Эффективность работы правительства, декларации о доходах чиновников и грядущие региональные выборы в данных отечественных социологических служб
Эффективность работы правительства, декларации о доходах чиновников и грядущие региональные выборы в данных отечественных социологических служб
В последние недели апреля 2013 года социологические исследования, организованные отечественным экспертным сообществом, отличались большим разнообразием. Традиционно активное участие в изучении и оценке общественного мнения принимали Всероссийский центр изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение» (далее – ФОМ) и Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр). В рассматриваемый период к своим коллегам присоединились специалисты Исследовательского холдинга РОМИР, Независимого социологического центра «Лаборатория Крыштановской», Фонда «Открытая социология», компании «Synovate Comcon» и прочих экспертных служб. Не оставались в стороне и избирательные комиссии.
Большой разброс тем социологических опросов, прямо или косвенно связанных с отечественным избирательным процессом, социальным благополучием граждан нашей страны, их политическими предпочтениями, наблюдавшийся в период с 15 по 30 апреля 2013 года, свидетельствует о повышенной значимости указанной проблематики для всего российского общества. Собственно избирательная тематика хотя и не занимала лидирующих позиций при оценке общественного мнения, но пользовалась устойчивой популярностью как среди социологов (прежде всего, организаторов опросов), так и со стороны потребителей социологической информации. В частности, в преддверии Единого дня голосования 8 сентября 2013 года в ряде субъектов Российской Федерации стартовали предвыборные опросы.
Среди наиболее значимых политических тем общенационального характера выделялись как «традиционные» (присутствуют в опросах общественного мнения систематически), так и «ситуативные» (включались в опросник в зависимости от актуальности той или иной проблемы и присутствия ее в информационном пространстве). К первой группе тем можно отнести опросы, посвященные определению уровня стабильности в российском обществе и социально-экономического благополучия россиян, а также исследованию уровня доверия и степени одобрения деятельности руководителей государства со стороны российских граждан. Так, по данным ФОМ, треть россиян (33%) склонны характеризовать существующий уровень стабильности в обществе как низкий, только 9% опрошенных назвали его высоким . При этом о росте уровня стабильности интервьюерам сообщили 12% респондентов, а о его снижении – 18%. Около половины россиян (48%) говорят о сохранении уровня стабильности в обществе. Ситуация в данной сфере выглядит довольно устойчивой, поскольку за три года наблюдений оценки россиян уровня общественно-политической стабильности в стране существенного изменения не претерпели (см.: Диаграмма 1).
Наряду с устойчивыми оценками социально-политической стабильности, наши соотечественники, как свидетельствуют данные Исследовательского холдинга РОМИР, склонны к выраженному пессимизму в социально-экономической сфере. Только 21% россиян полагают, что 2013 год станет годом экономического процветания, при этом вдвое больше опрошенных (44%) склонны считать 2013 год годом экономических проблем . Проведенное исследование показало, что россияне в этом вопросе оказались пессимистичнее, чем жители, например, Бразилии и Китая, но оптимистичнее большинства европейцев. Эксперты объясняют такой пессимизм граждан России, с одной стороны, привычкой к неприятностям, а с другой – инструментами измерения, которые в сравнительных межгосударственных исследованиях в силу лингвистических особенностей при постановке вопросов в анкете могут существенно искажать ответы респондентов .
Уровень одобрения деятельности руководителей государства со стороны российских граждан в исследуемый период оценивали специалисты Левада-центра. Как свидетельствуют полученные результаты, данный показатель не отличался резкими колебаниями. В среднем, за прошедшие четыре месяца 2013 года уровень одобрения деятельности Президента Российской Федерации В.В. Путина составил порядка 64% . Деятельность регионального руководства пользовалась меньшим одобрением опрошенных (в среднем, порядка 54%). Уровень общественного одобрения деятельности Правительства Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева с начала года несколько снизился (с 47 до 42% и с 57 до 52% соответственно), см. Диаграмма 2. При этом больше всего россиян доверяют именно Президенту Российской Федерации В.В. Путину (31%), на втором месте следует министр обороны С.К. Шойгу (16%), опередивший Председателя Правительства Д.А. Медведева (15%). Среди политиков, пользующихся доверием респондентов, значится и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (4%). А 22% опрошенных заявили интервьюерам, что в настоящее время в России нет таких политических деятелей, которым они могли бы доверять.
