Борьба против цифрового неравенства и бедности

Борьба против цифрового неравенства и бедности

Франсуа-Ксавье де Пертюи де Лайево


Борьба против цифрового неравенства и бедности

Выступление на Российско-французской международной конференции  
«Право цифровой администрации в России и во Франции». 2013 г. 


В настоящее время 95% населения Евросоюза имеет доступ к сети Интернет, хотя в таких странах как Польша, этот показатель ниже 80%, а в сельских зонах средняя величина значительно ниже. На уровне Европы 25 миллионов граждан не имеет доступа к сети Интернет. Эти факты демонстрируют существование цифрового неравенства в странах Евросоюза. Европейская Комиссия наметила амбициозные цели в этой области: к 2013 году каждая семья Евросоюза должна иметь, по крайней мере, один высокоскоростной доступ, позволяющий пользоваться Интернетом на ограниченной скорости.

В рамках анализа цифрового неравенства и его последствий с точки зрения проявления бедности, прежде всего, необходимо обратиться к основному понятию, что мы подразумеваем под «цифровым неравенством». Это нас отсылает к двум основным измерениям.
Первое подразумевает доступ к цифровым технологиям (например, наличие компьютера, доступа к Интернету, подключения к телефонной линии и т.д.), в то время как второе, появившееся относительно недавно, относится к использованию цифровых технологий, то есть применению доступных материалов, способу использования, типу поведения, но также к целям (ожиданиям). Использование обозначает социальную практику, основанную на применении информационных и коммуникационных технологий.
Если первое тесно связано с наличием ресурсов, позволяющими приобрести оборудование и права доступа, необходимые для подключения, второе затрагивает стили поведения и отношение к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) – насколько население считает полезным их применение. Понимаемое в таком значении, второе измерение проистекает из « культуры ИКТ », следовательно, из культурного окружения граждан.
Целями презентации является изучение, с одной стороны, цифрового неравенства во Франции и, с другой стороны, применение ИКТ в борьбе с бедностью и неравенством с помощью доступа к ИКТ и способов их использования.

1. Характеристика цифрового неравенства во Франции
В 2010 году 71% населения Франции имел домашний доступ к Интернету. Спустя десять лет наблюдается почти линейная прогрессия. Несмотря на эту тенденцию к росту, Франция отстает от многих стран Организации экономического сотрудничества и развития, которые приближаются или уже перешли 90% барьер коэффициента оснащения, особенно от Южной Кореи, Исландии, Нидерландов, Швеции, Дании и Норвегии. Хотя во Франции постоянно прогрессирует распространение Интернета, некоторые виды неравенства еще остаются.

a) Цифровое неравенство и доступ к Интернету

Прежде всего, существует связь между наличием доступа к Интернету и уровнем доходов человека.
Расходы, связанные с обеспечением доступа к Интернету, (устройство для подключения или отвечающая требованиям подключения телефонная линия, программное обеспечение, абонентская плата) представляют препятствие на пути распространения доступа к Интернету. Во Франции в 2010 году, согласно исследованию доходов, представляемых в налоговые и социальные органы, средний уровень жизни поднялся до 19 270 евро в год. Уровень жизни 10 %, составляющих наименее обеспеченное население, оказался ниже 10 430 евро. Во Франции каждый второй представитель бедного слоя населения имел доход 781 евро в месяц. Уровень бедности, соответствующий 60 % среднего уровня жизни, составлял 964 евро в месяц в 2010 году и относился к 8,6 миллионов человек или к 14% населения Франции.
По данным Национального института статистических и экономических исследований, примерно у 50% населения Франции ежемесячный финансовый доход ниже 1500 евро на человека. Более того, объем расходов, которые не могут быть сокращены, такие, как плата за жилье, алименты, транспортные расходы, плата за образование, составляет значительную часть, которая, к тому же, увеличивается в бюджете семей с умеренным уровнем дохода, а также принадлежащих к среднему классу. Во Франции финансовый доход семей составляет критерий, по которому проводится различение в отношении доступа к Интернету. Для бедного населения скудость доходов является первой причиной отсутствия подключения к Интернету. И это не только высокая стоимость абонентской платы, но чаще всего назывались трудности, связанные с покупкой компьютера.

