Первые экспериментальные выборы по технологии блокчейна

Первые экспериментальные выборы по технологии блокчейна

Сотрудник РЦОИТ при ЦИК России, доктор юридических наук Владимир Лысенко рассматривает примеры использования технологии блокчейн на выборах  в разных странах мира.


Электоральный блокчейн – это децентрализованная база электоральных данных, у которой технические устройства хранения электоральных данных не подключены к единому (общему) серверу, а рассредоточены (в равном статусе) по нескольким серверам дислокации.

Главное преимущество технологии электорального блокчейна – в технологической и электоральной безопасности, так как практически никто не может подделать, подменить или несанкционированно изменить зафиксированную с помощью этой технологии электоральную информацию (голос избирателя либо сведения протоколов об итогах голосования, иную электоральную информацию строгой отчетности).

Электоральный блокчейн может – на начальном этапе – дополнять существующие технологические элементы и компоненты стандартного избирательного процесса, в том числе во взаимодействии с Государственной автоматизированной системой Российской Федерации «Выборы», а также в рамках расширения сферы применения сети Интернет, а в перспективе – перейти к организации совокупности автономных (персонифицированных) избирательных процессов без возможности присутствия такого его флагмана, как система избирательных комиссий.

1. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В СЬЕРРА-ЛЕОНЕ И ПЕРВОЕ ОГРАНИЧЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙНА

7 марта (среда) 2018 года в Сьерра-Леоне были проведены совмещенные президентские, парламентские и местные выборы. Выборы организовывала и проводила Независимая избирательная комиссия Сьерра-Леоне.

Действующий Президент Сьерра-Леоне Эрнест Бай Корома, представитель правящей политической партии «Общенародный конгресс», не принимал участие в президентских выборах в связи с конституционными ограничениями занятия должности главы государства более двух пятилетних сроков (с 17 сентября 2007 года). Было зарегистрировано 16 кандидатов: 14 мужчин и две женщины.

Одновременно с Президентом Сьерра-Леоне избирался и Вице-президент Сьерра-Леоне.

В соответствии с законодательством для избрания кандидат на должность Президента Сьерра-Леоне должен был получить не менее 55% голосов избирателей, в противном случае проводится второй тур голосования.

Второй тур голосования был проведен 31 марта, т.е. спустя более трех недель со дня проведения первого тура голосования.

В голосовании приняло участие 84,2% избирателей.

Президентом Сьерра-Леоне был избран Джулиус Маада Био, представитель оппозиционной Народной партии Сьерра-Леоне, который получил 1.319.406 голосов избирателей, или 51,8% (в первом туре голосования он получил больше голосов избирателей (43,3%), чем все другие кандидаты.

При проведении парламентских выборов из 144 депутатских мандатов замещению на всеобщих и прямых выборах подлежало 132 депутатских мандата (в 2012 году – 112 мандатов); при проведении выборов применялась мажоритарная избирательная система относительного большинства в одномандатных избирательных округах. Еще 12 мандатов замещались на косвенных выборах главами (представителями) соответствующих социальных общностей.

При проведении президентских выборов впервые в мировой практике неофициально – экспериментально без придания юридического значения результатам использования новой электоральной технологии – одной из швейцарских IT-компаний применялись некоторые элементы современной информационной технологии, а именно: технологии блокчейна.

Независимая избирательная комиссия Сьерра-Леоне аккредитовала швейцарскую блокчейн-компанию АГОРА (AGORA) и блокчейновскую технологическую команду ее представителей в качестве международных наблюдателей на президентских выборах в составе 280 человек (в состав «команды» входили представители АГОРА, Красного Креста, Федеральной политехнической школы Лозанны, Университета Фрибурга (Agora, the Red Cross, École Polytechnique Fédérale de Lausanne (EPFL), and the University of Freiburg).

Электоральная технология блокчейна, используемая АГОРА, аналогична, но не полностью идентична технологии использования биткойна и криптовалютных операций, и является современной транспарентной (прозрачной) информационной технологией с использованием перспективного программного обеспечения. Так, если биткоиновский блокчейн может активировать (в части трансакций) любой пользователь, то электоральный (так называемый разрешенный) блокчейн – только уполномоченный пользователь.

При этом – применительно к электоральному блокчейну – каждый гражданин может после введения уполномоченным оператором технологии блокчейна ознакомиться в открытом доступе с зарегистрированными электоральными данными, т.е. видеть базу данных и все электоральные трансакции после их в ведения в базу данных (их совершения).