Одновременно с этим социологи Левада-центра провели и «ситуативный» опрос, поинтересовавшись мнением россиян относительно того, насколько эффективно в их представлении работает правительство Д.А. Медведева. Данное исследование было проведено по результатам выступления Председателя Правительства Российской Федерации перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 17 апреля 2013 года с ежегодным отчетом. Скорее эффективно и очень эффективно оценили деятельность правительства России 24% респондентов, при этом скорее неэффективно и совершенно неэффективно – 69% опрошенных (см.: Таблица 1) .
Обращает на себя внимание тот факт, что об отчете Д.А. Медведева перед депутатами ничего не слышали 53% опрошенных. При этом среди тех, кто знаком с выступлением Председателя Правительства, порядка 38% респондентов заявили, что имеют «довольно смутное представление» о направлениях развития страны в будущем, а 27% не имеют какого-либо понимания данной темы.
Аналогичные вопросы об отношении россиян к ежегодному отчету, представленному Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым депутатам Государственной Думы, задавали своим респондентам эксперты ВЦИОМ. Результаты исследования, в целом, получились сопоставимыми. Велик процент россиян, которые за выступлением Д.А. Медведева не следили (80%) . Около 40% респондентов, внимательно смотревших и слушавших отчет в Государственной Думе, затруднились с ответом на вопрос о том, какое впечатление на них он произвел. При этом около половины опрошенных (48%) заявили интервьюерам о том, что Председатель Правительства высказал правильные мысли, однако они уже звучали ранее и вряд ли получат дальнейшее развитие (см.: Диаграмма 3).
Как было отмечено выше, в преддверии Единого дня голосования 8 сентября 2013 года работу по социологическому сопровождению избирательного процесса вели и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также территориальные избирательные комиссии. Так, по данным официального Интернет-сайта Избирательной комиссии Курганской области, в исследуемый период территориальной избирательной комиссией Кетовского района Курганской области было организовано и проведено анкетирование выпускников школ. В нем принял участие 101 человек из 8 школ района. Тема исследования формулировалась сравнительно широко «Я сегодня и мое будущее». В опросник включалась проблематика, касающаяся отечественного политического процесса и его выборной составляющей. Результаты исследования показали, что политикой интересуется лишь каждый второй из опрошенных школьников, при этом наименования политических партий, участвующих в избирательном процессе, известны большей части респондентов . Абсолютное большинство выпускников (84%) «не во всем и не всегда» доверяют средствам массовой информации, а также полагают, что руководителей региональных и местных органов исполнительной власти необходимо избирать (75%). Декларируемая электоральная активность будущих избирателей варьирует в зависимости от уровня выборов. Так, принять участие в голосовании на выборах губернатора Курганской области готовы 75% выпускников, на выборах Главы Кетовского района – 68%, а на выборах глав сельсоветов – 57% будущих избирателей.
Полученные результаты можно сравнить с данными исследовательской группы Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), опросившей 1966 человек в возрасте от 10 до 15 лет в 13 регионах России с целью выяснить степень их заинтересованности политикой. Результаты указанного исследования существенно расходятся с данными опроса в Курганской области. По данным социологов РГГУ, современные подростки демонстрируют явную аполитичность: только 8% из них интересуются политическими событиями в мире, и 7% в России . Такие расхождения в полученных результатах, вероятнее всего, обусловлены неравенством выборок респондентов по объему и разным возрастом опрошенных, однако эксперты все же склонны оценивать политическую заинтересованность и активность будущих избирателей-подростков в России, скорее, как низкую, происходящую «из семьи» и являющуюся следствием отсутствия интереса к данному кругу вопросов в обществе .
Помимо курганского опыта, можно отметить он-лайн исследование, которое провели сотрудники Избирательной комиссии Волгоградской области среди посетителей своего сайта. С 22 апреля 2013 года читатели ресурса имели возможность ответить на следующие вопросы: «Пойдете ли Вы на выборы депутатов Волгоградской городской Думы 08 сентября 2013 года?», «Если бы выборы депутатов Волгоградской городской Думы состоялись в ближайшее воскресенье, за какую политическую партию Вы бы отдали свой голос?», «Поддерживаете ли Вы введение смешанной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?» . Количество респондентов, принявших участие в опросе (9 человек в абсолютном выражении, см.: Диаграмма 4), не позволяет судить о степени значимости полученных результатов относительно всех избирателей региона, однако опыт организации и проведения интернет-опросов системой избирательных комиссий Российской Федерации с точки зрения формирования и получения «обратной связи» от граждан, повышения открытости и эффективности собственной работы, заслуживает положительной оценки.