Цифровое неравенство, связанное с уровнем образования
Уровень образования человека является определяющим критерием для наличия доступа к Интернету. Он также является показателем финансовых возможностей человека, среди бедных, как правило, меньше дипломированных специалистов, они выполняют менее квалифицированную работу. Согласно результатам Центра исследований и документации по проблемам потребления, наименее образованная группа составляет слой населения Франции, имеющий наименьший домашний доступ к компьютеру (56 %) и Интернету (50,5 %). Но цифровое неравенство проявляется преимущественно на уровне использования информационных и коммуникационных технологий. 31,5 % и 39,6 % человек, имеющих наиболее низкий уровень образования, никогда не пользовались компьютером или Интернетом, в то время как среди дипломированных специалистов, получивших высшее образование, таких только 3,2 % и 6 %. Что касается последних, то у француза с образованием « ниже среднего» вероятность никогда не пользоваться компьютером в восемь раз выше.

Различия, обусловленные возрастом
Различия, обусловленные возрастом, служащие примером разрыва между поколениями, являются наиболее дискриминирующим фактором, когда речь идет о доступе к Интернету. Согласно исследованиям, лица старше 70 лет составляют наиболее маргинальный слой общества. Это также относится, но в меньшей мере, к лицам, ушедшим на пенсию, представляющим предыдущее поколение. Важно отметить, что во Франции пенсионеры и люди пожилого возраста составляют значительную часть (10%) бедного населения страны. Кроме того, для этой категории граждан потребности доступа к Интернету ограничены, так как они не работают.


Различия зависят от возраста опрашиваемых: хотя 94% 12-17-летних имеют домашний доступ к Интернету, этим может похвастаться лишь четверть 70-летних и лиц более старшего возраста. Разрыв также ярко выражен между лицами без высшего образования (35%) и с таковым (90%). Уровень дохода семьи также является значительным дискриминирующим фактором: менее половины лиц, чей доход не превышает 1500 евро в месяц, оснащено доступом к Интернету, в то время как он есть у более 90% лиц, поживающих в семье, месячный доход которой превышает 3 100 евро.

Гетерогенность, отражающая различия между гражданами
Использование Интернета очень разнообразно и отражает неоднородность состава населения. Результаты исследования «Условия жизни и стремления французов» показывают различную мотивацию пользователей Интернета. 27% использует Интернет для развлечения, 19% – в профессиональной деятельности или для обучения, 19% – для удовлетворения потребности общаться с семьей и близкими, в то время как 14% сообщают о существенной необходимости использования Интернета в повседневной жизни, в частности, для доступа к сетевой торговле и административным услугам.

Новая форма коммуникации, которая изменяет поведение
Развитие социальных сетей – признак глубоких изменений способа коммуникации и обмена информацией с близкими людьми. Оно является одним из примеров изменения поведения, связанного с созданием и поддерживанием социальных связей. В 2010 году во Франции 36% населения являлись пользователями виртуальных социальных сетей, в то время как в 2009 году – только 23%. Эта практика позволяет ткать новые социальные связи между людьми, она усиливает существующие отношения, определяя контуры различных « дружеских » кругов, например, объединение людей по интересам или для того, чтобы делиться пережитым опытом в определенный момент жизни (профессиональным или о путешествиях и т.д.). Кроме того, эта новая форма коммуникации определяет новые границы в развитии социальных отношений, которые становятся все меньше и меньше географическими и все больше и больше культурными, связанными, например, с понятием общих точек между человеком и принадлежностью к группе.


Как показывает график, цифровое неравенство выражается посредством этой новой формы создания и поддерживания социальных связей в той мере, в которой это распространение является примером пропасти между поколениями.

Интернет и доступ к публичным службам


Пользование Интернетом через мобильный телефон – пример типа поведения человека. Использование Интернета в целях доступа к административным услугам демонстрирует во Франции постоянный рост. Эта модификация типов поведения тесно связана с развитием предложения услуги и стимулированием французских администраций поощрять просьбы граждан об этом типе услуг через Интернет-порталы.