Необходимо отметить, что поскольку некоторые элементы стартовой (startup) блокчейновской технологической электоральной цепочки являются патентно-защищенными, АГОРА пока не может предоставить всем пользователям полный и беспрепятственный доступ к основным ее технологическим звеньям для проведения независимого аудита. В целом применение технологии блокчейна было ограниченным, в том числе в пространственном отношении (только на территории Западной провинции страны). Для избирателей процесс голосования являлся стандартным: предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, получение избирательного бюллетеня, заполнение избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования с проставлением отметки за одного из 16 кандидатов на должность Президента Сьерра-Леоне, опускание заполненного избирательного бюллетеня в стационарный ящик для голосования.

При проведении первого тура голосования на президентских выборах (7 марта 2018 года) АГОРА на базе 280 избирательных участков, расположенных на территории самой населенной провинции Сьерра-Леоне, – Западной провинции, которая включает столицу государства – город Фритаун, применила при подсчете голосов избирателей некоторые элементы технологии блокчейна (официальный подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования и результатов президентских выборов проводился в рамках системы избирательных комиссий во главе с Независимой избирательной комиссией Сьерра-Леоне).

АГОРА – в качестве независимого оператора – использовала элементы технологии блокчейна в качестве независимого и параллельного элемента механизма подсчета, суммирования и сохранения голосов избирателей.

Так, после окончания времени голосования и в рамках подсчета голосов избирателей на указанных 280 избирательных участках содержание каждого из 400.000 бумажных избирательных бюллетеней публично оглашалось сотрудниками Независимой избирательной комиссии Сьерра-Леоне и в ручном режиме 280 представителями АГОРА, находившимися на избирательных участках, с использование специальной (патентованной) технологии блокчейна вводились в соответствующие электоральные базы данных, в том числе общественные (публичные).

Каждый «голос избирателя» Западной провинции страны был введен в объединенно-распределенную, но пока частную сеть баз данных, которые являются доступными только для сотрудников АГОРА (в связи, как отмечалось, с патентными правами): данные размещались в хранилище «Github».

Указанные базы содержат результаты подсчета голосов избирателей (только на территории Западной провинции страны) и были размещены на сайте АГОРА в сети Интернет 8 марта в режиме открытых данных, доступных широкому кругу посетителей сайта (Независимая избирательная комиссия Сьерра-Леоне обнародовала результаты первого тура голосования 9 марта).

В целом, по сообщению АГОРА, ввод данных по технологии блокчейна производился на два часа быстрее, чем в рамках стандартной процедуры подсчета и передачи итогов голосования и результатов выборов.

При этом, однако, агрегированные данные АГОРА не содержали количественных показателей в отношении каждого из 16 кандидатов на должность Президента Сьерра-Леоне, а только процентные показатели количества полученных каждым из кандидатов голосов избирателей.

Это исключает возможность внесения каких-либо изменений в одну из баз данных, так как такие изменения невозможно – в рамках данной технологии – внести в параллельные базы данных, что также исключает возможность и вероятность искажения голосов избирателей, которые вводятся в режиме реального времени в указанные рассредоточенные базы данных.

Это было первое в мировой практике «экспериментально-боевое» применение технологии блокчейна при проведении президентских выборов.

Независимая избирательная комиссия Сьерра-Леоне обнародовала официальные результаты президентских выборов (как первого, так и второго тура голосования) спустя некоторое время после обнародования АГОРА своих параллельных результатов подсчета голосов избирателей с использованием технологии блокчейна. Необходимо отметить, что в целом результаты первого тура голосования, обнародованные АГОРА, на 12% превышали результаты, обнародованные Независимой избирательной комиссией Сьерра-Леоне, в отношении кандидатов на должность Президента Сьерра-Леоне, которые вышли во второй тур голосования.

При этом, на территории Западной провинции», где АГОРА применяла технологию блокчейна, по данным АГОРА Самура Камара, кандидат от правящей партии «Общенародный конгресс» более чем на 20% опережал Джулиуса Маада Био, кандидата от оппозиционной Народной партии Сьерра-Леоне.

По подсчету АГОРА Самура Карама на территории Западной провинции получил 54,7% голосов избирателей, а Джулиус Маада Био – 32,5%.

В целом же по официальным результатам, обнародованным Независимой избирательной комиссией Сьерра-Леоне в национальном масштабе Джулиус Маада Био получил 43,3% голосов избирателей, а Самура Карама – 42,7% голосов избирателей.

По мнению участников президентских выборов в Сьерра-Леоне положено начало новой эры в совершенствовании информационных технологий автоматизации избирательного процесса и самой ее важной части – подсчету и обеспечению сохранности истинной ценности каждого голоса избирателя, созданию безопасной от внутреннего и внешнего воздействия избирательной системы и избирательного процесса.