Помимо опросов, непосредственно связанных с отечественным избирательным процессом, российские социологи федерального уровня в исследуемый период изучали смежные проблемы, ряд из которых вызвал широкий общественный резонанс. В частности, большая группа опросов, проведенная во второй половине апреля 2013 года, посвящалась исследованию российских чиновников. Указанную группу исследований также можно назвать условно «ситуативными», поскольку их проведение в информационном пространстве было тесно связано с публикацией представителями государственной власти деклараций о доходах.
Так, 25 апреля 2013 года ВЦИОМ представил результаты своего проекта по изучению образа депутата Государственной Думы и пониманию специфики работы депутатов в представлениях россиян. Выяснилось, что, чаще всего, первая ассоциация, возникающая у граждан при мысли о депутате Государственной Думы, – это «взяточник и вор» (20%); о том, что депутат защищает интересы народа, сказали только 5% респондентов (см.: Диаграмма 5) . Кроме того, 12% россиян считают, что работа депутатов Государственной Думы заключается в «просиживании штанов» и только 5% верят в то, что на Охотном Ряду занимаются государственными делами.
Типичный депутат в понимании наших соотечественников, опрошенных ВЦИОМ, – это образованный (57%) профессионал (42%), обладающий способностью хорошо говорить (56%), но являющийся по натуре беспринципным (45%) нечестным (53%) человеком, который преследует собственные интересы (60%) и оторван от народа (57%).
Подобное отношение к депутатам Государственной Думы демонстрируют и респонденты Левада-центра. По данным, полученным указанной службой в рамках исследования отношения россиян к чиновникам высокого ранга, 41% опрошенных считают, что люди, стоящие у власти, озабочены только собственными привилегиями и доходами . Приоритетом для них является «сохранение и укрепление собственной власти» (62%). В обязательных декларациях о доходах, по мнению респондентов, чиновники указали лишь меньшую часть от всего того, что им принадлежит (43%).
Примечательно, что в истинность деклараций чиновников не верят и Интернет-пользователи. Так, по результатам онлайн-опроса, проведенного в период с 15 по 17 апреля 2013 года на сайте информационного агентства «Регнум», выяснилось, что абсолютное большинство россиян – посетителей Интернет-ресурса (89%) сомневаются в достоверности опубликованных в декларациях сведений (см.: Диаграмма 6) . За период проведения исследования участие в голосовании приняли 4844 человека.
Помимо образов, существующих в головах россиян относительно чиновников, мнений по поводу достоверности опубликованных ими деклараций, отечественные социологи исследовали информированность и отношение респондентов к практике обязательного декларирования доходов и расходов представителями власти и установленного для них запрета на обладание зарубежными активами. Как свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, наши сограждане хорошо информированы об этих мерах (80% и 76% соответственно) и полностью их поддерживают (92% и 90% соответственно) . При этом чем выше возраст опрошенных, тем больше они склонны их одобрять. С целью исследования мнений по данному кругу вопросов, имеющихся в блогосфере, экспертами был проведен мониторинг социальных сетей. В его основе лежали материалы по данной проблематике (общее количество – 887), которые удалось обнаружить в открытых поисковых системах (Blogs.Yandex.ru, Blogsearch.google.ru). Результаты мониторинга подтвердили хорошую информированность российских граждан относительно обязательного декларирования доходов и расходов и запрета на зарубежные активы для представителей власти, а также общественное одобрение указанных мер.
Определенный интерес представляют социологические исследования, касающиеся российской оппозиции и отношений между церковной и светской властями страны.
Персональную известность представителей «несистемной» оппозиции среди россиян исследовали специалисты ВЦИОМ. Опросы показали, что «тройку» наиболее известных оппозиционных политиков составляют Б. Немцов (78%), Г. Каспаров (76%) и М. Касьянов (67%) . При этом больше положительных эмоций у респондентов вызывают личности Г. Каспарова (46%) и В. Рыжкова (33%), см.: Диаграмма 7. А. Навальный известен только 53% опрошенных, при этом у 15% из них он вызывает антипатию, у 8% скепсис и еще у 7% недоверие.
