Опыт проведения интернет – голосования на выборах и референдумах в России и за рубежом

Опыт проведения интернет – голосования на выборах и референдумах в России и за рубежом

Опыт проведения интернет – голосования на выборах и референдумах в России и за рубежом


Митяева Ю. В. - кандидат политических наук, доцент кафедры Государственно-правовых дисциплин НОУ ВПО «Московского Университета им. С.Ю. Витте» филиал в г. Рязани


Отношение общества, к интернет-технологиям стремительно изменяется. С помощью сети Интернет передается и получается пользователями сети огромный массив информации. Если вначале своего развития Интернет воспринимался скорее как еще одно развлечение, то на сегодняшний день с помощью Интернета граждане получили возможность оперативно взаимодействовать с органами государственной власти, участвовать в выборах. Безусловно, не во всех, даже экономически развитых странах мира интернет доступен абсолютно каждому человеку. Но отрицать его возрастающую роль в нашей жизни становиться все сложнее. В ряду применяемых интернет – технологий технологии интернет-голосований широко не применялись при проведении государственных выборов, системы голосований с использованием сети Интернет только разрабатываются в ряде стран, но в некоторых уже имеются их законченные реализации. 

В настоящее время под электронным голосованием в основном понимается процесс подсчета голосов электронными средствами (автоматические ящики для голосования, которые сканируют бюллетени и т.п.), так и сам процесс подачи голоса посредством различных новых телекоммуникационных средств.  

Электронное голосование – это фактически дистанционное голосование, позволяющее не привязывать волеизъявление граждан к фактическому месту нахождения. Считается, что нормативное закрепление электронного голосования должно повысить явку избирателей заинтересованной молодежи и людей, находящихся за границей, которые испытывают сложности с перемещением на избирательный участок. Одной из целей электронного голосования является снижение вероятности искажения или подтасовки результатов за счет уменьшения влияния на весь процесс так называемого «человеческого фактора». Поэтому данная форма голосования сегодня вызывает живой интерес, как у самих избирателей, так и у исследователей в области избирательных технологий.

Необходимо обратить особое внимание на опыт наиболее развитых зарубежных государств. Голосование через интернет-ресурсы давно применяется в США, Великобритании, Канаде, Эстонии, Швейцарии, Австралии и т.д. Практикуется несколько видов электронного голосования: голосование с помощью социальной карты, голосование с помощью мобильного телефона (Великобритания), голосование с использованием дисков для электронного голосования (Канада, США, Эстония), электронное голосование с использованием ID-карт (Швейцария). Рассмотрим более детально технологии проведения электронного голосования на примере стран Европы и США.

Избирательный кодекс Французской Республики допускает электронное голосование с 1969 года. МВД Франции в 2003 году приняло документ, содержащий перечень технических требований к сертификации комплексов электронного голосования, которые используются без бумажного носителя. 

Решение об использовании комплексов для электронного голосования находится в компетенции коммун с последующим одобрением префекта, что ослабляет единообразный подход к их использованию и осуществления контроля за ними. Муниципалитеты для информирования избирателей о применении электронного голосования развертывают демонстрационные пункты, посвященные работе комплексов электронного голосования, проводят их публичное тестирование, когда избиратели могут попрактиковаться в обращении с автоматами для голосования, создают сайты в Интернете для обучения избирателей и т.д. Для слабовидящих избирателей в комплексах для электронного голосования предусмотрено аудиосопровождение. Во Франции комплексы для электронного голосования впервые использовались на региональных и местных выборах в 2004 году, затем также на парламентских выборах в 2006 году и прошедших в 2007 году президентских выборах, когда 1,5 млн. избирателей (3%) из 83 городов использовали электронное голосование. 

При проведении выборов президента Франции в 2007 году некоторые неправительственные организации поставили под сомнение надежность электронного голосования. Ряд политических партий выступили против его использования на президентских и парламентских выборах, заявив, что время ожидания в очереди на электронное голосование составляло до двух часов и многие избиратели уходили, не дождавшись голосования, а испытания двух из трех типов автоматов показали, что четыре человека из семи в возрасте 65 лет и старше не смогли проголосовать, используя данные машины. Все же Конституционный совет Франции подтвердил законность использования комплексов для электронного голосования. Интернет-голосование во Франции используется для граждан, находящихся за границей (около 800 тысяч человек) с 2003 года. Фактически через Интернет голосуют не более 2 процентов тех, кто имеет на это право. 

