О работе избирательных комиссий субъектов РФ по организации обучения и тестирования членов территориальных и участковых избирательных комиссий

О работе избирательных комиссий субъектов РФ по организации обучения и тестирования членов территориальных и участковых избирательных комиссий

О работе избирательных комиссий субъектов РФ по организации обучения и тестирования членов территориальных и участковых избирательных комиссий

По данным, представленным в ЦИК России избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в период подготовки к единому дню голосования 14 сентября 2014 года, прошли обучение более 23 тысяч членов территориальных избирательных комиссий, что составляет 86,34 процента от общего числа назначенных составов ТИК. В этот же период  прошли обучение около 700 тысяч членов  участковых избирательных комиссий, что составляет 80,3  процента назначенных членов УИК. 


На очередном пленарном заседании ЦИК России были подведены итоги  работы избирательных комиссий  субъектов РФ по организации обучения и тестирования членов территориальных и участковых избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий при подготовке к проведению выборов 14 сентября 2014 года. Обзор практик  и анализ проведения обучающих мероприятий представила член ЦИК России М.В. Гришина. Опытом организации и проведения обучения в регионах поделились председатели  избирательных комиссий  восьми субъектов Российской Федерации.

Как отметила М.В. Гришина, обучение организаторов выборов в субъектах Российской Федерации проводилось в плановом порядке,  в соответствии с Единым комплексом мероприятий ЦИК России по обучению кадров избирательных комиссий на 2014 год, а также Сводным планом основных мероприятий по обучению кадров избирательных комиссий РЦОИТ при ЦИК России и соответствующими планами обучающих мероприятий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. 


Майя Гришина отметила работу ряда избирательных комиссий, которые разработали учебные программы для подготовки организаторов выборов территориального и участкового уровня к проведению конкретных избирательных кампаний (Республики Башкортостан,  Республики Коми,  Республики Саха (Якутия) Кировской области, Самарской области, и других).

Обучение членов участковых избирательных комиссий проходило по Типовой учебной программе «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии» разработанной ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России, и ее адаптированным региональным версиям. В ряде регионов вышестоящие избирательные комиссии дополнительно проводили учебные занятия в рамках собственных программ обучения (Карачаево-Черкесская Республика, Алтайский край, Ставропольский край, Воронежская область, Иркутская область, Сахалинская область и др.).

Более подробно М.В. Гришина остановилась на формах обучающих мероприятий,  обзоре учебно-методических пособий, изданных избирательными комиссиями субъектов РФ, практиках контроля профессиональных знаний организаторов выборов. 

 

Внедрение дистанционных форм обучения охватывает всё большее количество регионов, но его  результативность во многом зависит от качества и форм подачи учебного материала.  Был отмечен передовой опыт в этом направлении – обучающие интернет-порталы Кировской, Иркутской, Ивановской  областей, Хабаровского и Алтайского краёв. Опыт аудио-конференций, проводимых  в Саратовской области и раздача обучающих материалов в электронном виде в Саратовской и Оренбургской областях, может служить примером проведения дистанционного обучения при неустойчивом доступе к сети интернет.  

По мнению М.В. Гришиной, необходимо также активнее использовать обучающие видеофильмы.  Ряд субъектовых избирательных комиссий производит такие видеофильмы, но  не все они отличаются интересной и доступной  формой подачи материала. В этом направлении было рекомендовано  использовать ресурс РЦОИТ при ЦИК России, который будет рецензировать учебные видео-пособия  региональных избирательных комиссий, чтобы  наиболее удачные из них   рекомендовать к использованию во всех субъектах РФ.


Обзор печатных учебно-методических материалов избирательных комиссий субъектов РФ показал, что технологически эта форма отстаёт от  электронных аналогов,  где возможно более оперативно вносить изменения в соответствии с новациями избирательного права. Но и здесь есть примеры удачных  форматов. Так,  Избирательная комиссия Новосибирской области издала блок пособий по делопроизводству участковых избирательных комиссий, которые включают в себя на только пошаговые инструкции, но и  формы документов для практической работы. Наиболее распространёнными и востребованными являются Рабочие блокноты участковых избирательных комиссий. Практика проведения обучения 2014 года показала необходимость  электронного дублирования печатных версий Рабочих блокнотов в приложением основных форм документов в формате Word.


Анализируя проведение очного обучения, М.В. Гришина отметила наиболее эффективные формы  - деловые игры, тренинги, практические занятия. Именно эта форма, несмотря на более  кропотливый подготовительный этап,  позволяет закрепить на практике  полученные теоретические знания, проиграть проблемные ситуации. ЦИК России широко использует формат деловых игр, последняя из которых была проведена на Всероссийском совещании с председателями избирательных комиссий субъектов РФ в г.Сочи.  

