Александр Николаевич Аринин: Право, политические партии, выборы и правящие элиты

Александр Николаевич Аринин: Право, политические партии, выборы и правящие элиты

Александр Николаевич Аринин, доктор политических наук, член Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России

Право, политические партии, выборы и правящие элиты

Выступление на международной конференции «Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности», организованной Конституционным Судом Российской Федерации совместно с Венецианской комиссией Совета Европы (Санкт-Петербург, 27-28 сентября 2012 г.)

 

1. Законы должны отвечать потребностям страны.

Уважаемые участники конференции, отмечая важность совершенствования правовых стандартов Совета Европы, следует отметить, что правовое регулирование политической системы – отнюдь не цель, но инструмент правящей элиты, позволяющий ей достичь подлинной цели - благополучия народа и эффективного развития страны. В этой связи, уместно задать вопрос: почему созданная в Европейском Союзе демократическая политико-правовая система оказалась не способной предотвратить мировой экономический кризис и защитить европейские страны от сопутствующих ему социально-политических проблем?

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, состоит в том, что нельзя решить политические и социально-экономические проблемы с помощью одного только права. Ибо определяющую роль здесь играют политическая воля, знания и намерения правящей элиты. Именно элита формирует право и политическую систему в своей стране. При этом ей необходимо, с одной стороны, своевременно проводить социально-экономические и политические преобразования, отражающие задачи по эффективному развитию страны, повышению трудовой мотивации  и благосостояния граждан. А с другой стороны, - обеспечить неукоснительное  исполнение Закона всеми без исключения (и показывать наглядный пример в этом) за счёт эффективной деятельности государства – главного инструмента элиты в управлении страной.

Можно создать очень хорошие законы, но без наличия политической воли и ответственности у представителей правящей элиты по эффективной настройке государства они не будут выполняться. Последние, как минимум, 40 лет мировая элита принимала законы, обеспечивавшие её эгоистичные интересы, и создала при этом систему полной безответственности в экономических и общественных отношениях во имя обогащения крупных промышленных и финансовых корпораций и банковской системы.

Банкиры, финансисты и представители крупного бизнеса получали и продолжают получать с помощью финансовых махинаций незаслуженные доходы. Они подрывают у населения мотивацию к труду, а у добросовестных предпринимателей к росту производительности труда, развращают народ социальными подачками, незаработанными деньгами и легкодоступными кредитами, создают превысившие все мыслимые пределы пузыри финансовой псевдо экономики.

И именно порождённая правящими элитами система безответственности в экономических и общественных отношениях привела современный мир к кризису, не только экономическому, но и социально-политическому. В настоящее время определяющую роль в расширении экономического кризиса в Европе и мире играют: нежелание мировых элит признать свои ошибки и свою ответственность за них; неготовность поступиться сверхприбылями и частью властных полномочий; недостаток политической воли для проведения необходимых, хотя и болезненных перемен, а также социальных и политико-экономических преобразований. Можно утверждать, что мировой экономический кризис есть, прежде всего, следствие кризиса мировых правящих элит.  

Поэтому экономический кризис в Европе и мире связан не с кризисом права, и даже не с кризисом политики, но с кризисом мировых правящих элит. А право, как инструмент регулирования элитой общественных отношений, применяется ею исключительно для реализации своих эгоистичных целей, которые далеко не всегда совпадают с интересами страны и потребностями общества.

При этом многое зависит от того, каково состояние элиты. Если элита создает законы, повышающие степень компетенции и ответственности граждан и отражающие национальные интересы страны, то этим укрепляет её, обеспечивая рост экономики, благополучие общества и эффективное развитие государства. Если же элита создает правовые нормы исключительно для снятия со своих представителей, биржевиков и финансистов ответственности за проведение мошеннических финансовых операций, а с чиновников – за принимаемые ими решения, то тем самым она ослабляет страну. Ибо подрывает эффективность государства и мотивацию бизнеса к увеличению производительности труда, а также развращает население незаработанными деньгами и социальными подачками.

Итак, экономический кризис, неудержимо охватывающий все больше стран Европы и мира, в первую очередь, – результат загнивания мировых элит. И право, как инструмент регулирования общественных отношений, идёт пока на поводу эгоизма, жадности и невежества правящих элит. Вот почему правовые демократические процедуры, в том числе, созданные Венецианской комиссией, оказались неспособны защитить страны Европейского Союза от экономического кризиса. Что же надо делать?

2. Как выйти из мирового экономического кризиса?

На мой взгляд, выход из мирового экономического кризиса заключается не столько в совершенствовании правовых демократических процедур, о которых много говорилось на конференции, но прежде всего, – в изменении поведения правящих элит. Им следует научиться жертвовать сверхприбылями, отказаться от финансовых мошеннических схем, сдавать правосудию наиболее коррумпированных своих представителей, создавать условия для мотивации населения к производительному труду. А для этого мировым элитам следует, в первую очередь, обрести политическую волю, чтобы преодолеть свои эгоизм и алчность, безответственность и некомпетентность.