Пользование Интернетом через мобильный телефон иллюстрирует цифровое неравенство 


Навигацией по Интернету пользовалось в 2010 году немного менее чем 7 миллионов человек, что составляет 15% обладателей мобильных телефонов. Молодые люди оказываются наиболее успешными в использовании Интернета через свои мобильные телефоны. Они представляют 30% 18-24-летних, 26% студентов и 24% подростков. За ними следует высший руководящий состав – 22% пользователей.
Проверяют почту не многим менее 5 миллионов человек (11% обладателей мобильных телефонов). Это наиболее зажиточные группы населения: 25% – высший руководящий состав, 18% – дипломированные и 16% – лица с наиболее высоким уровнем дохода.
Использование Интернета для совершения звонков через мобильный телефон в зависимости от дохода, возраста и уровня образования пользователя
Использование Интернета с этой целью также является примером цифрового неравенства, наблюдаемого во Франции:
     • 72% 12-17-летних совершают звонки таким образом, в то время как это делает только 18% лиц более старшего возраста (1 к 4).
     • 70% обладателей дипломов, и только 24% лиц, не получивших его.
     • 74% лиц, проживающих в семье с наиболее высоким уровнем дохода, и едва ли треть – с низким уровнем дохода

Использование Интернета для совершения звонков через мобильный телефон в зависимости от дохода




Использование Интернета для совершения звонков через мобильный телефон в зависимости от возраста пользователя



Использование Интернета для совершения звонков через мобильный телефон в зависимости от уровня образования


У групп не равный доступ к совершению телефонных звонков. Уровень дохода, возраст, наличие диплома порождают наиболее заметные различия:
     • Наличие двух видов оборудования варьирует от 41% (у тех, чей ежемесячный доход менее 900 евро) до 85% (у лиц, чей ежемесячный доход превышает 3 100 евро), и от 44% у лиц наиболее старшего возраста до 79% у подростков. 
     • 82% дипломированных и только 47% лиц без диплома имеют и фиксированную линию, и мобильный телефон.
     • 52% 70-летних и более старших лиц (что в три раза больше средней величины), 37% лиц, не получивших диплома, и 28% лиц с наиболее низким доходом имеет только фиксированную линию. 
     • Обладатели только мобильных телефонов составляют 28% тех, чей ежемесячный доход менее 900 евро, 24% лиц, живущих отдельно, и 22% рабочих. В возрасте от 18 до 39 лет один из пяти довольствуется мобильным телефоном.

b) Использование ИКТ и особенно Интернета зависит от осведомленности, тесно связанной с культурным окружением человека 
Использование цифровых средств зависит от трех видов навыков:
     • инструментальных, связанных с пользованием программного обеспечения и материалов, относящихся к информатике. Ими овладело большинство населения благодаря доступности интерфейсов;
     • структурных, относящихся к новым способам поиска, понимания и оценки информации. Они необходимы для использования гипертекстов, поисковых систем потоков RSS и т.д.;
    • стратегических, позволяющих искать информацию динамическим способом, использовать ее в повседневной жизни и принятии решений личных и персональных. Эти навыки важны и при использовании традиционных средств, но Интернет их делает еще более необходимыми.

