Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Владимир Евгеньевич Чуров: Финансирование политических партий

Владимир Евгеньевич Чуров

Председатель ЦИК России

Финансирование политических партий

Доклад на международной конференции «Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности», организованной Конституционным Судом Российской Федерации совместно с Венецианской комиссией Совета Европы (Санкт-Петербург, сентябрь 2012 г.)

I. В России вопросы финансового обеспечения политических партий как главных участников политического процесса регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также постановлениями и распоряжениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Свой вклад в этот процесс вносит также Конституционный Суд Российской Федерации, иные суды Российской Федерации.

К основным федеральным законам, регулирующим правоотношения в финансовой сфере политических партий и других участников избирательных процессов, можно отнести Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Федеральный закон от 11 июля 1995 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

В последнее время в соответствии с инициированной Д.А. Медведевым реформой политической системы многие положения этих и иных законов получили дальнейшее развитие в направлении оптимизации избирательного процесса, расширения возможностей политических партий в реализации своих прав и прав граждан на участие в политической жизни России.

В соответствии с законодательством Российской Федерации денежные средства политической партии формируются за счет вступительных и членских взносов, средств федерального бюджета, пожертвований, поступлений от проводимых политической партией мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности и поступлений от гражданско-правовых сделок (ст. 29 Федерального закона № 95-ФЗ).

Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования подтверждены первичными документами и указан источник их образования.

При этом законом установлены следующие запреты и ограничения.

В частности, не принимаются пожертвования от иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц, международных организаций, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также анонимных жертвователей.

Установлены ограничения по суммам пожертвований:

общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать четыре тысячи триста тридцать рублей;

сумма пожертвований от одного юридического лица в течение календарного года, не должна превышать сорок три миллиона триста тысяч рублей;

сумма пожертвований, от одного физического лица в течение календарного года не должна превышать четыре миллиона триста тридцать тысяч рублей.

Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать четыре миллиарда триста тридцать миллионов рублей, при этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать восемьдесят шесть миллионов шестьсот тысяч рублей.

Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Региональные отделения и иные структурные подразделения с правами юридического лица политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ним собственником, имеют самостоятельный баланс или смету.

Ответственность за осуществление финансовой деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений несут назначаемые в соответствии с уставом политической партии уполномоченные лица (финансовые).

Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов своей деятельности.

Важной формой государственной поддержки политических партий является их государственное финансирование. Оно осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета.

Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, не может быть менее 20-ти рублей, умноженных на число избирателей, включенных в список избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации. (Так, например, из федерального бюджета в 2011 году на цели государственного финансирования политических партий было выделено около 1,3 миллиарда рублей.)

Помимо прямого финансирования, государством осуществляется и косвенная поддержка участников избирательного процесса, которая связана с предоставлением бесплатного эфирного времени для целей информационного обеспечения выборов, а также налоговых льгот, применяемых к избирательным фондам.

Финансирование выборов – особый предмет правового регулирования, предполагающий установление параметров расходования средств, их источников, процедур, решения вопросов формирования и расходования избирательных фондов, организацию деятельности финансовых уполномоченных политических партий и другие вопросы.

В российском законодательстве указанные вопросы подробно урегулированы в главе VIII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также специальных законах федерального и регионального уровня.

Участники избирательного процесса (политические партии и кандидаты) для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать собственные избирательные фонды. Денежные средства размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Порядок и источники формирования избирательных фондов, цели и порядок расходования средств также регламентируются законом.

На политической партии, ее региональном отделении лежит ответственность за правильность, достоверность и законность получаемых средств. (например, в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ партии обязаны вернуть пожертвования, поступившие из запрещенных источников либо с превышением предельно допустимых размеров, в течение месяца со дня получения обратно жертвователям, а в случае невозможности возврата (при поступлении анонимного платежа) — перечислить в доход Российской Федерации).

Функции по обеспечению контроля за деятельностью политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений включают:

контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и структурными подразделениями законодательства Российской Федерации;

контроль за соответствием деятельности политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

контроль за источниками доходов политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов.

Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Объем избирательных фондов устанавливается законодательно и имеет определенные пределы. (Например, на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва в декабре 2011 года каждая парламентская партия, без учета ее региональных отделений, имела право израсходовать не более 700 миллионов рублей (в 2007 году – 400 миллионов рублей).

Контроль за формированием и расходованием средств избирательных фондов возлагается на ЦИК России, избирательные комиссии иных уровней. Действенным инструментом контроля, предусмотренным избирательным законодательством, являются контрольно-ревизионные службы, формируемые при избирательных комиссиях различного уровня.

II. Система контроля за финансированием политических партий в Российской Федерации полностью соответствует международным стандартам и даже во многом превосходит их.

С целью подтверждения данного тезиса представляется возможным обратиться к работе научного эксперта ГРЕКО г-на Ив-Мари Дубле «Финансирование политических партий: первые 22 оценки ГРЕКО». Это исследование охватило такие страны, как Албания, Бельгия, Хорватия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Испания, Швеция и Великобритания.

Остановимся на ряде тезисов указанной работы и сравним ситуацию в указанных странах с Россией.

Необходимый элемент для регулирования финансирования политических партий, который выделяет научный эксперт ГРЕКО в своей работе, — это наличие установленного в законодательстве разграничения между текущим финансированием политической партии и ее финансированием в качестве участника избирательного процесса. «В некоторых странах действует законодательство о финансировании политических партий, но у них нет соответствующих норм о финансировании избирательных кампаний (…) ГРЕКО потребовала от Франции обеспечить, чтобы политические партии, которые профинансировали избирательную кампанию своего кандидата или поддержали его (ее) через средства массовой информации, представили в компетентный надзорный орган подробные данные о своем участии, финансовом или ином, в избирательной кампании, и чтобы эти данные были проверены и стали достоянием общественности. Аналогичные рекомендации были даны Германии и Дании».

Избирательное законодательство в Российской Федерации, в свою очередь, наравне с текущей деятельностью политических партий, определяет правовой статус кандидатов и избирательных объединений, а также регулирует порядок финансирования их избирательных кампаний.

В Российской Федерации понятие политической партии дано в статье 3 Федерального закона «О политических партиях». Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Понятие избирательного объединения дано в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Финансирование избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, как уже отмечалось ранее, регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также специальными законами о выборах. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.

Запрещаются без документально подтвержденного согласия уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.

Как было указано ранее, комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов избирательных объединений и расходованием этих средств.

Соответствующая комиссия до дня голосования на выборах периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается соответствующим законом о выборах.

В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона «О политических партиях» сводный финансовый отчет политической партии содержит сведения об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетном году, о расходовании этих средств, об имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации, а в отношении имущества, поступившего в качестве пожертвований, также сведений о жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества. При этом средства, израсходованные политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями на подготовку и проведение выборов, учитываются отдельно.

Таким образом, в Российской Федерации не просто законодательно закреплены соответствующие понятия, но и обеспечена обязанность политических партий – в текущем периоде, и избирательных объединений – в рамках участия в избирательных кампаниях, представлять соответствующую отчетность.

В отношении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям в работе «Финансирование политических партий: первые 22 оценки ГРЕКО» отмечается, что «статья 12 Рекомендации 4(2003) Комитета Министров Совета Европы об общих правилах борьбы с коррупцией, касающихся вопросов финансирования политических партий и избирательных кампаний (далее — Рекомендация) требует, чтобы пожертвования политическим партиям регистрировались. Должны быть конкретно указаны вид и сумма пожертвований, а что касается пожертвований свыше определенной суммы, следует указывать имя доноров. Незначительное число государств разрешает анонимные пожертвования, в том числе Албания, Дания и Мальта. Например, пожертвования запрещены в Эстонии, но такие запреты не применяются в отношении членских взносов, а партии могут определять сами, какие пожертвования следует рассматривать как взносы вообще, а какие как членские взносы, в частности».

Обращаясь к периоду избирательной компании в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

а) собственных средств кандидата, избирательного объединения;

б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

в) добровольных пожертвований граждан;

г) добровольных пожертвований юридических лиц;

д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

В соответствии с пунктами 7 и 8 указанной статьи при внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.