Во-вторых, мировой правящей элите следует внедрить механизмы прозрачности и ответственности в банковскую и финансовую системы, которые остановят финансовые спекуляции и афёры безответственных биржевиков, финансистов и банкиров, продающих «воздух» и «делающих деньги из денег».

В-третьих, мировая элита должна разработать необходимые механизмы и инструменты для обеспечения ответственности всех субъектов экономических отношений. Именно механизм ответственности и, как следствие, компетентности будет адекватным ответом на современные социально-экономические вызовы, которые сотрясают мир.

В этой связи, мировой элите необходимо создавать условия для мотивации к производительному труду всех субъектов экономических отношений: как малого и среднего бизнеса, которые задушены олигархами и монополиями, так и всего населения, развращённого отношениями «общества потребления». Эти же задачи предстоит решать и российской правящей элите.

3. Задачи российской правящей элиты.

В первую очередь, российской правящей элите следует обрести политическую волю для проведения необходимых преобразований в России. Кроме того, ей следует немедленно приступить к решению тех проблем, которые более или менее решены элитами стран Европейского Союза и Северной Америки. К ним относятся:

- внедрение механизмов открытости и прозрачности в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц для осуществления общественного контроля;

- обеспечение соблюдение закона всеми участниками общественных отношений;

- результативная борьба с монополиями;

- конфискация имущества у воров, коррупционеров и их родственников; 

- борьба с оффшорами;

- создание эффективной банковской системы;

- формирование конструктивной оппозиции и т.д.

И эти задачи надо решать быстро, ибо приближающийся к России мировой экономический кризис может в любой момент обвалить отечественную экономику и уровень жизни народа, существующего за счёт подачек с рентной нефтегазовой экономики, а не производительного труда. И тогда в одночасье рухнет мнимая социально-политическая стабильность в стране. Чтобы сохранить себя, российской правящей элите следует начать с наведения порядка во власти и в стране посредством создания эффективного государства, призванного обеспечить соблюдение закона всеми без исключения гражданами.

Только эффективное государство способно обеспечить главный правовой принцип: ответственность неотвратима и для всех одинакова. Выборочная ответственность есть умаление и подрыв права. Без сильной России, имеющей эффективное государство и высокопроизводительную экономику, правящая элита не способна сохранить ни власть, ни собственность, ни богатство.

4. Выборы как механизм эволюционного развития страны.

Мировой и отечественный опыт свидетельствуют, что главная цель выборов, как механизма взаимодействия государственной власти и общества, состоит, с одной стороны, в критической оценке гражданами и оппозиционными партиями сложившейся в стране ситуации, которая позволяет выявить совершённые правящей элитой и руководителями государства ошибки и неверно принятые ими решения по развитию страны. А с другой стороны, - в предложении необходимых методов и средств, ведущих к кардинальному улучшению социально-экономического положения в стране и дающих новые импульсы её развитию и повышению благосостояния граждан.

Чтобы выявить совершённые властью ошибки и провести необходимые реформы, следует проводить легитимные выборы, подтверждающие признание правомерности официальной власти гражданским обществом. Один из механизмов преобразования страны – повышение доверия граждан к выборам и, как следствие, к избранной власти. В этой связи, задача правящей элиты – обеспечить достоверность выборов. Ибо только легитимная власть способна проводить необходимые преобразования в стране.

В настоящее время Россия крайне остро нуждается в модернизации, проведение которой требует доверия и поддержки гражданского общества. Осуществление необходимых преобразований в России невозможно без легитимности - законности политической власти, её общественного признания, одобрения большинством граждан и согласия подчиняться властным решениям. Нелегитимные выборы – это путь к революции, которая не нужна ни элите, ни власти, ни российскому народу.

Выживание правящей элиты зависит от доверия и поддержки её гражданами. В этой связи, честные выборы нужны самой правящей элите, чтобы быть легитимной, иначе её представители не сохранят свои власть, капиталы и собственность. При этом необходима такая легитимность, которая была бы принята оппозицией. По сути, правящая элита заботится о себе, когда доказывает обществу, что выборы были честными.

Выборы, как инструмент обратной связи власти и общества, характеризуют степень поддержки гражданами правящей элиты страны и проводимой ею политики. Если граждане недовольны своим положением, то необходимы реформы - изменения в социально-экономической и политической жизни. И если после выборов проводятся реформы, то страна идёт по эволюционному пути развития. Если же в условиях недовольства граждан правящая элита ничего не делает для изменения ситуации, то это - путь к революции, которая неизбежно сметает с политической сцены правящую элиту, утратившую доверие общества.

Эволюционное развитие страны есть «движение сверху» - модернизационные реформы, проводимые и контролируемые правящей элитой, у которой появляется возможность измениться самой и преобразовать Россию. А движение снизу – это путь революции, сметающей со своего пути недееспособную элиту страны. Следовательно, проведение честных выборов становится необходимым условием, обеспечивающим легитимность и выживание российской правящей элиты.

