Семинар как форма взаимодействия РЦОИТ при ЦИК России с избирательными комиссиями
Семинар как форма взаимодействия РЦОИТ при ЦИК России с избирательными комиссиями
15 марта в Избирательной комиссии Ленинградской области состоялся семинар по теме: «Эффективная работа сайтов избирательных комиссий - важное условие обучения кадров избирательных комиссий и повышения правовой культуры избирателей». В ходе семинара выступили доктор политических наук, член Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России, заместитель начальника отдела РЦОИТ при ЦИК России Александр Николаевич Аринин и Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области, кандидат юридических наук Владимир Павлович Журавлёв.
В своём выступлении А. Н. Аринин подчеркнул, что в настоящее время возросла актуальность проведения эффективных выборов, результатом которых является общественное признание избранной власти, её одобрение большинством граждан и согласие подчиняться ей при проведении тяжёлых реформ, в которых нуждается Россия. Модель эффективной организации и проведения выборов основывается на трёх принципах.
Во-первых, на прозрачных и понятных для общества результатах работы организаторов выборов – избирательных комиссий всех уровней.
Во-вторых, на повсеместном внедрении с помощью инструментов прозрачности новых форм и методов контроля над избирательным процессом. Главным критерием оценки эффективности организаторов выборов должно стать общественное мнение, мнение самих граждан.
В-третьих, на ответственной и, как следствие, компетентной деятельности избирательных комиссий.
Важным инструментом прозрачности, способствующим эффективной организации и проведения выборов в Российской Федерации, являются сайты избирательных комиссий. Под прозрачностью деятельности избирательных комиссий следует понимать размещение на их сайтах полной, достоверной, объективной, своевременной, регулярной информации о работе избирательных комиссий.
1. Прозрачность избирательных комиссий в организационной работе предполагает полную, достоверную, объективную, своевременную информацию, размещаемую на сайте:
- о календарных планах мероприятий по подготовке и проведению выборов;
- о формировании избирательных комиссий;
- о качественном составе избирательных комиссий;
- о взаимодействии с партиями по работе их представителей в избирательных комиссиях;
- о работе с общественными организациями по делегированию в избирательные комиссии их наиболее подготовленных представителей;
- о регистрации (учёте) избирателей;
- об образовании избирательных участков;
- о составлении списков избирателей;
- по приглашению избирателей на избирательные участки;
- о взаимодействии избирательных комиссий с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
2. Прозрачность избирательных комиссий в сфере обучения и тестирования членов территориальных и участковых избирательных комиссий предполагает полную, достоверную, объективную, своевременную и регулярную информацию, размещаемую на сайте:
- о планах обучения в предвыборный и выборный периоды;
- о привлечении к процессу обучения профессорско-преподавательского состава юридических факультетов и кафедр вузов;
- об использовании разнообразных форм обучения (очного и дистанционного);
- о проведении традиционных форм занятий (лекций, семинаров, конференций);
- о подготовке и использовании методических пособий;
- о применении инновационных видов обучения (деловых игр, мастер-классов, тренингов);
- об обучении резерва;
- о правовом образовании молодёжи;
- о контроле знаний посредством использования современных информационно-коммуникативных программ тестирования.
3. Прозрачность в информационно-разъяснительной деятельности (ИРД) избирательных комиссий предполагает размещение на сайте полной, достоверной, объективной, своевременной и регулярной информации:
- о планах и программе по информационно-разъяснительной деятельности.
- об обучении, в том числе дистанционном, организаторов выборов новым формам и способам информационно-разъяснительной деятельности;
- о результатах социологических исследований и мониторингов, используемых в ИРД;
- об организации специализированных адресных мероприятий для избирателей различных возрастов и социальных слоев (молодежь, пенсионеры, инвалиды и пр.);
- о проведении пресс-конференций, брифингов, семинаров, совещаний, «круглых столов», конференций, форумов, посвященных информационно-разъяснительной деятельности для представителей политических партий, СМИ, общественных организаций, иных участников избирательного процесса;
- об использовании социальных сетей, блогов в сети интернет в проведении информационно-разъяснительной деятельности;
- о работе с молодыми избирателями по ведению информационно-разъяснительной деятельности.
Избирательные комиссии должны постоянно взаимодействовать со СМИ, помогая им получать необходимую информацию.
4. Организация работы сайтов избирательных комиссий по взаимодействию со СМИ предусматривает:
- Своевременное и компетентное разъяснение целей, содержания и ожидаемых последствий новых изменений в избирательном законодательстве.
- Регулярное ознакомление избирателей с официальной информацией, касающейся сроков и процедуры выборов.
- Создание атмосферы честной и свободной предвыборной конкуренции, противодействие «грязным» технологиям.
- Ознакомление избирателей с программами, финансовыми отчётами личными декларациями о доходах и имуществе, другими документами зарегистрированных кандидатов и партий.