2. Основные характеристики бедности по признаку наличия доступа к Интернету
Бедное население остается маргинализированным по признаку наличия доступа и использования Интернета в повседневной жизни, будь это доступ через компьютер или мобильный телефон. Эта маргинализация выражается в следующем:
     • материальная недостаточность, связанная с ограниченностью финансовых ресурсов, не позволяющей приобретать материалы, а также подключиться к тарифному плану предоставления Интернета или мобильной связи;
     • низкий уровень образования. Слабый уровень знаний, предоставляемых во время обучения, может считаться ограничивающим фактором потребности подключиться к Интернету в связи с получением образования. Более того, бедные люди также лишены существующих возможностей, иногда бесплатных, развивать свои навыки в различных сферах, когда речь идет о высшем, квалификационном образовании или технических советах о данной проблематике, как, например, развитие собственной деятельности и т.д.
     • информация, доступная бедному населению ограничена качественно и количественно. Довольно часто информация, используемая неблагополучными слоями населения, проистекает из личных контактов и опыта окружения, большая часть информации передается через межличностное общение.
Эффективное использование Интернета требует не только грамотности (умения читать), но также владения французским и английским языками. Оно также нуждается в борьбе с технической и информационной безграмотностью, в возможности действовать и взаимодействовать с информационной системой.
Значительная часть знаний, помогающих бедным улучшить качество их жизни благодаря доступу к более качественным медицинским услугам, повысить уровень их образования и работы, а также возможности экономической деятельности, - просто не доступна.
С социологической точки зрения, использование Интернета представляет, для неблагополучных слоев населения фактор социального исключения в той мере, в которой его использование становится доступным и предложения услуг увеличиваются для остальной части населения. Поэтому неспособность пользоваться компьютером или Интернетом рассматривается как« цифровая безграмотность». Этот термин подчеркивает важность использования ИКТ в индустриализованных обществах в той мере, в которой эти технологии обусловливают способность общаться, участвовать, защищаться и даже автономию личности. Это в большей мере наблюдается в развитых обществах, где технология является важным средством доступа к частным и публичным услугам. Исходя из этого, можно утверждать, что в западных странах цифровое неравенство усиливает существующий экономический разрыв и способствует изоляции бедных слоев населения от остальных категорий граждан.
В наших обществах место, которое Интернет занимает во взаимодействии между людьми, но более широко между населением и участниками публичного сектора, демонстрирует рост проявления бедности. Цифровое неравенство выявляет новые характеристики бедности, из которых наиболее существенными являются ограничение доступа к знаниям (все более и более становящимся цифровыми), в более широком смысле - к услугам мировой торговли и к разнообразию предложений, предлагаемых цифровыми услугами.

3. Роль ИКТ в стратегиях снижения уровня бедности
Новые информационные технологии, особенно Интернет, представляют особое средство в борьбе с бедностью в развивающихся странах, но также и в бедных странах, и обязательно должны быть предметом особого контроля стратегий снижения уровня бедности по следующим причинам:
     • информация – это динамический процесс получения и использования;
     • информация помогает бедному населению осознать свое положение и выразить свое мнение и потребности. Это свойство составляет основной элемент для выработки более определенной государственной политики, следовательно, более эффективной в сфере борьбы с бедностью и сокращения неравенств;
    • Интернет обладает значительным воздействием на здоровье народов. Наиболее ощутимое и заметное воздействие заключается в том, что Интернет можно использовать в наиболее бедных регионах восточного мира в объеме и со скоростью, позволяющей получать медицинскую информацию;
    • Интернет оказывает влияние на продуктивность и диверсификацию доходов, позволяя микро- и малым предприятиям получить доступ к прибыли, позволяя микро- и малым предприятиям получить доступ к информации о рынке (более быстрый и менее дорогой, чем в бумажном виде). Интернет также позволяет пользователям получить доступ к стоимости вложений и к рынкам обмена, действующим только в Интернете. 
    • эффективное использование информации бедными может быть ограничено из-за отсутствия навыков, финансовых ресурсов, существования неравенства между сельской и городской зонами в отношении дотаций на инфраструктуру, а также другими видами неравенства, на которых мы останавливались, говоря о Франции, – возраст, уровень образования, принадлежность к социальной группе.
Для того чтобы использование ИКТ в стратегиях снижения уровня бедности было эффективным, нужно уделить особое внимание следующей цели:
    • распространение ИКТ должно быть направлено на интеграцию ИКТ в более широкие образовательные программы. Например, систематическое привлечение внимания в рамках обучения наименее квалифицированным профессиям в секторах профессионального образования, как, например, на уровне профессиональной подготовки или среднего профессионального образования.

