Общие вопросы формирования системы электронной демократии за рубежом

Общие вопросы формирования системы электронной демократии за рубежом

Валентин Марьенков, главный советник РЦОИТ при ЦИК России

Общие вопросы формирования системы электронной демократии за рубежом

Проведенное предварительное изучение темы «Общие вопросы формирования системы электронной демократии за рубежом» позволяет говорить о том, что сам термин «электронная демократия» (Э-демократия, E-democracy) не раскрывается на уровне законодательства и подзаконных актов зарубежных стран, стран Европейского союза, других межгосударственных объединений. В настоящий момент понятие электронной демократии, его содержание, выработано доктринально, на основе:

  1. Изучения текущего состояния институтов демократии в стране и мире, процедур прямой демократии и участия в них граждан.
  2. Оценки и изучения уровня развития современных информационно-коммуникационных технологий.
  3. Обобщение опыта формирования электронных правительств.

Обращаясь к исследованию зарубежного опыта, необходимо отметить, что развитие электронной демократии в мире зачастую носило стадийной характер, как например, в практике США, где электронная демократия прошла путь от теледемократии (информирование по важнейшим направлениям государственной деятельности, проведение соц. исследований с помощью каналов кабельного телевидения в 70е годы 20 века) до кибердемократии (текущий этап развития электронной демократии) и в перспективе - электронной демократизации (построение комплексных информационных систем максимально полного взаимодействия «инициатива гражданин-представитель власти»).

В зарубежной научной доктрине принято раскрывать понятие и содержание «электронной демократии» через её сравнение с концепцией «электронного правительства» (Э-правительства). Как показывает анализ ряда источников в сети Интернет (публикации в электронных СМИ, научные работы, информационные обзоры), электронная демократия в широком смысле представляет собой учет мнений и вовлечение граждан и организаций в политические решения и процессы с использованием информационно-коммуникационных средств. Как общественная деятельность она противопоставлена концепции «электронного правительства». В отличие от Э-правительства, создаваемого «сверху» для более эффективного функционирования государственного аппарата (т.е. фактически для создания системы электронного государственного управления), Э-демократия ориентирована на качественное повышение уровня участия граждан в политической жизни, т.е. на инициативу «снизу» в управлении государством. 

Примером Э-правительства в России может служить портал оказания государственных услуг в электронном виде gosuslugi.ru, с помощью которого планируется создать эффективную систему государственного управления в сети Интернет по направлениям деятельности Министерств и ведомств, прямо указанных в Распоряжении Правительства РФ №1555 . В свете принятого Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» можно сделать вывод о том, что концепция Э-Правительства в настоящий момент представляет собой один из эффективных инструментов идущей в России административной реформы.

Электронная демократия в то же время носит более широкий характер, в сравнении с узконаправленным действием системы Э-правительства. Как сказал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на встрече с активом партии «Единая Россия» 28 мая 2010 года «Я абсолютно уверен, что грядет эпоха возвращения, в известной степени, от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой при помощи Интернета». Отметим в связи с этим, что Федеральная целевая программа «Электронная Россия» в качестве одной из своих целей указывает на «создание условий для развития демократии», которая, как подчеркивается в части 1 Программы обеспечивается « за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации». Так же необходимо отметить, что в качестве результата внедрения информационно-коммуникационных технологий (ч. 7 Программы) называется реализация проектов дистанционного обучения и повышения квалификации как важного элемента демократии и реального обеспечения равных прав всех граждан в области информации.

Таким образом, в самом общем виде в России существуют юридические предпосылки и техническая база к построению организационно-правовой базы для осуществления системы электронной демократии.

Ориентиром для выделения групп общественных отношений в рамках реализации процедур электронной демократии, несомненно, будет накопленный зарубежный опыт системного подхода к осуществлению мероприятий по электронной демократии.

По результатам предварительного анализа данной тематики были выявлены следующие формы электронной демократии, сложившиеся в зарубежной практике:

  1. Электронное голосование (учитывая общий, обзорный характер данной записки, детальный обзор данной проблемы возможен в рамках отдельного исследования).
  2. Создание официальных сайтов политических партий, государственных деятелей и их совершенствование в части приема и рассмотрении обращений в электронном виде, предоставления отчетов по принятым во исполнение указанных обращений мерам.
  3. Проекты по выяснению общественного мнения в сети Интернет по основополагающим законам и политическим событиям страны.
  4. Право законодательной инициативы, право на референдум.
  5. Создание электронных органов законодательной, судебной власти с регистрацией мнений он-лайн (муниципальный электронный проект «Сити-холл» в США, проект «Европейская инициатива»).
  6. Создание электронных партий (Австралия, Швеция, Новая Зеландия), которые ориентированы на полноценное представительство в сети Интернет, в том числе в виде проведения голосования среди рядовых членов партии, по поводу формирования политики партии, выработки позиции в рамках голосования по тем или иным вопросам в рамках законотворческого процесса.
  7. Использование сети Интернет как площадки для ведения информационно-разъяснительной деятельности с учетом обобщения опыта обращения избирателей по запросам о предоставлении информации о выборах в стране.
  8. Создание информационной и коммуникационной базы для формирования «электронных» политических и общественных лидеров
  9. Извещение с помощью сети Интернет о важнейших политических событиях.
При этом, как указывается в литературе, высшей формой электронной демократии признается Электронная прямая демократия (Electronic direct democracy (EDD), которая представляет собой прямое вовлечение граждан в избирательную деятельность с использованием инфомрационно-коммуникационных средств (см., например, опыт Флориды в части регулирования деятельности общественных организаций ВУЗов, кантональные электронные системы в Швейцарии, «Сити-холлы» в США, в части создания системы учета мнений избирателей). Также в исследовательских работах по анализируемой тематике, принято разделять уровни электронной демократии: международный, национальный, региональный и местный. Каждый из них обладает спецификой в зависимости от степени развитости информационно-коммуникационных технологий и текущего состояния законодательства, призванного урегулировать как функционирование демократических институтов, так и правовое регулирование данных отношений в сфере электронного обмена данными.