Особое внимание Майя Владимировна рекомендовала обратить на контроль полученных знаний членов избирательных комиссии и резерва их составов. Во многих субъектах РФ используется  электронное тестирование (промежуточное и итоговое), по которому можно судить о качестве обучения. 

Так, контроль полученных знаний по итогам обучения в виде тестирования прошли 19 тысяч членов ТИК или порядка 70% процентов от общего количества назначенных. При этом всего 2,28 процента членов ТИК дали менее 50 процентов  правильных ответов на тестовые вопросы; 47,11 процента членов ТИК дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 50,61 процента членов ТИК – более 90 процентов правильных ответов. 

По итогам обучения итоговую аттестацию в форме тестирования в субъектах Российской Федерации  прошли более  70 %  от всех назначенных членов УИК. При этом всего 3,84 процента членов УИК дали менее 50 процентов правильных ответов; 57,29 процента членов УИК дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 38,87 процента членов УИК – более 90 процентов правильных ответов.

Итоговое тестирование прошли 237 884 человек, зачисленных в резерв составов участковых комиссий (41,69%), при этом всего 11,35 процента от их числа дали менее 50 процентов правильных ответов; 59,54 процента дали от 50 до 90 процентов правильных ответов и 29,11 процента – более 90 процентов правильных ответов.

На сегодняшний день результаты тестирования не влияют на допуск членов территориальных и участковых избирательных комиссий к работе  по подготовке и проведению выборов. Это же относится и к резерву составов избирательных комиссий.  По мнению М.В. Гришиной, желательно учитывать результаты тестирования при формировании составов избирательных комиссий.  

К обсуждению вопроса  в формате видеоконференцсвязи подключились председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представил  опыт организации обучения членов избирательных комиссий по различным  аспектам.


Так, председатель Избирательной комиссии Хабаровского края  Г.Н. Накушнов поделился опытом  планирования обучающих мероприятий, которые проводятся на территории края как в дистанционном, так и в очном формате. При этом широко используются как возможности учебного компьютерного класса, так и выездные семинары. Рассказал Геннадий  Накушнов и о   методических пособиях ,которые  краевая избирательная комиссия использует для обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий.


Председатель Избирательной комиссии Новосибирской области Ю.Ф. Петухов поделился опытом формирования пакетов учебно-методических пособий, которые комиссия объединяет в специальный проект – «Библиотека методического центра». Содержательно библиотека формируется не только из  электронных версий печатных учебно-методических пособий, но в неё включен и достаточно большой массив типовых презентаций,  которые могут служить пособием для самостоятельной подготовки организаторов выборов по различным темам.  При подготовке к избирательным кампаниям 2015 года «библиотека методического центра» будет дополняться новыми интерактивными пособиями, ориентированными на специфику избирательных кампаний, которые пройдут на территории Новосибирской области.


Секретарь Избирательной комиссии Тюменской области А.С. Николаев рассказал  о структуре и содержании рабочего блокнота участковой избирательной комиссии, который областная комиссия разрабатывает и издаёт  под избирательную кампанию каждого года уже в течение 7 лет. В пособии учитывает специфика избирательных кампаний, совмещение выборов, нормы федерального, регионального законодательства, а в случае муниципальных выборов – муниципальные  правовые акты. Особенностью тюменских рабочих блокнотов является и раздел, в котором представлен разбор конфликтных и проблемных ситуаций, возникающих на избирательных участках в день голосования,  образцы документов, форм и бланков, которые необходимы в работе участковых избирательных комиссий. Печатная версия блокнота, для удобства его использования членами участковых избирательных комиссий,  дублируется на сайте областной Комиссии как в формате Word, так и в формате PDF.


Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики  Н.А. Глухова представила опыт Комиссии по организации проведению в формате деловых игр и тренингов,  на которые по программам обучения отводится половина учебного времени. Обучение строится следующим образом. По каждой теме  обучения формируются группы от 40 до 150 человек, которые сначала проходят несколько дистанционных  занятий по теоретической подготовке  (видеоконференции), затем, на очных двухдневных семинарах  теория закрепляется на практических занятиях в виде деловых игр или тренингов.  По каждой теме Республиканская комиссия разработала типовые сценарии, где прописаны организационные вопросы, наличие необходимого оборудования, распределены роли,  составлены алгоритмы работы. 


