Отметим, что законопроект претерпел некоторые изменения при его обсуждении, в частности
в него были включены предложения, разработанные Администрацией Президента Российской Федерации и ЦИК России по поручению Президента Российской Федерации В.Путина.
Так, в соответствии с предложенными поправками, число направляемых наблюдателей, которых зарегистрированный кандидат или доверенное лицо, политическая партия, иное общественное объединение, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначать в каждую избирательную комиссию, ограничивается до двух человек. При этом оговаривается, что одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Подобная мера,
отмечают в ЦИК России, позволит избежать создания так называемых «каруселей» из наблюдателей. Согласно действующему избирательному законодательству, ограничений по числу направляемых наблюдателей для кандидатов и политических партий на избирательные участки не установлено.
Поправки также предусматривают введение обязанности для кандидатов на выборах и политических партий предоставлять сведения о наблюдателях, направляемых ими для работы на избирательных участках в срок за три дня до дня голосования.
По мнению члена ЦИК России М.Гришиной, данный механизм позволит «снизить накал страстей» в работе отдельных избирательных участков.
Удаление наблюдателей с избирательного участка может быть произведено только по решению суда. При этом данный порядок предусмотрен не только для выборов депутатов Государственной Думы, но и для региональных и муниципальных избирательных компаний. Предполагается, что механизм удаления по решению суда станет гарантией от необоснованных обвинений в предвзятости при проведении выборов как избирательных комиссий, так и самих наблюдателей.
Согласно указанному законопроекту, в избирательное законодательство планируется ввести норму, в соответствии с которой наблюдатели на выборах будут иметь возможность производить фото- и видеосъемки. До сих пор указанная возможность была регламентирована инструкциями ЦИК России.
Законопроект, уточняющий порядок работы наблюдателей на выборах, вызвал в целом позитивную реакцию в СМИ и положительные отклики со стороны экспертного сообщества. Так,
по мнению члена СПЧ, участника мониторинговой рабочей группы на региональных и муниципальных выборах в 2015 году Л.Полякова, вносимые изменения хотя и носят скорее технический характер, однако «могут иначе расставить акценты».
Руководитель комиссии СПЧ по избирательным правам И.Шаблинский в целом положительно оценивает предлагаемые изменения. Правозащитник отмечает, что нововведения расширят и закрепят права наблюдателей.
Позитивно оценивает поправки и политолог, директор Международного института новейших государств А.Мартынов. По его мнению, они поспособствуют снижению практики применения «серых технологий» и дискредитации выборов, а также повысят качество организации избирательного процесса в целом. Инициатива, отмечает эксперт, в полной мере «соответствует международной практике и стандартам». Поддерживает коллегу и председатель совета Российского общественного института избирательного права И.Борисов.
По его мнению, указанные нововведения направлены на обеспечение «легитимности, конкурентности и открытости избирательного процесса». Как отмечает эксперт, политические игроки зачастую используют права наблюдателей в целях подрыва деятельности избирательных комиссий, однако надеется на то, что на предстоящих в сентябре 2016 года выборах работа наблюдателей будет проходить в конструктивном ключе и иметь своей целью оказание содействия гражданам в реализации своих избирательных прав, а не «расшатывание избирательной системы» страны.