Именно в США были проведены первое в мире электронное голосование в 2000 году. Федеральный закон от 2002 года «Помоги Америке проголосовать» («Help America Vote (HAVA)») предусматривает, что с 2006 года все избирательные участки должны быть оборудованы электронной системой голосования, за исключением ряда штатов, где, все избиратели голосуют по почте. При этом на территориях некоторых муниципальных образований в штатах Нью-Йорк и Айдахо применяются рычажные и перфораторные машины для голосования. В десяти штатах на некоторых избирательных участках используются бумажные избирательные бюллетени и применяется процедура их ручного подсчета. 

Одним из основных недостатков HAVA и, следовательно, американской системы электронного голосования, является отсутствие общеобязательных федеральных стандартов избирательных технологий и единой системы сертификации оборудования. В настоящее время 18 из 26 штатов, использующих сенсорные технические средства голосования, приняли законодательные положения о том, что комплексы для электронного голосования должны быть снабжены бумажным носителем (в девяти штатах сенсорные комплексы для электронного голосования являются единственным средством для голосования избирателей). Мэриленд был первым штатом, на территории которого стали применяться сенсорные комплексы для электронного голосования. Однако, как сообщают российские наблюдатели, осуществлявшие наблюдение за промежуточными выборами в Конгресс США осенью 2010 года, избиратели Мэриленда настояли на замене машин с сенсорными экранами на оптосканирующие, так как считают необходимым наличие бумажного бюллетеня во избежание фальсификаций.

В 41 штате применяются оптические комплексы для электронного голосования (наряду с сенсорными комплексами для голосования), в 17 из них они используются на всех избирательных участках. В целом около 93 процентов избирателей принимают участие в голосовании при помощи электронных средств голосования и подсчета голосов избирателей. В США первым опытом интернет-голосования стали предварительные выборы Демократической партии в штате Аризона в марте 2000 года. В феврале 2008 года было организовано интернет-голосование на первичных выборах для избирателей-демократов, находящихся за границей. Что же касается голосования с использованием Интернета, то оно применяется только в графстве Окалооза, штат Флорида. 

В Швейцарии на национальном уровне правовая баз для проведения «пилотных проектов» для электронного голосования была создана в 2002 году после одобрения Федеральном советом. Эксперимент проводился в трех кантонах, в том числе и в Женеве. Электронное голосование проводилось с применением ID-карт. Анонимность была обеспечена тем, что для голосующих через сеть интернет не было именного списка, а только номера действительных карточек для голосования. Результаты двух официальных избирательных компаний превзошли все ожидания организаторов. Явка избирателей составила 43,6 и 28,9% соответственно. При этом 90% швейцарцев, которые участвовали в электронном голосовании, хотели бы снова принять участие именно в электронном голосовании.  

Что касается Эстонии, то в качестве одного из основополагающих прав человека в 2000 году эстонский парламент провозгласил интернет-доступ. Были использованы наработки в сфере интернет-банкинга, который практикуется в Эстонии уже более 10 лет. Для участия в голосовании необходимо иметь компьютер с выходом в интернет и устройство для считывания данных персонального электронного удостоверения личности (внутригосударственный удостоверяющий личность документ, обязательный для граждан, достигших 15-летнего возраста, позволяющий также ставить электронную подпись).  

Опыт зарубежных государств, а также некоторых регионов России позволил выявить ряд очевидных достоинств электронного голосования. Во-первых, это возможность участвовать в голосовании независимо от места нахождения избирателя, что стало существенной гарантией соблюдения активного избирательного права тех избирателей, которые в день голосования не могут явиться на избирательный участок и проголосовать по открепительному удостоверению. Во-вторых, применение электронного голосования позволило бы минимизировать затраты на проведение выборов (в том числе на аренду помещений, заработную плату членов избирательных комиссий и т.д.) и, наконец, значительно сократить время его проведения.