Поэтому честные выборы, как один из механизмов самосохранения элиты, крайне актуальны для эволюционного развития России, остро нуждающейся в преобразованиях. Легитимные выборы на федеральном, региональном и местном уровнях являются, с одной стороны, ресурсом для проведения необходимых реформ, а с другой стороны, важнейшим инструментом получения доверия власти со стороны граждан.

5. В чём состоят легитимные выборы и от кого они зависят?

В настоящее время в России сформировался устойчивый общественный запрос на честные выборы. В качестве способов завоевания доверия граждан к результатам выборов и, следовательно, легитимности избранной власти можно назвать следующие. Во-первых, неукоснительнаяответственность всех участников избирательного процесса за не соблюдение ими избирательного законодательства. Во-вторых, без каких-либо препятствий волеизъявление граждан. В-третьих, открытость, как свободный доступ всех граждан к полной информации о деятельности избирательных комиссий, политических партий, кандидатов, иных субъектов избирательного процесса. В-четвёртых, достоверность, как  соответствие результатов выборов реальному волеизъявлению граждан. 

Поскольку выборы – механизм взаимодействия государства и гражданского общества, постольку проведение легитимных выборов зависит от всех субъектов общественно-политических отношений. И в первую очередь, - от правящей элиты, обеспечивающей посредством органов государственной власти соблюдение закона всеми участниками избирательного процесса и защиту избирательных прав граждан. А для этого должны эффективно работать суды, так как судебная власть – необходимый механизм государства. Правящая элита, создавая эффективную судебную систему, создает тем самым эффективное государство.

Легитимность выборов зависит от организаторов выборов – Центральной избирательной комиссии России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, окружных, территориальных и участковых. А также  от участников избирательного процесса - политических партий, борющихся за власть, институтов гражданского общества (общественных объединений, СМИ, общественных палат), контролирующих ход выборов. Следовательно, ответственность за проведение легитимных выборов лежит и на правящей элите, и на органах государственной и местной власти, и на политических партиях, и на гражданском обществе.

6. Партии - инструмент обратной связи и политической конкуренции.

Политические партии, как инструмент правящей элиты в обратной связи с обществом, становятся эффективным инструментом регулирования общественных отношений тогда, когда они не просто конкурируют между собой, но  конкурируют в идеях на выборах и при их продвижении в жизнь после выборов. В этой связи, анализ выборов в регионах Российской Федерации показывает, что новые партии, которые появились в мае-августе 2012 года, к сожалению, на поверку оказались пустоцветами.

Серьезных идей, реализация которых позволит власти и обществу модернизировать Россию, ни у одной из новых партий нет. А те, которые вроде бы имеются, на мой взгляд, не отвечают вызовам времени. Одного желания придти во власть оказывается мало, для того чтобы получить поддержку избирателей. Нехватка серьёзных конструктивных идей у новых партий, идущих на выборы 14 октября 2012 года, приводит к слабости оппозиции. Отсюда, нет реальной политической конкуренции – главной движущей  силы выборов, определяющей активность избирателей.

Анализ программ, с которыми идут сегодня на выборы ведущие политические партии, представленные в Государственной Думе,  показывает, что у них нет продуманной стратегии преобразований в стране. Отсутствие у «Единой России», КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР здравых идей, связанных с построением эффективного государства, а также сильной конструктивной оппозиции в стране во многом обусловливает пассивность граждан в избирательном процессе и потерю интереса к выборам как демократической процедуре.

Что мы имеем в итоге? В нашей стране формально создана многопартийность. Однако при этом правящая элита и политические партии не демонстрируют продуманных идей, связанных с преобразованием России и наведением в ней порядка - неукоснительным соблюдением Закона всеми без исключения гражданами. А без этого невозможно обеспечить мотивацию народа и предпринимателей к производительному труду, который единственно способен привести к построению мощной, конкурентоспособной экономики и сильной страны. Получается, что рост числа политических партий без наличия у них конструктивных идей и в отсутствие реальной конкуренции не имеет смысла. Нетрудно предвидеть, что активность избирателей в единый день голосования – 14 октября 2012 года будет невысокой. Разумеется, это снижает уровень доверия и поддержки власти со стороны российских граждан.

Выводы.

Складывающаяся ситуация требует от правящих элит и России, и стран Европы, и Америки кардинальных изменений всей системы общественно-политических и социально-экономических отношений. Полумерами и затягиванием времени в принятии решений здесь уже не обойтись. Сегодня для самосохранения элитам необходимо обретение политической воли и знаний для проведения насущных преобразований.

Для эффективного развития своих стран правящим элитам пора внедрять системы управления, повышающие всеобщие ответственность, компетентность и мотивацию к производительному труду. Политическим партиям следует знать, что и как надо делать для построения в своей стране гармоничного общества и эффективной экономики. А гражданскому обществу необходимо повышать требования к власти и активнее контролировать её деятельность.

Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.