Наиболее сложным в зарубежной теории и практике представляется ответ на вопрос о том, каково правовое обоснование для реализации электронной демократии. Как показало общее исследование данного вопроса, речь идет о построении сложных юридических моделей на основе комплексов законодательства, призванного урегулировать как защиту общих демократических прав и свобод граждан, так и нормативных актов, регулирующих отношения в области использования информационно-коммуникационных средств.

В качестве примера можно привести реализацию идей электронной демократии в рамках Европейской гражданской инициативы . Суть данной идеи - прямая электронная законодательная инициатива по важнейшим вопросам функционирования Европейского союза. Правовым обоснованием здесь выступает тот факт, что инициатива по своему содержанию соответствует нормам, учреждающим Европейский союз, которые в то же время не содержат обязательных требований к форме указанного волеизъявления, в том числе запрета на её реализацию в электронном виде.

Назовем в самом общем виде инициативы в рамках Э-демократии по ряду зарубежных стран, лидирующих в части практической реализации мероприятий по данному вопросу.

Эстония – в стране проводится электронное голосование, создан государственный портал по учету и рассмотрению партиями мнений своих избирателей (муниципальная электронная система «TOM»-«Сегодня я решаю»). В случае регистрации в рамках системы ТОМ инициативы граждан, по итогам обсуждения, она направляется в соответствующее содержанию инициативы Министерство от имени партии (контрольный срок рассмотрения-1 месяц). Решение по практическому внедрению инициативы размещается на страницах портала.

Венгрия - функционирует система государственных Интернет-форумов различного уровня от городских до общегосударственных.

Италия - в стране создана специальная государственная организация для практического внедрения инструментов Э-демократии, поддержки общественных проектов в данной области (Национальный центр по Публичному Администрированию и Информатике- CNIPA (National Center for Public Administration and Informatics)).

Испания - государственная программа поддержки проектов электронной демократии на местах, введена в строй система повседневного контроля уровня жизни в г. Мадриде, корректируемая на основе электронных обращениям граждан, осуществляется систематическое проведение электронных опросов по вопросам формирования государственных бюджетов.

Швейцария - опыт электронного голосования, система электронной консультации «граждане- представители органов власти» на уровне крупных городов и кантонов.

Великобритания – осуществлены эксперименты по электронному голосованию, проводились официальные дебаты кандидатов на выборах в формате Интернет-блога, создан и финансируется «Национальный проект по Э-демократии на местах».

США - создана система рассмотрения электронных обращений на уровне губернатора штата, а так же создание сходных систем на уровне город-муниципалитет, создание партиями электронных информационных систем повышения электоральной активности.

Германия - в стране ведутся работы по созданию концепции электронного законотворчества, дистанционного электронного участия депутатов в законотворческой деятельности с учетом обращений граждан. Анализ конституционного законодательства Германии позволил ряду ученых сделать вывод о том, что статус депутата Парламента Германии позволяет каждому из них создавать систему рассмотрения инициатив граждан в электронной форме и принимать по ним оперативные решения, даже в отсутствие подобной системы Э-демократии на уровне партии, которую данный депутат представляет .

Выводы.

В заключение можно привести перечень общих недостатков, выявленных при построении системы электронной демократии и широко обсуждаемых экспертами и общественностью. Отметим, однако, что они носят общетеоретический, модельный характер и не привязаны к частным проблемам построения указанных систем на местах. К недостаткам концепции электронной демократии относятся, на наш взгляд, ряд факторов.

Во-первых, обязательное требование к высокому уровню доступности Интернет - технологий в стране.

Во-вторых, проблемы, связанные с защитой информации, обрабатываемой в ходе реализации процедур Э-демократии.

В-третьих, сложность проведения оценки эффективности результатов построения системы электронной демократии на государственном уровне.

В-четвертых, спорный характер определения пределов правового регулирования функционирования сети Интернет, как способа косвенного контроля государства за процессами электронной демократии.
Резюмируя вышеизложенное, считаем целесообразным проведение дальнейших исследований по вопросам электронной демократии в контексте функционирования избирательной системы в Российской Федерации.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.