При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных законодательством.

Так, пунктом 6 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены запреты на внесение пожертвований в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в том числе анонимными жертвователями. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства — или указал недостоверные сведения; либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты — или указаны недостоверные сведения.

Аналогичные ограничения для политических партий установлены в статье 30 Федерального закона «О политических партиях».

В отношении раскрытия информации о жертвователе в работе отмечается, что оценочная группа ГРЕКО неоднократно выступала против слишком высоких пороговых значений для раскрытия информации. Например, такой порог в Германии слишком высок. Партии должны сообщать имя доноров в своих отчетах, если общая сумма их пожертвований  в течение года превышает 10000 ЕВРО. Об индивидуальных пожертвованиях, превышающих 50000 ЕВРО, следует сообщать немедленно Председателю Бундестага.

В Дании, отчетность политической партии должна включать имена и адреса физических и юридических лиц, которые внесли пожертвования свыше 2700 ЕВРО, но не суммы, которые внес каждый донор в отдельности.

В соответствии с пунктом 10 статьи 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» обязательному опубликованию подлежат сведения:

1) о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего избирательного фонда (средств политической партии) в случае, если ее размер превышает 800 тысяч рублей (примерно 20 000 ЕВРО) для политической партии и 100 тысяч рублей (примерно 2500 ЕВРО) для ее регионального отделения;

2) о юридических лицах, перечисливших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии) добровольные пожертвования в сумме, превышающей 400 тысяч рублей (примерно
10 000 ЕВРО) для политической партии и 50 тысяч рублей (примерно
1250 ЕВРО) для ее регионального отделения;

3) о количестве граждан, внесших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии) добровольные пожертвования на сумму, превышающую 40 тысяч рублей (примерно 1000 ЕВРО) для политической партии и 20 тысяч рублей (примерно 500 евро) для ее регионального отделения;

4) о средствах, возвращенных жертвователям из соответствующего избирательного фонда (со счета политической партии), в том числе об основаниях возврата;

5) об общей сумме средств, поступивших в соответствующий избирательный фонд (на счет политической партии), и об общей сумме израсходованных средств.

Форма и объем сведений, подлежащих обязательному опубликованию в средствах массовой информации установлена постановлением ЦИК России.

В отношении текущего финансирования политических партий законодательство Российской Федерации устанавливает следующие требования. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения вправе иметь каждое только по одному расчетному счету.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения осуществляют налоговый учет и бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для юридических лиц.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения осуществляют учет поступления и расходования средств политической партии в соответствии с пунктами 37 настоящей статьи 34 Федеральным законом «О политических партиях».

Политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии — в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала.

Политическая партия обязана один раз в три года не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в указанный отчетный период (до мая 2012 года такая отчетность представляется ежегодно).

Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии должны содержать информацию об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного зарегистрированного структурного подразделения, о стоимости имущества, поступившего соответственно политической партии, ее региональному отделению, иному зарегистрированному структурному подразделению в качестве пожертвований, и жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества, о расходовании соответственно политической партией, ее региональным отделением, иным зарегистрированным структурным подразделением средств политической партии.

Сводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетном году, о расходовании этих средств, об имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации, а в отношении имущества, поступившего в качестве пожертвований, также сведений о жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества. При этом средства, израсходованные политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями на подготовку и проведение выборов, учитываются отдельно.

Сводный финансовый отчет политической партии размещается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на ее специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования не позднее чем через два месяца со дня представления политической партией указанного отчета (и является доступным любому пользователю Интернета). Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий доводятся до сведения соответствующих политических партий и размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на указанном сайте, а также направляются для публикации в общероссийские периодические печатные издания.

Как отмечается в работе научного эксперта, ГРЕКО всегда призывала к единообразию в требованиях, сведениях и оформлении финансовой отчетности политических партий. Обеспокоенность была выражена в отношении регулирования в Испании, Ирландии, Норвегии, Нидерландов, Великобритании и Словакии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 34 Федерального закона «О политических партиях» форма сводного финансового отчета и форма сведений о поступлении и расходовании средств в печатном и машиночитаемом виде установлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. (Постановление ЦИК России от 28 сентября 2005 года № 153/1025-4 «О формах сводного финансового отчета политической партии и сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, регионального отделения политической партии, иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии»).