Представители АГОРА заявили, что в настоящее время они ведут переговоры и с другими странами в части возможности экспериментального перевода национального избирательного процесса на технологию электорального блокчейна, в том числе на основе сочетания национальных и частных технологических компонентов разработки новой модели голосования, подсчета и хранения голосов избирателей.

2. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ В КОЛУМБИИ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙНА ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГОЛОСОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

В Колумбии при проведении в 2016 году консультативного референдума (плебисцита) по вопросу об одобрении Договора о мире впервые неофициально использовалась технология блокчейна для организации голосования зарубежных колумбийских участников плебисцита.

Одним из технологических соорганизаторов использования такой технологии голосования был некоммерческий общественный фонд «Демократия. Планета» (Democracy Earth Foundation), с помощью которого было организовано цифровое голосование зарубежных колумбийских участников плебисцита, которые не имели возможности принять участие в процедуре стандартного голосования с использованием бумажных бюллетеней для голосования.

Фонд «Демократия. Планета» разработал мобильную платформу «Цифровой плебисцит» (Plebiscito Digital) для проведения цифрового голосования участников плебисцита и во взаимодействии с несколькими общественными организациями организовал на ее основе (т.е. мобильной платформы) процедуру символического цифрового голосования по технологии блокчейна с сохранением голосов участников голосования.

3. ПОДПИСАНИЕ ИНИЦИАТИВНЫХ ПЕТИЦИЙ В БРАЗИЛИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕКОТОРЫХ ВЕРИФИКАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙНА

В Бразилии используется элементы технологии блокчейна в части обеспечения однократного проставления гражданином страны подписи в поддержку той или иной общественной петиции, проверки самим гражданином фиксирования поданной им подписи, обеспечения транспарентности процесса сбора подписей в поддержку общественной петиции.

4. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙНА В РАМКАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В Латвии при проведении 4 октября 2014 года очередных парламентских выборов по правилам пропорциональной избирательной системы с использованием открытых списков кандидатов политических партий, политических коалиций и введением преференциального голосования избирателей применялась автоматизированная система учета персональных предпочтений (преференций) избирателей в отношении кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов политических партий, политических коалиций, позволяющая учитывать соответствующие отметки избирателей при голосовании.

Каждый избирательный участок был оснащен техническими компонентами указанной автоматизированной системы – компьютером, сканером и передающим техническим устройством.

Кроме того, при проведении указанных выборов по решению Центральной избирательной комиссии Латвии участковые избирательные комиссии были оснащены электронными средствами фиксации всех действий, совершаемых комиссией в день голосования, в том числе в части получения и рассмотрения жалоб (такая технология впервые была использована при проведении выборов депутатов Европейского парламента от Латвии в мае 2014 года).

При этом, однако, ЦИК Латвии оставляет на усмотрение участковых избирательных комиссий (УИК) решение вопроса о подсчете избирательных бюллетеней: вручную или же с использованием технических средств подсчета – сканеров избирательных бюллетеней.

Как правило, УИК, где зарегистрировано 500 и более избирателей, используют технические средства подсчета голосов, другие УИК проводят ручной подсчет избирательных бюллетеней.

При электронном подсчете избирательные бюллетени сортируются и подсчитываются по спискам кандидатов политических партий по поданным отметкам избирателей в отношении конкретных кандидатов.

В случае возникновения сомнения в отношении содержания избирательного бюллетеня можно было проецировать отсканированное изображение каждого избирательного бюллетеня на экране компьютера и большом экране, а также сверить считанные машинным способом знаки «+» и вычеркивания.

Контроль за ходом подсчета голосов избирателей в онлайн-режиме осуществляла Центральная избирательная комиссия Латвии посредством сети Интернет (http://sv2014.cvk.lv).

По завершении подсчета голосов избирателей программа подготавливала протокол УИК о подсчете голосов избирателей, который направлялся в избирательную комиссию соответствующего самоуправления и в ЦИК Латвии, т.е. УИК на основе новой технологии составляли электронные протоколы об итогах голосования и направляли их в ЦИК Латвии по каналам связи.

ЦИК Латвии размещала указанные протоколы на своем сайте в сети Интернет незамедлительно после их получения с разбивкой по каждому муниципалитету и УИК.

5. ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙНА И ВНУТРИПАРТИЙЫЕ ВЫБОРЫ

В некоторых государствах ряд политических партий начинают использовать технологию блокчейна при проведении внутрипартийных выборов, в том числе праймериз. В частности, в Дании с 2014 года ряд политических партий используют некоторые элементы технологии блокчейна при проведении ежегодных партийных мероприятий, а также внутрипартийных выборов, в том числе при формировании списка кандидатов на парламентских выборах.