Вместе с тем, применение электронного голосования вызывает немало трудностей, которые в современных условиях не позволяют его применять повсеместно. В первую очередь это связано с наличием защищенного канала доступа в сеть интернет и оснащения компьютеров источниками бесперебойного питания на случай отключения электроэнергии. Кроме того, неразвитость нормативно-правовой базы, регулирующей порядок проведения электронного голосования, не исключает возможности нарушения существенные сложности осуществления контроля за проведением электронного голосования.

Но все же, результаты экспериментов с использованием различных форм электронного голосования, международная практика, свидетельствует о том, что электронное голосование выступает одной из самых перспективных форм выявления волеизъявления избирателей. На двухдневном семинаре Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе «Состояние и применение электронного голосования в государствах – участниках ОБСЕ» глава ЦИК России В.Е. Чуров выразил свое отношение к использованию электронных средств при проведении выборов. По его словам: «Если год нынешняя дискуссия показала, что мы приходим к единому мнению, согласно которому, использование электронных средств на выборах – путь, с которого ужен нельзя свернуть». Таким образом, уже сейчас необходимо разрабатывать нормативную основу, регулирующую порядок проведения электронного голосования, задуматься о соответствующем техническом оснащении. 

Постепенно формируется опыт проведения электронного голосования и у нас. Российская Федерация уже несколько раз проводила эксперименты по электронному опросу избирателей с различными его формами. Так, первым из таковых в России стал электронный опрос с использованием социальных карт.  

Он предусматривает наличие так называемых «инфокиосков», в которые вставляется социальная карта. Киоски могут быть как на избирательных участках, так и в любых местах. В день голосования избиратель подходит к киоску, вставляет карту, вводит персональный pin-код. Программное обеспечение «инфокиоска» осуществляет проверку на социальной карте функции «электронное голосование», наличия данных об избирателе (подобие наличия в списках для голосования). При этом программа может запрашивать подтверждение (либо введение) данных.

После успешной проверки избирателю предлагается проголосовать. На экране «инфокиоска» отображается список кандидатов, текст и порядок которого аналогичен тексту и порядку в избирательном бюллетене, после чего избиратель путем нажатия на соответствующее поле экрана осуществляет свой выбор, затем еще раз подтверждает его. Программное обеспечение «инфокиоска» осуществляет шифрование информации о выборе избирателя, включает в пакет данных номер уникального идентифицированного кода избирателя, уникальный идентификатор, электронно-цифровую подпись данного пакета, затем киоск отправляет сформированный пакет данных по защищенному каналу на сервер проверки подлинности данных. Из пакетов данных, отправленных на сервер для проверки подлинности данных, удаляются сведения об избирателе, тем самым обеспечивается тайна волеизъявления избирателей. Сервер проверки подлинности данных осуществляет контроль целостности электронно-цифровой подписи и проверку уникального идентификатора в базе данных идентификаторов, уже принявших участие в голосовании избирателей, и передает их в модуль хранения данных о результатах электронного голосования. Таким способом исключается возможность одному избирателю принять участие в голосовании более одного раза. Модуль проверки подлинности данных отправляет в «инфокиоск» сообщение о том, что в электронном голосовании выбор участника учтен. На этом процедура электронного голосования заканчивается.

Подобные эксперименты проводятся ЦИК России каждые полгода: разрабатываются новые методики, правовые конструкции, совершенствуются механизмы проведения.

При проведении экспериментов сравнительный анализ итогов голосования по всем кандидатам и политическим партиям, участвовавшим в выборах, и данных экспериментального электронного опроса на тех же избирательных участках показал рост активности участия граждан в электронном опросе, а также высокий уровень взаимосвязи итогов голосования с результатами электронного опроса.

Проведение таких экспериментов, это первый шаг к формированию устойчивого позитивного отношения к введению в отечественную электоральную практику инновационных форм волеизъявления, основанных на современных информационных технологиях, апробировании новых, эффективных форм информационно-разъяснительной работы среди избирателей. 