В работе также отмечается, что «страны также отличаются друг от друга количеством подробностей, которые указывают партии. В Словении, например, эта информация ограничивается общей суммой пожертвований, полученных партией, в целом, или для проведения избирательной кампании, причем никакие детали в отношении их характера или общей суммы наличными не указываются. (…) При изучении системы Финляндии, ГРЕКО выяснила, что степень раскрытия информации, требуемая для составления финансовых отчетностей перед выборами, была слишком низкой, чтобы получить важную информацию».

В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Федерального закона «О политических партиях» сводный финансовый отчет политической партии содержит сведения об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетном году, о расходовании этих средств, об имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации, а в отношении имущества, поступившего в качестве пожертвований, также сведений о жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества. При этом средства, израсходованные политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями на подготовку и проведение выборов, учитываются отдельно. Перечень предусмотренных требований к сводному финансовому отчету является исчерпывающим.

ГРЕКО неоднократно подвергала критике нежелание объединить в единое целое отчетность политической партии. В соответствии со Статьей 11 Рекомендации Совета Европы, государства должны требовать от политических партий и связанных с ними учреждении хранить в надлежащем порядке документацию и отчетность. Отчетные документы политических партий следует объединить в единое целое, они должны включать всю отчетность учреждений, прямо или косвенно связанных с ними.

В соответствии с законодательством Российской Федерации политические партии являются юридическими лицами и обязаны соблюдать законодательство в части обеспечения хранения документации, в том числе и бухгалтерской  финансовой отчетности.

В соответствии со статьей 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная документация, в т.ч. отчетность избирательных объединений представляется в соответствующие избирательные комиссии.

Документация комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков, установленных законом. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей избирательной документации, документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность избирательной документации, документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.

Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

Срок хранения финансовых отчетов политических партий — не менее пяти лет.

Статья 13 Рекомендации предлагает государствам-членам «потребовать от политических партий регулярно публиковать отчетность, по крайней мере, ежегодно». Однако, как показывает анализ, проведенный ГРЕКО, на практике все происходит иначе. Некоторые страны вообще не требуют публикации. Речь идет о таких странах, как Бельгия, Мальта (кроме деклараций, представляемых кандидатами на выборах, которые могут быть преданы гласности по требованию), Польша, Великобритания. В Словении вниманию общественности предлагается лишь очень ограниченная информация в форме сокращённых версий ежегодных партийных отчетов, поэтому обычные граждане не могут получить нужную информацию о финансировании партии, так как соответствующие отчеты не содержат достаточных данных. В Швеции совместное добровольное соглашение между партиями в Ригстаге или парламенте констатирует, что было бы разумно, чтобы избиратели знали, как партии финансируют свою деятельность и как единые кандидаты финансируют свои личные избирательные кампании. Несмотря на это, указанные принципы не обязательны для отдельных кандидатов, даже если они являются членами одной из договаривающихся партий.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О политических партиях» сводный финансовый отчет политической партии размещается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на ее специальном сайте в сети Интернет не позднее чем через два месяца со дня представления политической партией указанного отчета. Сведения о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий доводятся до сведения соответствующих политических партий и размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на указанном сайте, а также публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях.

Ежеквартальные сведения также доступны для заинтересованных лиц на сайте ЦИК России в сети Интернет.

В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая комиссия до дня голосования на выборах, референдуме периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения.

Как отмечается в работе, одним из поучительных уроков, извлеченных из  оценочных докладов ГРЕКО, является тот, что, возможно, в этой сфере законодательство и регламенты могут быть оценены полнее в зависимости от действия связанного с ними контрольного механизма. В Дании такой механизм не существует. Будет достаточно только, если руководство партии подпишет свои отчеты и направит их в парламент. Чтобы добиться ежегодного финансирования, декларации для министерства внутренних дел, вместе с партийными отчетами и предполагаемыми расходами, должны быть просто заслушаны уполномоченным и зарегистрированным государственным аудитором. Кроме того, обязательный аудит отсутствует на Мальте и в Швеции, где только партии, добивающиеся государственного финансирования, обязаны предъявить для проверки свою отчетность.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О политических партиях» контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы – Министерство юстиции Российской Федерации.

Контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц, осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, соответствующая избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Контроль за источниками иных доходов политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы – в Российской Федерации — Федеральная налоговая служба.

В соответствии со статьями 58 и 59 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов, фондов референдума и расходованием этих средств.

Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы.

ГРЕКО пришла к выводу, что государственные надзорные органы отвечают критериям независимости во Франции, Ирландии, Польше и Великобритании. Какую бы правовую форму такие надзорные органы не имели, их независимость будет под вопросом, если все они будут политически ангажированы и у них не будет большого желания исполнять свои обязанности.

Одним из примеров является Бельгия. Федеральная контрольная комиссия является комиссией федерального парламента. То же относится и к Албании, где члены избирательной комиссии избираются членами парламента, и к Эстонии, где специальный парламентский комитет отвечает за мониторинг финансирования избирательной кампании. Аналогичным примером является Литва. Члены центральной избирательной комиссии подотчетны парламенту, каждый из них может быть смещен путем вынесения вотума недоверия, инициированного членами политической партии или коалиции.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Исходя из изложенного, очевидно, что опасения ГРЕКО, высказанные в отношении законодательства 20 европейских государств, не могут быть отнесены к Российской Федерации. Напротив, законодательство Российской Федерации закрепляет четкие, достаточно жесткие требования, направленные на прозрачность политического финансирования и адекватный контроль за финансированием политических партий, их региональных отделений, как в рамках их текущей деятельности, так и в пределах избирательной кампании.

III. В свете изложенного, обратимся к тому, как ГРЕКО оценила законодательство Российской Федерации в области финансирования политических партий и какие дала рекомендации.

ГРЕКО рекомендовала Российской Федерации рассмотреть различные законы и нормы, относящиеся к финансированию  избирательных кампаний на федеральном уровне для того, чтобы устранить дублирование и несогласованность и обеспечить четкую и надежную правовую структуру.

Однако, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является по своей правой природе квази-кодексом, комплексным законом, содержащим нормы различных отраслей права, регулирующим отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» являются более узкими, специальными законами, принятыми для удобства участников избирательного процесса.

Особое значение в данном вопросе имеет тот факт, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Россия является федеративным государством.

Статья 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющая право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, включена в главу 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». Таким образом, исходя из положений статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, определяющих предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирование и защита прав человека и гражданина, в том числе избирательных прав, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данным положением Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Также в оценочном докладе ГРЕКО в отношении Российской Федерации содержались рекомендации провести независимое исследование финансирования на политические цели (включая как общее финансирование политических партий, так и финансирование избирательных кампаний) в отношении финансовых потоков за пределами регламентированной области и, основываясь на выводах этого исследования, разработать необходимые меры по исправлению ситуации, а также ввести четкие положения, определяющие начало периода проведения избирательной кампании, чтобы на протяжении этого периода вести точный и полный учет финансовой деятельности.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет избирательную кампанию кандидата, избирательного объединения как деятельность, направленную на достижение определенного результата на выборах и осуществляемую в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами (статья 2 пункт 20). Избирательная кампания в целом определяется как  деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов (статья 2 пункт 19).

При этом кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями (пункт 1статьи 58).

Все расходы, связанные с проведением избирательной кампании должны осуществляться исключительно за счет средств избирательного фонда (статья 59).

Непонятна рекомендация ГРЕКО о принятии соответствующих мер, обеспечивающих, чтобы регулирование финансирования партий и избирательных кампаний не подрывалось злоупотреблением служебными полномочиями.

Гарантии от злоупотребления служебным положением содержатся в статье 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Для обеспечения реализации данного положения пункт 2 указанной статьи устанавливает, что зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в законодательстве Российской Федерации о выборах понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, —членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

В оценочном докладе ГРЕКО содержалась рекомендация принять соответствующие меры, обеспечивающие, чтобы членские взносы не использовались в обход правил прозрачности, применяемых в отношении пожертвований (взносов).