В США в начале 2016 года Либертарианская партия объявила о своем намерении использовать технологию блокчейна при проведении внутрипартийных праймериз в штате Техас (в процессе голосования и подсчета голосов участников партийного праймериз).

Соответствующее программное обеспечение и оборудование было предоставлено Либертарианской партии одной из американских компаний, специализирующейся на внедрении технологии блокчейна.

При этом при проведении голосовании использовались бюллетени с QR-кодом.

После того, как каждый бюллетень для голосования был просканироан, результат волеизъявления каждого участника голосования, а также суммарные итоги голосования были введены в распределенную технологическую (параллельную) базу данных.

За несколько месяцев до проведения Либертарианской партией данного партийного блокчейн голосования в штате Юта Республиканской партией было проведено первое блокчейн голосование.

Соответствующее программное обеспечение и оборудование было предоставлено Республиканской партии английской фирмой «Smartmatic» (Смартматик). В блокчейн голосовании приняло участие около 600.000 членов Республиканской партии.

6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙНА НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 МАРТА 2018 ГОДА

При проведении 18 марта 2018 года очередных выборов Президента Российской Федерации некоторые общественные наблюдатели и социологи применяли в рамках своих исследовательских или пилотных проектов некоторые элементы технологии блокчейна, которая гарантирует достоверность и неизменность введенных сведений в соответствующие распределенные базы данных.

В день голосования 100.000 наблюдателей (от организации «Национальный общественный мониторинг» (НОМ) с помощью специального приложения в режиме реального времени передавали в московский единый центра сбора информации соответствующую информацию с избирательных участков.

При этом при помощи мобильных телефонов могли фиксироваться не только возможные электоральные правонарушения, но также данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования избирателей.

Результаты опросов избирателей на выходе из помещений для голосования избирательных участков (exit polls) отправлялись в специальное общественное блокчейн-хранилище: это не позволило вносить какие-либо внешние изменения в уже введенные данные.

По заявления инициаторов общественного блокчейна, впервые в мировой практике все протоколы участковых избирательных комиссий стали доступны для ознакомления в общественной блокчейн-платформе и одновременно подтверждены в независимой блокчейн-платформе Verifier.

В целом представители организации «Национальный общественный мониторинг» заявили, что на портале NOM24.ru пользователи могли следить за прозрачностью президентских выборов: главным являлось внедрение в работу портала технологии блокчейн, которая позволяет хранить все данные, отраженные в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в частности, явку избирателей, количество голосов, отданных за кандидатов на должность Президента Российской Федерации, количество действительных или недействительных избирательных бюллетеней и другие значимые показатели протокола об итогах голосования (в частности, контрольные соотношения, сообщения о нарушениях, которые были совершены на конкретном избирательном участке).






Последние новости
Выбираем Президента России

Сегодня началось трехдневное голосование на выборах Президента России. Организаторы выборов приложили все усилия для того, чтобы процесс голосования стал максимально доступным и удобным для избирателей.
Выборы-2024: методические материалы

В пятницу, 15 марта, начнется трехдневное голосование  на выборах Президента России. В эти дни напряженная работа предстоит членам участковых избирательных комиссий. Все они прошли предварительное обучение, в том числе – с использованием наших материалов и ресурсов.
Список избирателей: проверь свои данные

В список избирателей включаются граждане, обладающие активным избирательным правом.  Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Конкурс библиотек – 2024

Всероссийский конкурс среди работников региональных и муниципальных библиотек  в текущем году будет проводиться с 28 февраля по 25 декабря.
Обучение: практикум для членов УИК

Для обеспечения единого подхода к обучению членов участковых избирательных комиссий к выборам Президента Российской Федерации подготовлены учебные материалы для членов УИК.
Бюллетени: внешний вид и сохранность

ЦИК России утвердила форму, текст и количество избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Определен и порядок обеспечения сохранности бюллетеней в дни голосования и до начала подсчета голосов.
Экскурсии в ЦИК России в феврале

Все больше студентов и вчерашних школьников становятся избирателями, наблюдателями, организаторами выборов и кандидатами. Несмотря на напряженную работу по подготовке выборов Президента России, члены ЦИК России находят время для встреч с молодежью.
«ИнформУИК»: адресное информирование избирателей

С 17 февраля по 7 марта 2024 года избирательные комиссии 88 субъектов Российской Федерации проведут адресное информирование и оповещение избирателей о сроках, времени и местах, а также формах голосования на выборах Президента Российской Федерации.