При освещении этого вопроса необходимо отметить, что ряд стран, такие как Великобритания, США, Эстония и др., уже применяли технологию электронного голосования на выборах различных уровней (от местного до парламентских). Наиболее показательные результаты получены в Эстонии. Так, например, сейчас в данной стране на проселочных дорогах часто можно встретить дорожные указатели до ближайшей точки доступа в интернет, а на отдаленные фермы государство тянет скоростные интернет-каналы. В 2000 году эстонский парламент принял закон, в котором интернет-доступ провозглашен одним из основополагающих прав человека и гражданина. Этим правом по последним данным исследовательской компании TNS Emor, пользуются более 52% населения страны. За последние годы интернетизация достигла уровня западноевропейских государств. К этому подтолкнули две насущные не только для Эстонии проблемы: необходимость привлечения на выборы молодежи и «дороговизна» демократии. С первой проблемой все ясно. Молодежь не выходит на выборы, зато активно пользуется интернет. Вторая состоит в том, что выборы и референдумы - довольно дорогое удовольствие. Электронное голосование проводиться с 2005 года. При введении интернет-голосования учитывается тот факт, что сетью интернет пользуется более 63% граждан в возрасте от 25 до 40 лет. Впервые интернет-голосование было опробовано на выборах в органы местного самоуправления. «Электронная явка» составила почти 10000 избирателей (всего избирателей 940 000).

В 2007 г. впервые среди стран – членов ОБСЕ электронное голосование использовано на выборах депутатов национального парламента и президента. Через сеть интернет голосовало более 30000 человек, или около 3% избирателей.

По утверждениям организаторов выборов, вопросы безопасности интернет-голосования и идентификации участников выборов не представляли серьезной технической проблемы. 

Мировой опыт показывает, что для внедрения и эффективного использования электронного голосования требуется долгая и согласованная работа государства, политических и общественных организаций, экспертного сообщества по преодолению технических и правовых проблем, возникающих на пути внедрения данной системы.

На сегодняшний день очевидно, что использование электронного голосования в качестве дополнительного способа волеизъявления избирателей не вызывает резкой негативной реакции граждан, как за рубежом, так и в России. Использование интернета в качестве дополнительного канала голосования на выборах, даже в режиме эксперимента, способствует росту доверия граждан к выборам и росту электоральной активности.  

Условием дальнейшей деятельности по введению, развитию и совершенствованию интернет-голосования в Российской Федерации станет успешное решение ряда принципиальных вопросов. Прежде всего, это техническая работоспособность и надежность системы, которая должна быть защищена от возможных вирусов, несанкционированного вмешательства в ее работу. В политико-правовом аспекте должны быть решены вопросы обеспечения тайны голосования, нормативного регулирования процедуры интернет-голосования, защиты от манипуляций результатами голосования, восприятия и доверия граждан к такому виду голосования. На следующем этапе развития эксперимента уже при подготовке к федеральным выборам 2011–2012 годов возможна разработка нормативных и технологических основ дистанционной формы электронного голосования на федеральном уровне. В настоящее время законопроект о внедрении такого вида голосования рассматривается в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В случае его принятия будет возможно провести уже не эксперимент по электронном опросу избирателей, а настоящее дистанционное электронное голосование. 

В заключении следует привести мнение Д.А. Медведева, высказанное им в связи выборами в городе Новомосковске Тульской области в представительный орган муниципального образования первого созыва (собрание депутатов). Избирателям предлагали участвовать в эксперименте по электронному опросу. Им раздавали диски, при помощи которых граждане могли продублировать свой выбор в пользу того или иного кандидата через интернет. Глава ЦИК России Владимир Чуров остался доволен проведенным экспериментом и выразил надежду, что в законодательство будут внесены необходимые изменения, чтобы проводить такое голосование в дальнейшем.

«Такие технологии (голосование через интернет) нужно обязательно развивать. В любом случае, через определенное, достаточно короткое время эти технологии будут использоваться, в том числе уже с правом решающего голоса. Я имею в виду возможность подведения итогов, - сказал Д.А. Медведев на встрече с главой ЦИК в Кремле - Но для этого, конечно, нужно будет изменить законодательство наше и добиться того, чтобы возможность таким образом голосовать была у любого гражданина, потому что пока такой возможности нет». 
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.