В соответствии с положениями Федерального закона «О политических партиях» результаты хозяйственной деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений (пункт 6 статьи 31). Сводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетный период, о расходовании этих средств, об имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации, а в отношении имущества, поступившего в качестве пожертвований, также сведений о жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества. При этом средства, израсходованные политической партией, ее региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями на подготовку и проведение выборов, учитываются отдельно (пункт 6
статьи 34).

Также политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии (пункт 3 статьи 34). Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии  должны содержать информацию об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного зарегистрированного структурного подразделения, о стоимости имущества, поступившего соответственно политической партии, ее региональному отделению, иному зарегистрированному структурному подразделению в качестве пожертвований, и жертвователях, осуществивших пожертвования в виде имущества, о расходовании соответственно политической партией, ее региональным отделением, иным зарегистрированным структурным подразделением средств политической партии (пункт 5 статьи 34).

ГРЕКО отметила, что необходимо обеспечить, чтобы предоставленные политическим партиям займы (кредиты) не использовались в обход правил финансирования партий, в частности, когда условия их получения отличаются от обычных рыночных условий и когда они полностью или частично списываются.

Включение в законодательство Российской Федерации о выборах положений о займах не является необходимым ввиду того, что законодательство Российской Федерации о выборах устанавливает исчерпывающий перечень источников формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений (статья 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), исключающий возможность использования займов для данной цели. Поскольку все расходы кандидатов, избирательных объединений в рамках избирательных кампаний должны быть оплачены из избирательного фонда (статья 59 указанного Федерального закона), можно констатировать, что в рамках избирательных кампаний политические партии не могут использовать такой источник финансирования, как займ.

ГРЕКО в своем оценочном докладе рекомендовала Российской Федерации определить независимый головной орган для эффективного надзора за осуществлением текущего финансирования политических партий и наделить его соответствующими полномочиями (в т.ч. возможностью налагать санкции) и ресурсами (В ходе 54-ого пленарного заседания ГРЕКО экспертами высказывались мнения, что таким органом может быть ЦИК России), при этом рекомендовалось укрепить независимость избирательных комиссий в сфере надзора за финансированием партий и избирательных кампаний.

Существующий порядок формирования избирательных комиссий всех уровней предусматривает сбалансированное представительство различных интересов в избирательных комиссиях, обеспечивает должный уровень подготовки их членов, как это рекомендовано в пункте 3 раздела II Руководящих принципов относительно выборов, принятых Венецианской комиссией на 52-й сессии (Венеция, 18-19 октября 2002 года, Страсбург, 30 октября 2002 года).

Как уже отмечалось ранее, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов с правом решающего голоса. Они замещают государственные должности и не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 15 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 43 процента из 830 835 членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса вошли в состав комиссий по предложению 7 политических партий, из них 11,2 % – по предложению Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», 9,6 % – по предложению КПРФ, 8,4 % – ЛДПР, 8,7 % – Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, 1,4 % – Партии «ПРАВОЕ ДЕЛО», 1,2 % – Партии «ЯБЛОКО».

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 22 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии.

Одной из гарантий независимости членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе от тех, кто предложил их кандидатуру в настоящее время является отсутствие возможности безосновательного отзыва члена избирательной комиссии (статья 29 Федерального закона).

Независимость и непредвзятость членов избирательных комиссий обеспечивается и основными принципами их работы, такими как коллегиальность принятия решений и гласность.

В отношении возможности налагать санкции необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 212 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» члены комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности статьями: 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума; 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; 5.19. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума; 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам; 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума.

Также в соответствии с положениями статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица налоговых органов в отношении административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.1.1, статьями 15.3 - 15.9, 15.11, частью 3 статьи 18.15, частью 3 статьи 18.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что ГРЕКО не было объективным, изучая и оценивая законодательство Российской Федерации. Такая политика двойных стандартов, которая ярко иллюстрируется сравнением законодательства Российской Федерации и данных ей рекомендаций и 22 оценок других государств, вызывает опасения, не подвержена ли сама ГРЕКО как организация политической заинтересованности.

Комментарии (0)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...