Председатель Избирательной комиссии Ставропольского края Е.В. Демьянов рассказал об организации цикла обучающих семинаров по теме управления конфликтами в избирательном процессе, который входит в программу подготовки кадров территориальных и участковых избирательных комиссий.   Для подготовки данного курса Комиссия  на конкурсной основе привлекла специалистов в области психологии из  Севере-Кавказкого и Ставропольскиого Аграрного университетов. Курс состоится из 2-х циклов занятий по 6 семинаров, часть из которых отданы на теоретическую подготовку, остальное время – практическим занятиям. На основе курса разработано  методическое пособие, которое размещено на сайте Комиссии. В 2014 году обучение по данному курсу прошли члены всех краевых территориальных и участковых избирательных комиссий. Результатом стало то, что организаторы выборов решали все возникающие конфликтные ситуации самостоятельно на избирательных участках и жалоб в вышестоящие комиссии не поступало. 


Председатель Избирательной комиссии Астраханской области И.М. Коровин  поделился опытом учёта результатов тестирования членов избирательных комиссий и резерва их составов.  При этом И.М. Коровин отметил, как одну из проблем – нестабильность составов участковых избирательных комиссий, и,  как следствие, снижение уровня  их подготовки. Как вариант решения проблемы астраханскими коллегами предлагается уделять подготовке резерва состава участковых комиссий не меньшее внимание, чем их основному составу. Только при этом условии ротация основного состава не повлечёт снижение уровня профессиональной подготовки. Игорь Михайлович привёл данные результатов тестировании резерва, по итогам которого  областная избирательная комиссия ввела рейтинговую шкалу. Эти показатели учитываются при переводе из резерва в основной состав участковых избирательных комиссий. 


Председатель Избирательной комиссии Мурманской области  А.В. Богомолов  поделился опытом организации обучения членов избирательных комиссий при подготовке выборов пор многомандатным избирательным округам.   В 2014 году в единый день голосования в области прошло 40 избирательных кампаний различного уровня, и 30 из них – по многомандатным округам. Поэтому большое внимание уделялось подготовке членов избирательных комиссий по проведению выборов и подсчёту голосов по многомандатным округам.  Обучение строилось  по двум уровням. Областная комиссия проводила обучение членов территориальных избирательных комиссий, которые, в свою  очередь, организовывали обучающие мероприятия для членов участковых комиссий.  Областная избирательная комиссия  оказывала постоянную  консультативно-методическую помощь территориальным комиссиям – были изданы Рабочие блокноты,  памятки, пошаговые инструкции. Занятия проводились по кустовому принципу,  предпочтительно в очной форме. Программы занятий включали не только теоретическую подготовку, но и практические занятия и деловые игры.


Председатель Избирательной комиссии Ивановской области  А.А. Соловьёва представила опыт по организации дистанционного и заочного обучения членов территориальных и участковых избирательных комиссий, которое дополняет формат очных занятий. А.А. Соловьёва охарактеризовала платформу для проведения дистанционного обучения, которую ивановские коллеги выбрали, опираясь на опыт высший учебных заведений региона. Платформа позволяет проводить дистанционные занятия в различных форматах – видеоконференции, вебинары, заочная самостоятельная подготовка. Для того, чтобы члены избирательных комиссий свободно ориентировались на портале дистанционного обучения, Комиссией организована рассылка пошаговых инструкций на электронную почту, простая система регистрации слушателей для последующего контроля процесса обучения. Программное обеспечение системы поддерживается мобильными устройствами. Курсы  обучения  включают в себя видеолекции, изучение методических пособий и презентаций, участие в он-лайн обсуждении пройденной темы в рамках дискуссионных площадок, контрольное  тестирование. Дистанционные формы дополняются очными практическими занятиями. Обучающий дистанционный портал Избирательной комиссии ивановской области структурирован  по категориям слушателей – созданы личные кабинеты для обучающихся представителей СМИ, политических партий, сотрудников МВД, наблюдателей.


В заключение итог обзору практик проведения обучения организаторов выборов в 2014 году подвела М.В. Гришина, которая обозначила ключевые задачи обучения организаторов выборов на 2015 и последующие годы с учётом практического опыта избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Последние новости
Атмосфера: завершается экспертиза

Экспертиза работ, направленных для участия во Всероссийском конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Атмосфера», завершится до конца апреля.
Софиум: награждение победителей

3 апреля 2024 года в ЦИК России состоялось награждение победителей Всероссийской олимпиады школьников по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Победителями и призерами стали 49 старшеклассников из 27 регионов Российской Федерации и Федеральной территории «Сириус».
«Гражданин. Выборы. Власть»: первый выпуск 2024 года

Вышел в свет первый в этом году номер научно-аналитического журнала ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть». Материалы выпуска посвящены различным аспектам электоральных процессов в России и за рубежом.
«Гражданин. Выборы. Власть»: приглашаем к сотрудничеству

Научно-аналитический журнал ЦИК России «Гражданин. Выборы. Власть» постоянно обновляется. В планах издания на 2024 год – расширение взаимодействия с наиболее авторитетными российскими и международными базами данных научного цитирования.