- Организацию освещения публичных дебатов между представителями соперничающих политических сил.
- Разъяснение решений избирательных комиссий в конфликтных ситуациях с точки зрения правоприменительной практики.
- Достоверное и своевременное ознакомление избирателей и всех заинтересованных сторон с результатами выборов и формирование доверительного отношения к ним.
Таким образом, для эффективного сотрудничества со СМИ деятельность избирательных комиссий должна быть открытой и прозрачной, что создает атмосферу доверия граждан к их работе и выборам в целом.
В свою очередь, СМИ, как правило, ждут от избирательных комиссий информации и комментариев по целому ряду актуальных вопросов. В целях обеспечения качественного освещения выборов средствами массовой информации избирательные комиссии должны размещать на своих сайтах полную, достоверную, объективную, своевременную и регулярную информацию по целому ряду вопросов.
- О регистрации конкурирующих политических партий, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, кандидатов на иные выборные должности, и причинах отказов в регистрации.
- О финансовом состоянии и источниках доходов партий, кандидатов.
- Об оценке правомерности действий участников выборов в рамках избирательной кампании.
- О нарушении соперничающими партиями, кандидатами избирательного законодательства.
- О взаимоотношениях избирательных комиссий с органами государственной власти, в первую очередь, исполнительной. СМИ проявляют особый интерес к теме независимости избирательных комиссий от так называемого административного давления, а при возникновении конфликтных ситуаций - к вопросам взаимоотношения избирательных комиссий и судебных органов.
- О технической подготовке к голосованию и подсчёту голосов, отсутствие (или, наоборот, наличие) возможностей для фальсификации.
- О ходе голосования в день выборов.
- Об итогах голосования.
- О предварительных и окончательных итогов выборов.
В заключении А. Н. Аринин заметил, что доверие граждан к выборам и, как следствие, легитимность (эффективность) выборов зависит от прозрачности избирательного процесса, связанного с качественной работой СМИ. В свою очередь, полное, объективное, достоверное, своевременное и регулярное освещение выборов средствами массовой информации зависит от качественного взаимодействия с ними избирательных комиссий.
Разумеется, легитимность (эффективность) выборов не ограничивается прозрачностью избирательного процесса. Легитимность выборов связана также с чётким законодательством о выборах, с неукоснительным его исполнением всеми участниками избирательного процесса и с эффективной деятельностью организаторов выборов.
Тему эффективного взаимодействия избирательных комиссий со СМИ продолжил Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области Владимир Павлович Журавлёв. Председатель отметил, что в сотрудничестве Избирательной комиссии Ленинградской области со средствами массовой информации первостепенное внимание уделяется оказанию помощи журналистам, руководителям СМИ в понимании законодательства о выборах, статуса СМИ в ходе избирательных кампаний.
При этом В. П. Журавлёв подчеркнул, что «взаимодействие и взаимопонимание с представителями СМИ является важнейшим компонентом в работе комиссии. Неслучайно соответствующий рабочий орган при Избирательной комиссии Ленинградской области называется «Совет по сотрудничеству со СМИ и рассмотрению информационных споров». Прежде всего, мы максимально информируем журналистов в виде методических материалов и регулярных встреч».
Например, сразу после окончания процесса формирования участковых избирательных комиссий, а также 8 территориальных избирательных комиссий (после 25 марта) Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области планирует провести большую пресс-конференцию по итогам этого важного процесса.
На пресс-конференции будет также сообщено о подписании нового соглашения о сотрудничестве Избирательной комиссии Ленинградской области с Главным управлением Министерства внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
На пресс-конференции Председатель планирует рассказать о 2-х законодательных инициативах комиссии, внесенных в Законодательное Собрание Ленинградской области. Проекты 2-х законов связаны с изменениями в федеральном законодательстве о формировании участковых избирательных комиссий. В результате, в Ленинградской области может появиться новый закон «Об избирательных комиссиях и избирательных участках». Примечательно, что это делается по рекомендации ЦИК России. Всё это свидетельствует о компетентной, своевременной и регулярной работе Избирательной комиссии Ленинградской области со СМИ.
Наконец, на пресс-конференции В. П. Журавлёв сообщит о проведении в начале июня 2013 года научной конференции: «Этапы становления и развития института выборов в России». Избирательная комиссия Ленинградской области планирует провести конференцию совместно с Северо-Западным институтом управления РАНХИГС при Президенте Российской Федерации. На конференцию планируется пригласить учёных и практиков из Новгородской и Псковской областей. Примечательно, что конференция будет готовиться во взаимодействии с РЦОИТ при ЦИК России.
В целом семинар, проведённый в Избирательной комиссии Ленинградской области, показал продуктивность взаимодействия РЦОИТ при ЦИК России с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Это мотивирует РЦОИТ при ЦИК России активнее использовать семинары как интересную и содержательную форму взаимодействия с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.