Об отношениях церковной и светской властей в России своих респондентов спрашивали социологи Левада-центра. В исследовании принял участие 1601 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Около половины опрошенных (48%) высказались в пользу того, что церковь и религиозные организации оказывают умеренное влияние на государственную политику в нашей стране . При этом наблюдается устойчивая значимая группа респондентов, полагающих, что церковь с необходимостью должна оказывать влияние на принятие государственных решений (порядка 26%), см.: табл. 2. Главными задачами церкви и религиозных организаций в нашей стране россияне считают поддержку общественной морали и нравственности (44%) и удовлетворение духовных потребностей верующих (43%).
Помимо федеральных социологических структур собственные опросы населения в исследуемый период организовывали и региональные службы. Фонд «Открытая социология» в исследуемый период представил результаты опроса жителей Нижегородской области об их отношении к лидерам региональных отделений политических партий . Выяснилось, что самым известным лидером политической партии является А. Бочкарев («Справедливая Россия»), который знаком 24,6% опрошенных. Лидер нижегородских коммунистов Н. Рябов известен 20,7% респондентов, третьим наиболее узнаваемым партийцем (15,8%) стал А. Кавинов («Единая Россия»). Немногим уступает ему лидер «Альянса зеленых» М. Барковский (12,4%). При этом больше остальных нижегородцы доверяют коммунисту Н. Рябову (25,9%) и эсеру А. Бочкареву (25,6%). Сообщается, что в исследовании, проводившемся по квотированной половозрастной выборке, принимали участие 1600 человек.
Опрос жителей Екатеринбурга в рамках подготовки к выборам главы города провела группа исследователей под руководством Алексея Щербакова и Константина Киселева. Месяцем ранее социологи уже замеряли рейтинги кандидатов на пост мэра, однако в апрельском исследовании из опросных листов была удалена кандидатура Е. Ройзмана (в марте его рейтинг составлял 23%) . В исследовании по квотной выборке приняли участие 650 человек, погрешность составила 3,84%. Опрос состоялся в период с 12 по 14 апреля 2013 года по инициативе исследователей.
Как свидетельствуют полученные результаты, уровень информированности жителей Екатеринбурга о выборах 8 сентября 2013 года значительно вырос: уже 56,5% опрошенных заявили о том, что знают о предстоящем голосовании (см.: Диаграмма 8).
Декларируемая электоральная активность населения Екатеринбурга также выглядит довольно высокой. По состоянию на апрель 2013 года, принять участие в голосовании 8 сентября 2013 года намерены 60,8% опрошенных (см.: Диаграмма 9). Однако 22% респондентов окончательного решения по этому вопросу пока не приняли.
По уровню известности среди кандидатов на пост мэра Екатеринбурга лидирует А. Бурков (40%), за ним следует Я. Силин (33,1%). Самый высокий электоральный рейтинг в отсутствии Е. Ройзмана также имеет А. Бурков (9,8%), хотя стоит отметить рост числа потенциальных избирателей, которые не видят достойной кандидатуры среди представленных (23,5% против 14% месяцем ранее).
Кроме того, в исследуемый период сотрудники экспертных служб задавали своим респондентам вопросы по проблемам, напрямую не связанным с выборной тематикой, но способным дать характеристику некоторым факторам электорального поведения россиян. В этой связи можно привести в пример опрос компании «Synovate Comcon», в ходе которого выяснилось, что только 24% опрошенных читают электронные версии СМИ. Остальные по-прежнему предпочитают получать информацию из печатных источников. Наиболее популярные онлайн-СМИ в России: Kp.ru («Комсомольская правда»), Kommersant.ru («Коммерсант»), Izvestia.ru («Известия»), Vedomosti.ru («Ведомости»), Vmdaily.ru («Вечерняя Москва»). Тот факт, что аудитория отдельно взятого онлайн-СМИ в среднем составляет порядка 300 тысяч человек, а печатные версии расходятся миллионными тиражами, позволяет сделать вывод о том, что электронные ресурсы не могут стать единственными и даже базовыми каналами коммуникации для информирования избирателей.
Отдел совершенствования избирательных технологий.