4. Меры, принятые для сокращения цифрового неравенства во Франции

a) Сокращение цифрового неравенства вписано в закон
Принятая по инициативе парламента, статья 25 Закона № 2009-1572 от 17 декабря 2009 г. о борьбе с цифровым неравенством гасит, что: «Через шесть месяцев после опубликования данного Закона, Правительство передает в Парламент отчет о цифровой пропасти, чтобы разработать предписания, касающиеся различных категорий граждан, не имеющих ни компьютерного оборудования, ни домашнего доступа к сети Интернет. Этот документ изучает также связь, которую поддерживают “жители сети” с Интернетом в целях улучшения знаний, особенно в школьной работе, о значении использования Интернета. Более того, он представляет почву для размышлений о деятельности по обучению этих граждан, а также следит за выявлением участников, деятельность которых направлена на уменьшение цифровой пропасти. Наконец, устанавливает условия предоставления услуги подключения к Интернету по социальным тарифам.»

b) Основные направления национальных мер
В июне 2010 г. во Франции появилась национальная программа, способствующая достижению очень высокой скорости Интернета, которая мобилизовала 2 миллиарда евро. Ее целью было стимулировать инвестиции частных операторов и поддержать сети с публичной инициативой. Ссуды, общий размер которых составил миллиард евро, направлены на увеличение объема инвестирования операторов. Эти ссуды будут доступны частным операторам, выбранными преемниками в открытой процедуре в рамках сетей с частной инициативой. Правительственное отличие присваивалось операторам, принявшим на себя обязательства по скорости и однородности распространения их услуг.
Кроме этого, конверт с 900 миллионов евро, предвосхищая фонды цифрового обслуживания территорий (FANT), посвящен проектам административно-территориальных образований по проведению оптоволокна. Государство будет следить за слаженностью взаимодействия между частной и публичной инициативой.
Наконец, поддержка в 40 миллионов евро в 2011 г., которая может дойти до 100 миллионов евро, посвящена работам по исследованию и развитию, целью которых является разработка нового поколения спутников для обеспечения доступа к Интернету на очень высокой скорости. Все это обеспечит исчерпывающий охват территории Франции.
План «Цифровая Франция 2012 », представленный государственным секретарем по Развитию цифровой экономики Эриком Бессонном 20 октября 2012 г., включает специальные меры для сокращения неравенства и борьбы с цифровой пропастью. Среди мер, особенно нужно отметить поддержку работодателей, использующих телеработу и усиление борьбы с киберпреступностью. Правительство также хотело бы предложить «цифровых послов», функцией которых будет оказание помощи «уязвимым» слоям с точки зрения использования Интернета посредством предоставления консультаций по вопросам информатики на дому. 

Место цифровых технологий в региональной политике Франции в 2010 г.



Хотя информация и новые коммуникационные технологии оказывают значительное влияние на экономический рост и снижение уровня бедности, их эффективному использованию могут препятствовать недостаток профессиональных навыков, финансовых ресурсов или игнорирование преимуществ, которые могут получить граждане для улучшения условий их жизни. В обществах с западноевропейским образом жизни, где цифровая неграмотность стала новой формой неграмотности, доступ к высокоскоростному Интернету стал важным фактором для разделения граждан на бедных и богатых.
Однако способность ИКТ значительно снизить уровень бедности достаточно ограничена. Хотя вполне возможно, что существует связь между ИКТ и снижением уровня бедности, механизмы проявления этой связи недостаточно ясны. Каким бы важным не было улучшение уровня жизни, направление причинно-следственной связи является противоречивым вопросом. Проблемы обратной зависимости и ложного соотношения, которое проводится между инвестициями в инфраструктуру и увеличением производительности, также важны для анализа связи между ИКТ и бедностью. Несмотря на то, что причинно-следственная связь была установлена между инфраструктурой телекоммуникаций и экономической производительностью на базе данных, предоставленных 21 страной Организации экономического сотрудничества и развития, это не гарантирует, что ИКТ оказывают положительный эффект на снижение уровня бедности. Получение знаний в области ИКТ также важно, чтобы обеспечить доступ к ним и их использование. Это представляется выходящим за рамки классического обучения и включает познавательные задачи, такие, как формулирование вопросов, решение проблем и применение знаний.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.
ЦИК России утверждены результаты выборов

На заседании ЦИК России 21 марта 2024 года представлены итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации. Подписаны протокол ЦИК России и сводная таблица голосования.