Земская избирательная кампания и административный надзор»

Павел Владимирович Галкин
доктор исторических наук, 
заведующий кафедрой муниципального управления
и социального сервиса Московского областного гуманитарного университета


Выступление на  заседании круглого стола ОНМКС при ЦИК России: «Земская реформа 1864 года: уроки и современность»


Докладчик подробно остановился на раскрытии основных принципов Земской избирательной кампании – куриальности, цензовости, и сословности. Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях, высочайше утверждённому 1 января 1864 г.» состав земских гласных сначала формировался на уездном уровне. Избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.

В Московской губернии для участия в выборах от первой курии устанавливался имущественный ценз в размере 200 десятин земли или 15 тысяч рублей по стоимости недвижимого имущества, или в 6 тысяч рублей годового оборота промышленного производства. В равной степени могли принимать участие в выборах поверенные от церквей, компаний и обществ, удовлетворяющих указанным требованиям. Граждане или представители учреждений, располагавшие собственностью, превышающей 1/20 часть имущественного ценза, участвовали в особых предварительных съездах по выбору уполномоченных, количество которых устанавливалось в соответствии с числом полных цензов. Уполномоченные от неполноцензовых избирателей участвовали в выборах на общих основаниях.

Определение избирательного права по совокупности двух различных видов имуществ, из которых каждое в отдельности было меньше полного ценза, не допускалось. В избирательном съезде землевладельцев могли участвовать лично или через уполномоченных крестьяне, имевшие в собственности необходимое количество земли вне крестьянского надела. В избирательных съездах уездных городов участвовали купцы, владельцы торговых и промышленных заведений с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей, а также владельцы городской недвижимости, стоимость которой зависела от численности жителей.

По третьей курии, не предусматривающей имущественного ценза, выборы были многостепенными. Сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем на уездных съездах выборщики избирали гласных в уездное земское собрание. По закону от каждого сельского общества в числе выборщиков должно было быть не менее одного представителя. По третьей курии предоставлялось также право баллотироваться членам избирательного съезда землевладельцев и православному духовенству. 

Причём последние этим правом наделялись даже в том случае, если они не обладали имущественным цензом, позволявшим им баллотироваться по первой курии. Это было сделано законодателем для того, чтобы поднять культурный и образовательный уровень избранников от третьей курии.

В  гласные не могли избираться губернатор и вице-губернаторы, члены губернских правлений, прокуроры и полицейские чины. Избирательные права не предоставлялись иностранцам и российским гражданам моложе 25 лет. Женщины, владевшие недвижимостью, могли уполномочивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятёв и родных братьев, которые не обладали необходимым имущественным цензом. При этом никто не мог иметь на избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного – по доверенности или уполномочию.

Гласные избирались на три года в сроки, назначаемы министром внутренних дел. Процедура проведения выборов подробно регламентировалась в Правилах о порядке приведения в действие «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утверждённых императором Александром II 25 мая 1864 г.

П. В. Галкин обратил внимание на то, что проходившие выборы имели определённые изъяны. Они были связаны с несвоевременным информированием о сроках выборов, переносом места голосования, манипуляцией с шарами для голосования, затягиванием времени проведения выборов. Вместе с тем эти технологии были скорее исключением из общих правил, чем нормой при организации и проведении выборов.